Открытое итоговое занятие " Откуда хлеб пришел"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Любанова Татьяна Сергеевна

Конспект занятия по познанию

«Откуда к нам хлеб пришел?»

(старшая группа)

Программное содержание

Познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Формировать представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб. Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба. Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: стихи, пословицы, загадки о хлебе; настоящий хлеб на подносе; дидактическая игра "Профессии"; магнитофон; DVD; презентация.

Ход занятия

Ребята! Послушайте загадки:

"Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место".

"Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом".

(Под русскую народную музыку выносится на подносе хлеб).

А вот и отгадка на загадки. Это хлеб. А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы, пекари.

Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он объясняет трактористу как боронить, сеять, пахать землю. А выращивают хлеб, ухаживают за ним хлеборобы.

http://www.doshvozrast.ru/images/hleb02.jpg

Трактористы должны следить за техникой, во время ее починить, правильно эксплуатировать. Масса, намолоченная комбайном, содержит кусочки соломы, комочки земли. А в примесях содержится влага, от нее зерно может сгнить, т.е. может пропасть труд агронома, тракториста, комбайнера, хлебороба.

http://www.doshvozrast.ru/images/hleb01.jpg

Чтобы этого не произошло, следующий этап работы - ток, где очищают зерно от примесей, просушивают. Далее зерно везут на элеватор, где оно хранится. По мере надобности зерно отправляют на мельницу, где из него получают муку. Оттуда мука поступает в хлебозаводы.

http://www.doshvozrast.ru/images/hleb04.jpg

 Далее из муки делают тесто.

А как делают тесто? (ответы детей)

Посмотрите, что для этого нужно.

http://www.doshvozrast.ru/images/hleb11.jpg           http://www.doshvozrast.ru/images/hleb10.jpg

http://www.doshvozrast.ru/images/hleb09.jpg        http://www.doshvozrast.ru/images/hleb08.jpg

http://www.doshvozrast.ru/images/hleb07.jpg          http://www.doshvozrast.ru/images/hleb12.jpg

Давайте назовём. (Ответы детей).

Его вымешивают с помощью машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки. В нашей стране хлеб выпекают в хлебозаводах. Затем отправляют хлеб в магазины.

Первая лепешка была получена из семян, которую человек растер в муку, смешав с водой, испек на раскаленных камнях.

Ребята! Как вы думаете, почему осенью, после того как убрали комбайны хлеб, на полях трактора пашут, боронят? Правильно, пашут и боронят землю потому, чтобы земля под снегом была мягкой, рыхлой, чтобы набрала она за зиму и весну как можно больше талой воды. А в это время колхозники готовят зерно к посеву, проветривают, просушивают.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Ребята! А для чего нам нужен хлеб? Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Он проходит длинный путь: сев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят: "Хлеб - всему голова", "Хлеба ни куска, так и в тереме тоска".

А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей)

А теперь послушайте и попробуйте объяснить значение этих поговорок:

"Худ обед, коли хлеба нет".

"Хочешь есть калачи, так не сиди на печи."

(ответы детей)

Проводится дидактическая игра "Профессии".

"Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели,
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли!"

Хлеб - это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать.

Хлебу отводится особое место и в религиозных ритуалах разных народов. Для религиозных праздников готовят специальные виды хлеба: русский кулич, мексиканская фиеста, армянский лаваш. Хлебы, потребляемые в разных странах разные по своему составу, внешнему виду, способам приготовления. У некоторых - хлеб хрустящий, мягкий, у некоторых - ломкий, тонкий, но все люди мира знают, что "Хлеб - это наше богатство, достояние", и они с достоинством к нему относятся.

Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

На рисовании мы нарисуем рисунки "Откуда хлеб пришел". У нас получится целый альбом о хлебе, и выставим его, чтобы родители и гости могли увидеть, что мы знаем о хлебе, как к нему надо относиться, и не забывали, что "Хлеб - всему голова".

(Подводится итог занятия (закрепление материала)).

Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).

 

 

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека

Задачи:

Обучающие

Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.

Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

 Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.  Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные:

  Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая

Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова  «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”,  «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова,чтение сказок«Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь»,  «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея  хлеба.

Оборудование  колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в  прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».

Форма проведения: совместная деятельность

Ход ОД

 Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

 Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим

Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Колосок». Что нашли мышата во дворе?

http://www.doupravdinsk.org/_/rsrc/1468891500329/osnovnye-napravlenia-deatelnosti-dou/igrynarazvitiekommunikativnyhsposobnostejdetejdoskolnogovozrasta/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2.jpg?height=295&width=400

 

 Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.

      Колосок как будто дом,

      Много комнат в доме том.

      В каждой комнате -  зерно,

      Спелой зрелостью полно.

( Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ( (ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая ?(пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).

Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)

Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто).

Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).

 В старину  на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).

Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Игра «Угадай на вкус».  Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

 Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Этюд” Колоски”.

http://www.doupravdinsk.org/_/rsrc/1468891501369/osnovnye-napravlenia-deatelnosti-dou/igrynarazvitiekommunikativnyhsposobnostejdetejdoskolnogovozrasta/images.jpg

 А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске ( дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки ( дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

  Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

 С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Игра « Из чего сварили кашу

 Какую кашу  варят из гречки?( гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую) и т.д.

Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)

 

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла                                     поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку  пришла

Всех друзей угостим                                  раскрыть ладони

По тарелке дадим                                      поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке                                развести руки в стороны

Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

http://www.doupravdinsk.org/_/rsrc/1468891498418/osnovnye-napravlenia-deatelnosti-dou/igrynarazvitiekommunikativnyhsposobnostejdetejdoskolnogovozrasta/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA3.jpg?height=200&width=200

(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине,  лепешки – в Узбекистане (2), лаваш – в Армении (3), багет – во Франции (4), галеты – в Италии) (5)

http://www.doupravdinsk.org/_/rsrc/1468891499548/osnovnye-napravlenia-deatelnosti-dou/igrynarazvitiekommunikativnyhsposobnostejdetejdoskolnogovozrasta/%D1%88%D0%B3.jpg?height=299&width=400

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Ребята, хотели бы вы сами попробовать  вырастить  злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент.  Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание

 Вот и закончилось  наша экскурсия . Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"

Цель данного конспекта: продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая....

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел?"

Разработан для детей старшей группы...

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"

Занятие о процессе выращивания хлебаи его изготовлении....

Комплексное занятие "Откуда хлеб пришел"

Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Откуда хлеб пришел?»

Закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме "Откуда хлеб пришёл?";образование существительных во множественном числе Родит.падежа;закрепление навыков словообразовани...

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел?"

Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий, познакомить детей с тем, как выращивают хлеб, довести до сознания детей, что ...