Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи (в рамках проекта «Любознайки космоса») Тема: «Первый космонавт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с первым полётом человека в космос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим
и развитию речи
(в рамках проекта «Любознайки космоса»)
Тема: «Первый космонавт»
в подготовительной к школе группе №8
Составила:
воспитатель Черемухина О.А.
Программное содержание:
- Познакомить детей с первым полётом человека в космос;
- Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, расширять кругозор;
- Создавать условия для познавательно - речевого развития.
- Воспитывать у детей патриотические чувства: уважение, гордость за русского человека, за страну в которой живём.
Активизация словаря: Космос, космонавты, космическое пространство, звёзды, карлики, космический холод, астрономы, скафандр, шлем, ракета, и т.д.
Обогащение словаря: Обсерватория, телескоп, переменные, «чёрная дыра», межзвёздная пустыня, виток, межпланетная мгла, космодром, герметическая кабина, реактивный, сопло.
Оборудование: Макет – изображение скафандра в рост ребёнка, макет ракеты; фото: космический корабль, Ю.А.Гагарин, телескоп, обсерватория, собаки Белка и Стрелка, памятник Ю. Гагарину в Москве. Карта звездного неба. Магнитофон с записями: космическая музыка Didier Marouani, сообщение Ю. Левитана о полёте Ю.А. Гагарина в космос. Шары для опыта на каждого ребёнка (по 2 штуки). Фотоаппарат, компьютер, презентация «Космос», фонарь, диск (для эксперимента).
Предварительная работа: Рассматривание карты Солнечной системы, чтение информации энциклопедического характера о космосе, планетах; беседа с детьми «Кем я хочу стать?», конструирование макета «Солнечной системы», проведение опытов, рисование по теме «Космос».
Литература: А.В. Лукьянова «Настоящая астрономия для мальчиков и девочек». – М.: «Интеллект - Центр», 2009.
О.А. Скоролупова «Покорение космоса». – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Ход занятия:
Звучит космическая музыка Didier Marouani.
Заходят дети с макетом ракеты.
1 ребёнок: Здравствуйте, ребята, сегодня мы со своим другом пришли к вам в гости и принесли с собой космическую ракету, необходимую для полёта и путешествия в далёкий космос.
2 ребёнок: Но для того, чтобы путешествовать в космосе, надо очень много знать.
Далекие звезды в небе горят.
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас,
Но мы не готовы к полёту сейчас!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, не беспокойтесь, оставайтесь с нами. Мы с вами вместе будем узнавать все необходимое о космическом пространстве постепенно, понемногу, для того, чтобы пополнить наши знания и создать детский «отряд космонавтов» для наших игр.
1 слайд – Звёздное небо
Воспитатель: Подняв головы к небу вечером или ночью, кто из вас, ребята, не видел звезд? Все видели! А днем звезд не видно из-за солнечного света. Я вам предлагаю сейчас провести эксперимент: мы как будто будем наблюдать за звездами с помощью нехитрых помощников – круга с отверстиями и фонаря. (Воспитатель, с помощью фонаря, светит снизу на лист картона с отверстиями, создаёт эффект звёзд на небе).
Воспитатель: Что вы там увидели?
Дети: как будто звездочки на небе.
Воспитатель: Да, создается такой эффект. За звездами можно наблюдать и днем, но вечером и ночью гораздо лучше. А что вы знаете о звездах?
Дети: Звёзды — это раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их видим маленькими, т.к. они от нас очень далеко. Изучая звёзды, узнали, что все они очень разные. Звёзды бывают разного цвета: красные, жёлтые, белые и голубоватые. Красные звёзды – самые холодные, а голубоватые – самые горячие. Бывают звёзды – гиганты, а бывают звёзды – карлики. Есть звёзды переменные. Их яркость то возрастает, то уменьшается. А есть и невидимые звёзды. Это очень опасные объекты. К такой звезде ни в коем случае нельзя близко подлетать. Их называют «чёрными дырами» и они очень большие. В такую «дыру» можно только упасть, а выбраться оттуда невозможно! В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. И там нет воздуха.
(Воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы уже много знаете.
Показ карты звёздного неба.
Воспитатель: Посмотрите на карту звёздного неба, мы видим бесчисленное множество звёзд. Их обнаружили, открыли, дали им названия учёные -астрономы с помощью телескопов – специальных приборов.
2 слайд - телескоп.
Воспитатель: Кажется, что мы уже знаем много о Вселенной, космосе, но в то же время мало. Много потому, что ученые нас познакомили со своими открытиями. Мало, потому, что никто не бывал в космосе и не мог про него рассказать. А вот 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда чёрном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника - жила, дышала, летала над миром собака Лайка.
3 слайд - Лайка
Спустя три года за Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак?
Дети: Собаки Белка и Стрелка.
4 слайд - Фото Белки и Стрелки.
Воспитатель: Да, ребята, вслед за Лайкой последовали Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе больше суток и благополучно вернулись домой. Корабль «Восток», на котором состоялся полёт Белки и Стрелки, был оснащён различной аппаратурой, которая была подключена к собакам, ведь они не могли сказать нам, что происходит в космосе, а аппараты фиксировали и показывали изменения, происходящие в организмах собак на протяжении всего полёта. Успешное путешествие Белки и Стрелки доказало, что и человек может побывать в космосе.
Воспитатель: Белка и Стрелка стали знаменитыми. В космос они больше не летали. Всеобщие любимицы жили при Институте космических исследований и оставили после себя потомство. Также в полёте побывали морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.
Воспитатель: Уже тысячи лет люди изучают небо. Зачем это нужно - спросите вы? Я отвечу: «Очень нужно! Вот, например, как узнать, который час?».
Дети: Можно посмотреть на часы.
Воспитатель: А если часы спешат, отстают или остановились?
Дети: Проверить по радио, телевидению.
Воспитатель: Откуда же радио известно, который час? Не знаете? На радио сигналы точного времени передают из обсерватории – специального научного учреждения, где астрономы, через телескопы, определяют время по положению звёзд на небе.
5 слайд - Обсерватория
Воспитатель: Но не только для этого нужно изучать звёзды.
А для чего ещё, кто знает?
Дети: По ним в открытом море проверяют курс корабля. В древности по звёздам узнавали сроки посева и жатвы.
Воспитатель: Правильно, ребята! И в изучении звезд и планет ученым помогают космонавты. А кто такой космонавт?
Дети: Человек, который летает в космос.
Воспитатель: Стать космонавтом может далеко не каждый желающий. А какими качествами должен обладать космонавт, как вы думаете?
Дети: Быть смелым, умным, дисциплинированным, внимательным, здоровым, трудолюбивым, стремиться к познанию, не бояться трудностей, не теряться в сложных и опасных ситуациях, т.е. иметь твердый характер.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все качества космонавта назвали. Ещё космонавт должен быть физически подготовлен. И мы сейчас с вами потренируемся как космонавты.
Физкультминутка.(2 раза)
Раз-два, стоит ракета, | дети поднимают руки вверх |
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет. Чей это портрет?
6 слайд - Фото Ю.А. Гагарина.
Дети: Юрия Алексеевича Гагарина.
Воспитатель: Почему люди всей планеты Земля знают этого человека?
Дети: Он самый первый в мире полетел в космос на космической ракете «Восток».
Воспитатель: Да, ребята, 50 лет назад,12 апреля 1961 года, весь мир, люди всех стран слушая радио, узнали об этом. Мы сейчас с вами послушаем, как все произошло.
Звучит голос Ю. Левитана «Сообщение о полете Ю.Гагарина».
Воспитатель: Юрий Алексеевич был первым лётчиком-космонавтом, он первый облетел землю на космическом корабле. Так высоко ещё никто не летал. Этим прославил Гагарин нашу страну.
1 ребёнок:
Взвилась ракета в небеса
И в тот же миг умчалась.
Лишь в синем небе полоса,
Как снег белеть осталась.
2 ребёнок:
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юным, сильным, отважным.
Помнят взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра!
Воспитатель: В полёте, Юрий Алексеевич, проводил наблюдения, необходимые для науки. Давайте послушаем самого Гагарина.
7 слайд - Запуск ракеты.
Голос Ю.А. Гагарина о впечатлениях от полёта.
Воспитатель: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам обратить внимание на одежду космонавта.
8 слайд - Скафандр.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о костюме космонавта?
Дети: Костюм космонавта – скафандр. Он сшит по росту космонавта. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос. Ведь в открытом космосе может быть очень жарко или очень холодно. В скафандре есть большой запас воздуха, он обогревается изнутри, и в нём космонавту никакой холод не страшен. К ракете космонавт прикреплён специальным шлангом и скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, когда выходишь в открытый космос.
9 слайд - Космонавт в открытом космосе.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё подробно рассказали. А ещё, если светит яркое солнце, то в шлеме скафандра, можно опустить шторки. При запуске и спуске ракеты космонавты ложаться в специальное «ложе».
10 слайд – Ложе космонавта.
Воспитатель: А знаете ли вы ребята, что ракета – пока самый быстрый вид транспорта на Земле? (Обращаю внимание детей на макет ракеты).
Дети: Да.
Воспитатель: Она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскалённый газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?
Дети: Да, хотим.
Опыт «Быстрая ракета»(2раза)
На столах, по два шарика, на каждого ребёнка.
Воспитатель:
- Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. (Дети выполняют).
- Что внутри шарика? (Воздух). Воздух внутри шарика не может вырваться наружу.
- Направьте шар вверх. Разожмите пальцы. Вот и полетели наши разноцветные ракеты. (Повторение опыта).
Воспитатель: Именно так работают и реактивные двигатели.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нового, интересного вы узнали, что вам особенно понравилось?
Дети: Много узнали о Гагарине, о Белке и Стрелке. Как работает реактивный двигатель, люди тысячи лет изучают звёзды.
Воспитатель: Ребята, подойдите к ракете, которую принесли ребята. У Юрия Алексеевича ракета называлась «Восток», а у нашей ракеты нет названия. Придумаем!
Дети: Да. «Смелый», «Быстрый», «Лунтик», «Звезда» и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю приклеить название на ракету. Подходите, помогайте. (Воспитатель вместе с детьми выполняют работу).
Воспитатель: Вот какая красивая ракета! Нам, для полёта, не хватает ещё шлемов (показывает образец), которые мы с вами смастерим на конструировании, и нужны фотографии будущих космонавтов.
Воспитатель: Но, это поправимо! Я приглашаю вас на фотосессию.
Заносит макет скафандра для фото сессии.
Дети встают в макет скафандра, воспитатель фотографирует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»
Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»
Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и лепке в первой младшей группе
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
Цели и задачи:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,- закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
Цели и задачи:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,- закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц
Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе. Обереги своими руками.
В нашей стране живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами. Наша обязанность знакомить де...