статья на тему "как познакомить детей среднего возраста с темой"деревья""
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
статья для ознакомления детей среднего возраста с темой "деревья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по познавательно-исследовательской деятельности "деревья" | 62.49 КБ |
Предварительный просмотр:
статья «Развитие познавательно – исследовательских навыков в процессе ознакомления детей 4-5 лет с темой: «Деревья».
Цель:
Формирование познавательно – исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
- Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
- Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
- Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
- Воспитывать любовь, доброе отношение к природе.
Введение
Все начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любования, оценочные суждения, действия по уходу за растениями.
Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, экскурсии, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.
Используя наблюдения за объектами живой природы можно научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим:
- Способствует преодолению детских страхов.
- Развивает уверенность в своих силах.
- Избавляет от одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности.
Участники процесса:
- Дети группы
- Родители;
- Воспитатель;
- Музыкальный работник;
- Инструктор по физкультуре.
Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско – творческий.
Сроки реализации: с 15.09.16 г. по 15.06.17 г.
Проблема: хотим узнать «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада?»
Предполагаемый результат:
- Расширить кругозор детей о растительном мире.
- Создание в группе необходимых условий для самостоятельного наблюдения за появлением листочков на ветках деревьев.
- Укрепление дружбы, взаимопонимания, поддержки, помощи во взаимоотношениях сверстников, продуктивное общение детей с родителями.
- Вызвать желание самостоятельно и творчески отражать свои представления о деревьях разными изобразительно – выразительными средствами.
- Развитие наблюдательности, любознательности, умение обобщать, замечать изменения, самостоятельно рассуждать.
- Применение знаний, полученных при ознакомлении детей с художественной литературой, в самостоятельной творческой деятельности.
- Формирование познавательно – исследовательских навыков.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Формы и методы работы:
Работа:
- Рисование на природе ( на песке, на снегу, рисование натуры ).
- Наблюдения, целевые прогулки.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий.
- Чтение художественной литературы о природе.
- Утренние беседы.
- Работа в книжном уголке.
- Тематические выставки.
- Дни творчества.
- Тематические праздники.
- Взаимодействие с семьей.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: «Какие деревья растут на участке нашего детского сада?»
N | ЭТАПЫ ПРОЕКТА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | УЧАСТНИКИ |
1 | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
Диагностика по теме: «Какие деревья ты знаешь?»
«Игры с детьми на прогулке» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
2 | ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
«Почему у нас на участке не растет дуб и береза?»
«Деревья» | Воспитатели, родители и дети Воспитатели Родители и дети Воспитатели и дети |
«Какой листик?»
«Отгадай дерево»
Виртуальная Экскурсия в лес
Музыкальные тематические праздники «К ёжику в осенний лес». Физкультурно – тематические праздники | Родители и дети, воспитатели Дети, родители, воспитатели Музыкальный руководи-тель Инструктор по физкультуре | ||
3. | ИТОГОВЫЙ ЭТАП | Итоговая мультимедийная презентация «Деревья на участке нашего детского сада» Составление гербариев Выставка «Дерево, которого нет в природе» | Воспитатели, дети Родители, дети |
ОБЪЕМ ЗНАНИЙ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Названия блоков | Объём знаний |
Блок 1. Познавательно - экологический | Формирование знаний о названиях некоторых деревьев, о составных частях дерева, о пользе дерева. |
Блок 2. Продуктивная деятельность | Выставка рисунков «Лес, словно терем расписной». Составление мини – рассказов, загадок о деревьях. Создание гербария. Оформление тематических выставок из природного материала. |
Блок 3. Создание развивающей среды | Оснащение центра математике картинками с изображением деревьев разных видов и деревьев, разных по высоте и по толщине ствола, силуэтные изображения этих деревьев. Игра – лабиринт, Дидактические игры Демонстрационный материал: ребусы, кроссворды, деревья в картинках, репродукциях, иллюстрациях художников. |
Блок 4. Взаимодействие педагогов, родителей и детей | Консультации по теме: |
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Развитие познавательно – исследовательских навыков в процессе ознакомления детей 4 – 5 лет с темой «Деревья».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ | ОСНАЩЕНИЕ |
Центр естествознания | Рассматривание и описание картины И. Левитан Золотая осень». И. Шишкин «Зима». | - иллюстрация картины - игрушечные деревья - диск с мультфильмом |
- Беседа «Что мы знаем о деревьях?» | - иллюстрации деревьев, фотографии | |
- Разучивание стихов, отгадывание загадок
| - И. Токмакова «Ива», «Тополек» - иллюстрации - загадки | |
Математическое развитие | - Непосредственно образовательная деятельность (НОД) «Путешествие в сказочный лес» | - листочки дуба, рябины, клёна. |
Изобразительная деятельность | - Коллаж из осенних листьев «Осенний ковёр» | - технологическая карта последовательности изображения |
Центр игры | - Сюжетно – ролевая игра «Экспедиция в волшебный лес» | - иллюстрации разнообразных видов деревьев |
Физическое развитие | Музыкально – физкультурный досуг «К ёжику в осенний лес». | |
Здоровье и безопасность | «Правила поведения в лесу» | - папка - передвижка |
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ:
« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ТЕМОЙ «ДЕРЕВЬЯ».
| Форма | Тема | Место проведения | Количество |
Познание | Наблюдение | «За деревьями» | Участок ДОУ | Систематически |
| Непосредственно образовательная деятельность (НОД) | «В гости к деревьям» | Группа | По плану |
| Дидактические игры | «Узнай дерево» | Группа, | Систематически |
| Рассматривание альбомов, фотографий | «Деревья» | Группа | Систематически |
| Виртуальные Экскурсии, прогулки | 1 раз в неделю | ||
Коммуникация | Пересказ рассказа | Г. Скребицкий «Осень» | Группа | По плану |
| Составление описательных рассказов | «Опиши дерево» | Группа, | По плану |
Чтение художественной литературы | Заучивания стихотворений | А. Толстой «Осень» | Группа | По плану |
| Чтение стихов, загадок, рассказов | М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет» | Группа | По плану |
| Рассматривание иллюстраций |
| Группа | По плану |
Художественное творчество | Рисование, аппликация, лепка | «Дерево, которого нет в природе» | Группа | По плану |
| Рассматривание репродукций пейзажей | И. Шишкин «Зима» | Группа | По плану |
Социализация | Дидактические игры |
| Детский сад | Декабрь |
Музыка | Тематические праздники | Осенний праздник «К ёжику в осенний лес» | Музыкальный зал | Октябрь |
Физкультура | прогулки | Включение игр по теме | Участок детского сада | По плану |
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ДЕРЕВЬЯХ.
Начало проекта: 15.09.2016 года
Конец проекта: 15.06.2017 года.
N | Уровень знаний | Начало проекта | Конец проекта | Примечание |
1 | Высокий | - | 8 человек 24% |
|
2 | Средний | 15 человек 72% | 13 человек 62% |
|
3 | Низкий | 6 человек 28% | 2 человека 8% | Дети находились в отпуске |
ВЫВОДЫ: По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Приозерского района, повышению познавательного интереса.
Начало проекта Конец проекта
ОПЫТ «РАСПУСКАНИЕ ВЕТОК».
N | Где быстрее распустятся листочки | Ветки рябины | Ветки ивы |
1 | В светлом месте | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
1 | В темном месте | Появились листочки светло-зеленого цвета за 10 дней | Появились листочки светло-зеленого цвета за 12 дней |
2 | В теплом месте | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
2 | В холодном месте | Не появились листочки | Не появились листочки |
В воде | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней | |
3 | Без воды | Не появились листочки | Не появились листочки |
Дети ежедневно наблюдают за ветками и отмечают в календаре наблюдений изменения.
ВЫВОДЫ: Чтобы на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло. Но листочки маленькие и всё равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ПО ТЕМЕ: «ДЕРЕВЬЯ…»
ОСЕНЬ
Тема: Многообразие осенних листьев
Цель – показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Ход прогулки
Наблюдение
Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листок летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
Рассмотреть с детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разные (у березы-шершавая, у клена-гладкая и т. д.).
Художественное слово
Падаю, падают листья-
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Е. Головин
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… Летят… Летят…
Е. Тутнева
Загадки (А) и пословицы (Б)
А. Падают с ветки золотые монетки.
(Листья)
Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют.
(Листья)
Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут.
(Листья)
Б. Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Дидактические игры (А) и упражнение (Б)
А.
«Найди самый красивый листок» - дети выбирают из предложенных наиболее понравившийся. Цель – закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.
«Узнай дерево по листочку» - детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево. Цель - закрепить названия деревьев.
Б. «Сдуй листок со стола» - на столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде воспитателя дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз.
Цель – развивать речевое дыхание.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики,
Будем листья собирать. начиная с большого.
Листья березы, Сжимают и разжимают кулачки.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» пальчиками.
Н. Нищева
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Собрать букет.
Б. Перепрыгнуть дорожку из листиков.
Подвижные игры
«Листопад». Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад». Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с жёлтыми
Листья желтые летят! листьями.
Кружатся красивые
желтые листочки!
Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными
Красные листочки! листьями.
Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.
Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, Разбежались.
Разлетелись в разные стороны.
Закружились, Кружатся.
Закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Поймай листок». Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше. Ход игры. Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.
Тема: «Знакомимся с деревьями»
Цель – уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
Ход прогулки
Наблюдение
Сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.
Детям предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность.
Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.
Художественное слово
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
А. Твардовский
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день – и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
А. Пушкин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С. Есенин
Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
А. Пушкин
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
И. Бунин
Загадки (А) и скороговорки (Б)
А. Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Лес)
Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
На горе шумит,
А под горой молчит.
(Лес)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Платье потерялось – пуговки остались.
(Рябина)
Одна нога – много рук.
(Дерево)
Б. У пеньков опять пять опят.
Дидактические игры
«Найди дерево» - воспитатель показывает дерево, имеющееся на участке, дети находят его. Цель – закрепить названия деревьев.
«Сравни» - дети сравнивают веточки разных деревьев. Цель – найти и назвать веточки разной длины и толщины.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Угадай» - угадать на ощупь, что положили в ладошки (камешек, шишку, травинку или палочку).
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.
Н. Нищева
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Собрать и разложить по коробкам природный материал.
Б. Метание шишек в дерево правой и левой рукой.
Подвижная игра
«Поймай грибок». Цель – упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры.
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Воспитатель: «Кто нашел его, друзья?» Дети: «Это я, я, я!» Дети – «грибники» (стоят в парах лицом к друг другу, взявшись за руки) ловят «грибы» (заключить в свой круг).
Тема: «Знакомимся с работой дворника»
Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.
Спросить у детей, что было бы, если бы дворника не было.
Художественное слово
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
В. Степанов
Загадки
Голичок на длинной ножке
Пляшет прямо на дорожке,
Убирает все дотла,
А зовут меня… (метла)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
(Метла)
Зубасты, а не кусаются.
(Грабли)
Дидактическая игра
«Что делает?» - описать работу дворника. Цель – научить подбирать глаголы к существительному «дворник».
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Сделай сам» - сделать из сухой травы веник.
Собрать мелкие камешки в корзину.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Собрать крупный мусор.
Б. Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Подвижная игра
«По ровненькой дорожке». Цель – научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом. Ход игры.
По ровненькой дорожке, «Пружинка» на двух ногах с продвижением вперед
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам,
по камешкам
В ямку – бух! Присесть на корточки.
Вылезли из ямы. Поднимаются.
(Игра повторяется.)
ЗИМА
Тема: «Наблюдаем за работой дворника»
Цель – воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.
Детям предложить посмотреть, как убирает снег трактор. Кто управляет им? Какие части есть у трактора (колеса, кабина, дверь, грейдер).
Художественное слово
Снега прошли немалые,
А все идут, идут…
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
Под тучами лохматыми,
Метелками шуршат.
На улицах, на улках,
В дворах и закоулках
Управиться спешат.
Е. Благинина
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
В. Степанов
Загадки
Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит
И весь двор уберет.
(Дворник)
Дидактическая игра
«Кому что нужно для работы» - дети рассуждают на тему «Профессии».
Цель – закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Собрать из прутиков веник.
Пальчиковая гимнастика «Снегопад».
Белых хлопьев белый пух плавно Вращают кисть руки.
и спокойно
Надь деревьями кружит Руки вверх.
и над колокольней.
Каждый дом и каждый куст Показывают крышу дома.
греют, одевают
Снеговая шубка и шапка снеговая. Показывают шубку и шапку.
Белых хлопьев белый пух Показывают, как падает снег.
с неба валит валом,
Укрывая белый свет белым одеялом, Поглаживают одну ладонь другой.
Чтобы слева, впереди, Показывают направления.
позади и справа
Сладко спали до весны дерева Показывают, как спят.
и травы.
Это сколько ж наметет снега Руки у щек, покачивают головой.
за ночь-то!
Это как же полетят с горки саночки! Левой ладонью проводят
Г. Лагздынь сверху вниз по правой руке.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Очистить тротуар или участок площадки от снега.
Б. перепрыгивание через очищенную дорожку.
Подвижная игра
«Дорожки». Цель – научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего. Ход игры. На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.
Тема: «Наблюдаем за деревьями».
Цель – показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.
Ход прогулки
Наблюдение
Показать, что у елочки (сосны) – зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.
Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.
Художественное слово
Вот и мороз…
Забыта осень…
Затих, застыл весенний лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожат их нимало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег
Как одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным
Гром разбудит…
Деревья спят
Совсем как люди
И день за днем растут во сне.
К. Чомов
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
В. Суслов
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
С. Есенин
Загадки
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
О. Высоцкая
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Что сначала, что потом?» - дети отвечают на вопросы «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?» Цель – развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.
Б. «Толще, выше» - дети описывают дерево, предложенное воспитателем.
Цель – развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Собрать из прутиков веник.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сгрести снег к стволам деревьев.
Б. Метание в цель (шишкой).
Подвижные игры
«Ворона и собачка». Цель – научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу. Ход игры. Выбирается «собачка», остальные дети – «вороны».
Возле елочки зеленой Дети прыгают, изображая ворону.
Скачут, каркают вороны:
«Кар! Кар! Кар!»
Тут собачка прибежала Дети убегают от «собачки».
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
Игра проводится 2-3 раза.
«Беги к тому, что назову». Цель – напомнить детям названия деревьев. Обучить бегать стайкой. Ход игры.
Раз, два, три – елку найди!
Раз, два, три – к березе беги!
ВЕСНА
Тема: «Первые листья на деревьях»
Цель – повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).
Ход прогулки
Наблюдени
Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе – сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно – зеленые. На тополе – блестящие, клейкие, темно – зеленые.
Рассматривая почки с детьми, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие – позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.
Художественное слово
Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.
Я. Аким
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А. Плещеев
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
В. Рождественский
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько
Вчера крыжовник весь светился –
Он был корявый и смешной.
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.
Е. Благинина
Загадки (А) и пословица (Б)
А. Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня… (весна)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Береза)
Матушкой-весной я в платье цветном,
Мачехой-зимой – в саване одном.
(Черемуха)
Над водой
Стоит с красной бородой.
(Калина)
Б. Май лес наряжает, лето в гости ожидает.
Дидактические игры
«Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.
«Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева.
Цель – употребить в речи относительные прилагательные.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Выложить листики из камней
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
Б. Допрыгни до листика (прыжки в высоту).
Подвижные игры
«Зевака». Цель – развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры. Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2 – 3 упражнения с мячом.
«Охотник». Цель – упражняться в бросании и метании мяча. Ход игры. Одного выбирают «охотником», все остальные – «дичь».
«Охотник» играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).
Тема:» Цветут деревья и кустарники»
Цель – познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.
С детьми понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Художественное слово
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А. Фет
Залит солнцем весь весенний,
И сквозь окна светлые
Смотрят в сад кусты сирени
Тучкой фиолетовой.
В. Жак
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень,
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
А. Плещеев
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
С Есенин
- Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
Е. Благинина
Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны!
Е. Благинина
Солнце дарит всем весну,
Вытаяли стежки.
Я за пазухой несу
Вербные сережки.
Р. Бородулин
Загадка
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…(верба).
Н. Нищева
Дидактические игры
«Найди дерево» - научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
«Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи цветочек» - из камней или пробок выложить цветок.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Смастерить из песка вазу для цветов.
Б. Прыжки вокруг дерева на двух ногах.
Подвижные игры
«Бусинки». Цель – научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Ход игры. Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы. Поет медленно:
Как мы бусинки лепили, Ведет цепь по прямой.
Как мы бусинки лепили, Ведет цепь плавно из одной стороны
Бусинки, бусинки, в другую, медленно кружится,
Красивые бусинки. завивая цепь вокруг себя.
Как мы с бусами играли,
Как на нитку собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тара-рах! (Дети разбегаются по площадке.) Ой, как далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать!»
«Заинька, выйди в сад». Цель – научить детей действовать в соответствии со словами. Ход игры. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад,
Вот так, вот так,
Выйди в сад.
Вот так, вот так,
Выйди в сад.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так,
Топни ножкой.
Вот так, вот так,
Топни ножкой.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись,
Вот так, вот так,
Покружись.
Вот так, вот так,
Покружись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так,
Попляши!
Твои ножки хороши!
«Волшебный клад». Цель – уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. Ход игры – Воспитатель объясняет задачу: «Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки, спрятанные в разных местах». Дети ищут.
Тема: «Наблюдаем за работой дворника».
Цель – продолжить наблюдения за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? С детьми посмотреть, как дворник обрезает кусты. Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек.
Художественное слово
Встанет дворник на заре,
Все очистит во дворе
И кусты обрежет сам.
Красота и радость нам!
Загадки (А) и скороговорка (Б)
А. Стоят в один ряд
Острые пальчики,
Цап-царапки.
Подбирай охапки.
(Грабли)
Быстро грызет,
Мелко жует,
А сама не глотает.
(Пила)
Железная сестрица
Зубаста и остра:
Ее и клен боится,
И тополь, и сосна…
И даже дуб боится
Попасть на зуб сестрице.
(Пила)
Б. Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
«Сено граблями, краб, грабь!»
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Кому что нужно для работы?». Цель – закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Б. «Назови одним словом». Цель – закрепить обобщающие слова.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Собери из веточек веник».
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения
А. Помочь дворнику очистить участок.
Б. Отбивание мяча правой и левой рукой.
Подвижная игра
«Шлепанки». Цель – упражнять в отбивании мяча. Ход игры Дети встают в круг. Выбирают водящего, считают до пяти: пятый – водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч об землю в его направлении. Тот, чье имя назвали, ловит мяч и отбивает его, стоя на месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более пяти. После отбивания игрок перебрасывает его водящему. Если игрок уронит мяч, то становится водящим.
ЛЕТО
Тема: «Изучаем деревья и кустарники».
Цель – вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть, какие деревья растут по близости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух.
Детям рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев – желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья – круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.
Художественное слово
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой березонька,
Трава шелковая… (Русская народная песня)
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
А. Прокофьев
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу.
(Русская народная песня)
Загадки
Стоит Федосья,
Распустила волосья.
(Береза)
Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза.
(Береза)
Хоть зима, хоть весна,
Вся в зеленом…(сосна)
Дидактические игры
«Найди дерево». Цель – распознать деревья по признакам: форма, расположение веток, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
«Угадай по описанию». Цель – научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Выложи узор» - выложить узор из деревянных палочек или спичек.
Пальчиковая гимнастика «Прятки».
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
И головки убирали. Усложнение: поочередное сгибание.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Хождение по бревну.
Подвижная игра
«Палочка-выручалочка». Цель – развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла… (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий – прячется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по развитию речи детей среднего возраста
Образовательные технологии в развитии речи детей среднего возраста...
Комплексное занятие для детей раннего возраста по теме "Деревья"
Формирование представлений об окружающем мире, в том числе и природном, является частью познавательного развития детей раннего возраста. В данном конспекте в игровой форме педставлен один из воз...
Статья рекомендации для родителей детей средней группы по теме: «Развиваем речь во время новогодних каникул»
Рекомендации и примеры игр для развития речи ребенка, для расширения его кругозора во время новогодних каникул...
Методическая разработка образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему : « Деревья и кустарники нашего двора. Рисование по замыслу»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникати...
Презентация на тему " Дидактические игры для детей среднего возраста на тему все работы хороши"
Целью данной презентации является закреплять знание детей о профессиях, уточнить представление детей о предметах необходимых для работы людей разных профессий и воспитывать уважение к труду взрослых р...
Статья на тему "как познакомить детей среднего возраста с темой "деревья"
Статья на тему "как познакомить детей среднего возраста с темой "деревья"Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом по...
Социально-значимый проект для детей средней группы на тему «Деревья- наши друзья»
Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы.Развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к приро...