Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цели и задачи:

-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,

-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из природного материала,

-   закреплять умение правильно употреблять предлоги В, НА,ПОД, согласовывать прилагательное с существительными в роде и числе

-   развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику,

-   воспитывать внимание к речи других детей, учить составлять описание дикого животного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим и развитию речи

в старшей логопедической группе для детей с ТНР

Воспитатель: Тищенко Т.И.

Учитель-логопед: Канатчикова  Л.Ю.

Тема «Дикие животные. Подготовка к зиме».

Цели и задачи:

  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,

-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из природного материала,

  • закреплять умение правильно употреблять предлоги В, НА,ПОД, согласовывать прилагательное с существительными в роде и числе
  • развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику,
  • воспитывать внимание к речи других детей, учить составлять описание дикого животного.

Оборудование:

Предметные картинки по теме»Дикие животные»

Фигурка Айболита

Макеты жилищ животных и фигурки животных, созданные из природного материала

План – схема описательного рассказа  о животном, ободки для головы.

Предварительная работа:

Изготовление фигурок животных и их жилищ из природного материала

Заучивание стихов о диких животных (роли на осеннем празднике)

                                                    ГБОУ школа 1566

           09 ноября, 2016 г

Ход занятия

  1. Логопед: Загадки о животных, сообщение темы занятия.

Эта маленькая крошка

 Рада даже хлебной крошке,

 Потому что дотемна

 В норке прячется она.

(мышь)

Рыже-огненный комочек,

 С хвостиком как парашют,

 По деревьям быстро скачет,

 Был он там…

 Теперь уж тут.

 Быстрый он как стрелочка.

 Так ведь это…

(белочка)

 Рыжая плутовка

 Спряталась под ёлкой.

 Зайца ждёт хитрюга та.

 Как зовут её?..

(лиса)

 Лежала между ёлками

 Подушечка с иголками.

 Тихонечко лежала,

 Потом вдруг убежала.

(ёж)

 У косого нет берлоги,

 Не нужна ему нора.

 От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора.

(заяц)

 За деревьями, кустами

 Промелькнуло быстро пламя.

 Промелькнуло, пробежало,

 Нет ни дыма, ни пожара.

(лиса)

 Рыжая птичница

 В курятник пришла,

 Всех кур перечла

 И с собой унесла. (лиса)

 Зверька узнали мы с тобой

 По двум таким приметам:

 Он в шубе серенькой зимой,

 А в рыжей шубке — летом.

(белка)

 Словно царскую корону,

 Носит он свои рога.

 Ест лишайник, мох зеленый.

 Любит снежные луга.

(олень)

Есть на речках лесорубы

 В серебристо-бурых шубах.

 Из деревьев, веток, глины

 Строят прочные плотины.

(бобры)

 Работящие зверьки

 Строят дом среди реки.

 Если в гости кто придет,

 Знайте, что из речки вход!

(бобры)

Вперевалку зверь идет

 По малину и по мед.

 Любит сладкое он очень.

 А когда приходит осень,

 Лезет в яму до весны,

 Где он спит и видит сны.

(медведь)

Серый, страшный и зубастый

 Произвел переполох.

 Все зверята разбежались.

 Напугал зверят тех…

(волк)

 Бурый, косолапый

 По лесу бредёт.

 Любит «одолжить» он

 У лесных пчёл мёд. (медведь)

Дети отгадывают загадки, на доску выставляются предметные картинки диких животных.

Беседа:

- о ком сегодня на занятии мы будем говорить?

- почему мы их называем дикими?

- чем питаются эти животные? (хищники и травоядные)

  1. Игра «Айболит» - закрепление названия детенышей.

С детьми уточняется, что животные живут семейками. Предлагается правильно назвать маму и ее детенышей, которые пришли лечится к Айболиту. Используются предметные картинки животных и фигурка Айболита.

Волчица с волчатами,

Ежиха с ежатами,

Медведица с медвежатами..                 и т.д.

  1. Физминутка. Дети приглашаются на ковер, где они поиграют в игру «Покажи движения животного»

Как-то раз,  лесной тропой,

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

  1. Воспитатель: Жилища животных. Кто как к зиме готовится. Закрепление предлогов В, НА, ПОД.

Дети садятся вокруг стола, на котором находятся макеты жилищ диких животных, сделанные ранее на занятиях с воспитателем из природного материала. Рядом фигурки животных из природного материала. Каждому ребенку предлагается вспомнить, в роли какого животного он был на осеннем празднике. Найти фигурку этого животного и обыграть макет его жилища в стихотворной форме. Параллельно с детьми уточняется, как каждое животное готовится к зиме. Закрепляется правильное употребление предлогов в речи.

Куст - Заяц: Осень наступила, сыплется листва, значит зайцам тоже готовиться пора. Надо шубу поменять и себе нору искать.( Предлог ПОД)

Нора - Ежик: Я колючий, шустрый еж, меня руками не возьмешь. Быстро листья собираю свою норку утепляю. Там я спрячусь в холода, не найти меня тогда. Грибов и ягод наносил, весь я выбился из сил. (предлог В)

Дупло - Белка: В дубе здесь мое дупло, здесь и сухо, и тепло. Я грибочки насушила и орешки принесла. Свою шубку поменяла, отдыхать теперь пошла. (предлог В)

Берлога - Медведь: Я себе берлогу рою под корягою лесной. Наедаюсь, жир коплю и всю зиму я просплю. Не страшны мне холода я зимою сплю всегда. (предлоги ПОД, В)

Нора с двумя выходами - Лиса: Я умна, я хитра, на два выхода нора. Хоть зимою и не сплю, я любого обхитрю. Я в один - всегда войду, из другого -выйду, чтоб охотник меня упустил из виду. Я обед себе ищу, зайца я не упущу.

Логово - Волк: Свое логово устроил на холму я из камней. Я голодный и сердитый нет меня на свете злей. (предлог НА, В)

                                                         

  1. Физминутка  «Зайчата»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

  1. Логопед: Составление описательных рассказов про диких животных.

Используя игру «Что я вижу - не скажу, но предмет я опишу!»- дети закрепляют умение составлять описание дикого животного  с опорой на план-схему.

Одному ребенку на голову одевается ободок с предметной картинкой, изображающей какого-либо дикого животного (еж, белка..), остальные – опираясь на план-схему, описывают ему животное так, чтобы он его угадал.

  1. Воспитатель: Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе. Обереги своими руками.

В нашей стране живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами. Наша обязанность знакомить де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Хлеб - всему голова""

laquo;Хлеб – всему голова»Цель : «Изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий из соленого теста»Задачи : Закрепить с детьми представление «откуда хлеб пришел»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»...