Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе. Обереги своими руками.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В нашей стране живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами. Наша обязанность знакомить детей с нашим прошлым, традициями, обычаями, оберегами. Оберегов очень много. Они рассказывают об истории нашего народа, об игрушках, быте. Учат детей быть осторожными, доброте, незлобными. Развивают интерес детей к работе мастеров различных ремесел и позволяет прикаснуться к истокам искусства народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
На занятии | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе.
Обереги своими руками
Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями, обычаями, бытом, оберегами русских людей. Закрепить понятие «оберег».
Учить детей работать с нитками, изготавливать куклу-оберег по словесному объяснению и показу (образцу) взрослого. Продолжать формировать умение работать с соленым тестом, изготавливая подкову-оберег. Развивать умение самостоятельно украшать обереги, подбирая нужные материалы.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание сохранять потребность в изготовлении оберегов.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания детей о народной игрушке.
Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Развивающие:
Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток и соленого теста.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.
Предварительная работа:
Образовательная деятельность на тему: «История создания куклы».
Создание в группе выставки на тему: «Такие разные куклы».
Рассматривание иллюстраций на тему: Игрушки прошлых лет».
Изготовление кукол – тряпичных, из ниток.
Изготовление подков из картона, глины.
Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма.
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин игрушек».
Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».
Словарь: подкова, желанница, оберег.
Материал: шерстяные нитки, разноцветные ленточки, бантики, стеки, скалка, пищевая пленка, влажная губка, салфетка, кисточка, клей, ножницы, шаблон подковки.
Ход занятия
Воспитатель: Сердечно мы гостей встречаем!
Счастья и добра желаем.
Ребенок. Гостей радостно встречаем
С караваем, рушником,
С уваженьем хлеб подносим
И уклонившись сердечно просим:
Дорогой наш гость – прими,
Дружбы символ – хлеб душистый,
Румяный, золотистый,
Российский знаменитый – каравай!
Воспитатель: Я в России живу,
Я Россию люблю,
Как ее не любить?
Ведь Россия родная страна!
Очень большая Россия моя,
Есть в ней озера, реки, моря
Горы высокие, степи, леса –
Столько богатства и много традиций,
Много умельцев и мастеров в народе России.
В ней живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами.
Ребенок:
У каждого народа есть святыни.
Святыни есть у родной России.
Родительский дом, материнская песня,
Подковка и веник над нашей дверью,
кукла для ребенка – подружка-игрушка,
Белая березка, святая водица
И хлебушек душистый –
Наша святыня.
Они наше наследие, наш оберег.
Они наша гордость на весь белый свет.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Я скажу – ты покажи» (береза и платок, ложка, веник, поясок, вода святая).
Обереги. Эльза Попова
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Они древности полны и не так пустячны,
Из соломы и золы, глины, всяких всячин.
До рождения дитя, делали "мотанку"
И ложили в колыбель для чертей обманку.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
Замуж рано шли тогда, вместе с коробочком.
Свекор чинно, для игры, выделял часочек.
Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.
Если дочери в семье плохо - мать узнает.
Как приедет навестить - куколка "судачит":
Коли мята и грязна - дочь частенько плачет.
Правду матери сказать может побоится,
Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,
Жизнерадостной судьбе верные служанки.
Костромушка - приманит женщине ребёнка,
Коли не было детей на чужой сторонке.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
Подкова
На счастье дарится подкова,
Чтоб в доме были все здоровы,
Чтоб и достаток был, и радость,
Чтоб стороной ходила гадость.
От нечисти и от врагов,
От нищеты стальных оков
Над дверью вы ее повесьте,
Чтоб счастье было с вами вместе.
А кто знает пословицы об оберегах? Игра «Доскажи пословицу».
Худо тому, кто добра не делает … (никому).
Без друга в жизни … (туго).
Не учи безделью, а учи … (рукоделью).
Оберег, оберег, от зла охраняй, от лихого … (оберегай).
От беды сохранит, от всякого зла … (защитит).
Что ж нам нужен оберег,
Чтобы злой никто не смог
Сделать людям много злого,
Чтоб добро всегда жило
Обереги есть в народе.
Мастерами от души
Изготовлены они.
Воспитатель: И сегодня я вам предлагаю, стать мастерами оберегов и украсить их самим для себя, родственников или знакомых, или для друзей.
Ребенок: У меня есть семья
Ее я уважаю.
Сделаю я оберег
Своими руками.
Сделаю я оберег
Со всею душою.
Подарю его
От сердца с душою.
Чтобы мог оберегать
Семью мою и дом
От всего злого.
Воспитатель: Тогда время не теряем и к работе приступаем. Хорошо подумайте и решить, какой оберег будете делать и как украшать. А перед тем как приступите к работе, надо размять ручки, пальчики. Вот так.
Физминутка.
Руки мастера творят чудеса
Тесто разминаем, разминаем.
Душу вкладываем. Вкладываем.
Тесто месим, работаем с нитками,
Оберег получим, неся добро.
Наши чудесные пальцы готовы трудиться.
Садимся и тесто берем и нитки. Мастерим обереги, вкладывая любовь сердечную, душу богатую, радость вселенскую.
Дети работают, выбрав оберег (подкову или куклу), взрослые помогают по необходимости. Во время работы юных мастеров звучит народная песня. В конце работы детям предлагается выбрать бантик разного цвета, взять куклу-желанницу с фартуком, таким же цветом в руки и загадать желание.
Исполняется танец с куклами-оберегами. «Танец с желанницами».
Ребенок: «Ой Желанница моя,
Потанцуй со мной,
Ох как здорово плясать
И кружится мне с тобой.
Выше-ниже, вверх-вниз
Во все стороны кружись
Ты желанница кружись
И со мною подружись.
Мой секрет ты сохрани
И мне радость подари».
Ребенок: Вот подкова вам на счастье —
Чтоб всегда хранилось в доме.
Чтоб была любовь у вас
И успех огромный.
Вы подкову берегите,
Верьте в сказку, в чудеса.
Талисманом верным будет
Пусть для вас она.
Пусть вам улыбаются
Солнце, люди и цветы.
И всегда сбываются
Заветные мечты!
Дети дарят кукол и подковы родным и гостям.
Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие. Мы желаем нашим родным и гостям:
Пусть у нас и у вас
Все будет хорошо.
Чтобы мы и вы были счастливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»
Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»
Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и лепке в первой младшей группе
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
Цели и задачи:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,- закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
Цели и задачи:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,- закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"
Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию в логопедической группе «Путешествие по России»
Обобщать и систематизировать знания детей о России...