Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект
по созданию мини-музея в детском саду
«Русская изба»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_izbat_word.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.
Педагогический проект
по созданию мини-музея в детском саду
«Русская изба»
г. Нижневартовск 2017 год.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей к национальной культуре.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.
Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре
Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.
Мини – музей «Русская изба» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.
.
Актуальность:
Отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и родителей и детей.
Цель проекта: Содействовать гармоничному развитию детей. Знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.
Задачи проекта:
- Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
- Прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Вид: познавательный, творческий.
Проект рассчитан: на 2 учебных года
Проект ориентирован на две возрастные ступени:
Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
Старший дошкольный возраст – 6-7 лет
.
Участниками проекта являются: педагоги, дети дошкольных групп, родители и гости из других учебных заведений, спонсоры, заинтересованные представители общественности.
Формы реализации проекта:
- познавательно-игровые занятия;
- занятия-экскурсии;
- беседы,
продуктивная деятельность
Проект построен на основе методических принципов:
- интеграции культур
- учет возрастных особенностей детей,
- доступность материала,
- постепенность его усложнения.
Создание и размещение мини-музея:
Музей в ДОУ функционирует с 2000 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.
Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.
Родители оказывают помощь:
- В пополнении мини-музея новыми экспонатами
- Участвуют в мероприятиях МБДОУ: праздниках, посиделках, выставках, создании фотоальбомов
- Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.
Структура проекта:
I. Подготовительный этап. Он включал в себя:
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Посещение городских музеев с детьми .
- Разработка модели мини-музея.
- Разработка «Паспорта музея старинного быта» в МБДОУ
II. Практический этап (этап реализации проекта).
1. Создание экспозиций в мини-музее.
В 2015 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта).
В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями.
Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками».
2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.
В мини-музее организуются:
- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;
- Игры - занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 4-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;
- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;
- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;
3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.
- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов) ;
- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.
III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)
1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.
2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.
3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.
4.Проводиться диагностика усвоения детьми пройденного материала
Интеграция образовательных областей.
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
- «Формирование целостной картины мира» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа.
- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;
- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим;
- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;
- «Музыка» - организуются музыкальные развлечения, посиделки;
Результат проектной деятельности
- Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.
- Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.
- Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.
ПЛАН
реализации проекта
Старшая - подготовительная группа
N | Месяц. | Тема. | Форма организации | Часы |
1. | Сентябрь. | Мир старинных вещей. | Экскурсия в мини-музей | 1 ч. |
2. | Октябрь. | В гостях у Хозяюшки. | Занятие | 1 ч. |
3. | Ноябрь. | Так мы раньше одевались. | Беседа | 1 ч. |
4. | Декабрь. | Во дворе у бабушки | Интегрированное занятие | 1 ч. |
5. | Январь. | Святочный вечерок | Развлечение | 1 ч. |
6. | Февраль. | От лучинки до электрической лампы | Занятие | 1 ч. |
7. | Март. | Праздник | 1 ч. | |
8. | Апрель. | «Народные игры» | Развлечение | 1 ч. |
9. | Май. | Люби свой край и воспевай. | Занятие | 1 ч. |
10. | Итого. | 9 ч. |
Перспективный план работы с родителями
N | Месяц | Тема | Форма организации |
1. | Сентябрь. | «Семейный альбом» | Выставка фотографий детей всей группы «Какие мы» |
2. | Октябрь. | Народные традиции, их роль в семейном воспитании. День пожилого человека | Консультация Организация праздника |
3. | Ноябрь. | Самый лучший русский костюм | Конкурс рисунков |
4. | Декабрь. | Колыбельная песня в жизни ребенка | Консультация |
5. | Январь. | Самый лучший русский национальный костюм | Конкурс рисунков |
6. | Февраль. | Проведение праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения русской культуре «Семейный досуг» | Консультация Организация смотра конкурса |
7. | Март. | Масленица | Праздник |
8. | Апрель. | Пасха | Занятие в старше - подготовительной группе Праздник |
9. | Май. | Праздник
|
Ожидаемые результаты:
В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры.
В старшей - подготовительной группе к концу года дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники, различать русские орнаменты. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.
Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.
Использованная литература :
- Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
- Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
- Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
- Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
(из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду...
Проекты по созданию мини-музеев в группах детского сада
ПРОЕКТЫПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЕВ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДАВ 2015-2016 учебном году коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) работали над проектом по созданию в группе тематиче...
Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...
Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»
Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребен...
Презентация: "Создание мини-музея в группе детского сада"
Расскрыты основные аспекты последовательности построения и оснащения мини-музея в группе детского сада. Представны фотографии, сделанные на группе (мини-музей, его оснащение. предварительная работа и ...
Консультация "Создание мини -музея в детском саду "Русская изба"
В этой публикации говорится о создании мини - музея в детском саду. О приобщении детей к истокам русского быта....