Конспект Организованной образовательной деятельности, проведённой в рамках краткосрочного проекта по теме: «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tseluyko.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»  

Конспект

Организованной образовательной деятельности,

проведённой в рамках краткосрочного проекта по теме: «Волшебница вода»

Возрастная группа: старшая

Место проведения: МБДОУ № 15 «Ромашка»

Воспитатель: Целуйко Инна Викторовна.

 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Физическая культура», «Труд».

Длительность занятия – 30 минут

Шарыпово 2014г

Тема: «Волшебница вода»

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная,  музыкально-художественная.

Цели ОД: 

  1. Образовательный аспект: 

Образовательная область «Познание»:

- Систематизировать знания детей о свойствах воды: вода бесцветна; не имеет вкуса; растворяет некоторые вещества; содержит нерастворимые вещества.

- Добиться усвоения элементарных представлений о процессе фильтрации.

- Способствовать применению на практике умения проводить лабораторные опыты.

Образовательная область «Музыка»:

Формировать слуховое восприятие, различать звуки природы

2. Развивающий аспект:

- способствовать развитию умения анализировать;

- способствовать развитию умения устанавливать причинно – следственные связи.

3. Воспитательный аспект

Образовательная область «Социализация»

-  формировать социальные навыки:

- способствовать развитию умения работать в группе;

- формировать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

Образовательная область «Коммуникация»:

Способствовать развитию всех компонентов  устной речи детей;

 свободного общения со взрослым и детьми;

Образовательная область «Безопасность»:

- формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Образовательная область «Здоровье»:

- Способствовать сохранению  здоровья  детей путём использования игровых методов обучения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

Образовательная область «Физическая культура»

- Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении ОД.

Методы и приемы.

  1. Наглядный (иллюстрации «Кому нужна вода», ТСО, карточки для деления на компании)
  2. Словесный (художественное слово,  беседа, рассказ, вопросы)
  3. Практический (экспериментирование)
  4. Игровой (появление игрового персонажа Капельки, подвижная игра «Мама тучка», физ.минутка, драматизация)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Совместная деятельность: Беседы о воде, её роли в жизни человека; мини-беседы «Если б не было воды»,  драматизация сказки «Пожар в лесу»,  рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде; чтение художественной литературы.

2.Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: проведение ОД – по экспериментированию с водой;  игры словесные и дидактические  о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.; наблюдения за водой во время прогулок.

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций на тему "Вода", экспериментирование в опытно – экспериментальном уголке, игры с водой.

Материалы для проведения непосредственной образовательной деятельности:

- стеклянная прозрачная посуда разной формы для проведения опытов.

-  дидактическое панно «Кому нужна вода».

- аудиозапись шума воды в море, в ручье, в роднике.

- слайды и иллюстрации (моря, ручья, реки…).

-  фильтровальная бумага, вата, марля, бумажные салфетки.

-  вещества: соль, сахар, ванилин, лимонная кислота, песок, растительное масло, опилки, манная крупа.

Ход непосредственно образовательной деятельности

воспитатель с детьми встают в круг

Ритуал начала ОД «Мы стоим рука к руке…»

1.Воспитатель:  -  Ребята, отгадайте  загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит.

- Что это?

Дети: - Вода!

Воспитатель: - Правильно. Сегодня я предлагаю вам поговорить о воде.

В группу заходит девочка в голубом платьице.(звучит музыка дождя)

Девочка: - Здравствуйте! Я маленькая – Капелька.

Воспитатель: - Откуда ты?

Девочка: - Я со своими подружками любила сидеть на облачке, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром.  Мои сестрички – капельки разлетелись кто куда. А я упала рядом с вашим детским садом.  

Воспитатель: - Тебе нужна наша помощь?

Капелька: - Да! Помогите мне найти моих  сестричек – капелек. Я хотела бы узнать все о них. Где они летают и какую пользу приносят людям и всему живому.

Воспитатель: - Твои сестрички – капельки есть и в нашем детском саду. Ребята, скажите, где живет вода в нашем детском саду? Кому она нужна?

Дети: - Вода живет в бассейне, нужна детям для купания. Вода живет в уголке природы, нужна растениям и рыбкам в аквариуме. Вода живет на кухне, нужна для приготовления еды. Вода живет в чайнике «питьевом  режиме», нужна для питья детям.

Воспитатель:  - А кому в природе нужна вода?

Дети:  - деревьям, птицам, животным, людям…

Звучит музыка.

Воспитатель: - Всему живому нужна вода и в виде капелек она путешествует всегда. Закройте все глазки и представьте себе, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки.   Открывайте глаза и делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (дети садятся в круг на ковер).

Капелька: - Мы – капельки не спешим улететь с земли обратно на облачко, потому что  должны напоить растения, вымыть листья и дорожки, наполнить реки и озера водой и только потом мы можем улететь.

Воспитатель: Показ слайдов

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

 То в снег превратиться, то в лед,

 Растает – и снова в поход!

 По горным вершинам,

Широким долинам,

 Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

Воспитатель: - Вода испаряется с поверхности земли, воды, в виде пара поднимается вверх, остывает, превращается в дождь, снежинки, град.  

 Воспитатель: Поделитесь на четыре компании – пар, дождь, снег, град.  

 Займите места за столами в  мини-лаборатории.

Воспитатель:  - Как выдумаете,  какого цвета вода?

Дети: - У нее нет цвета.  Бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: - А можно ли изменить цвет воды?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Закройте глаза и представьте, что мы с вами волшебники.  Мы сделаем прозрачную воду цветной.  

Выбор посыльного: Ко мне подойдет тот, у кого в одежде больше всего белого цвета.

Воспитатель: 1 компания закрасит воду кофе;

                       2 компания закрасит воду молоком;

                       3 компания закрасит воду вареньем;

                       4 компания закрасит воду гуашью.

Воспитатель: - Что произошло в вашей компании с водой? В какой цвет она закрасилась?

Дети: - Вода окрасилась в белый, коричневый, синий, розовый цвет.

Вывод:   - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.

Воспитатель: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?  Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой,  горькой, сладкой, кислой?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: - Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: - Как вы думаете, а можно ли изменить вкус воды?

Дети: - Да.

Выбор посыльного: Сейчас ко мне пойдет тот, у кого была самая крупная снежинка, дождинка, градина, пар.

Воспитатель: 1 компания добавляет в воду сахар, размешивает;

                         2 компания добавляет в воду  соль, размешивает;

                         3 компания добавляет в воду лимонную кислоту, размешивает.

                         4 компания добавляет ванилин, размешивает.

Воспитатель: - А сейчас пошлите посыльного в соседнюю компанию, пусть они определят вкус воды в стакане соседей.

 - Какая вода получилась на вкус? Что растворили в стакане?

Посыльные: - Сладкая, соленая, кислая, ароматная.

Вывод: - Вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.

Воспитатель: - А куда исчезли соль, сахар и лимонная кислота, ванилин?

Дети: - Вода растворила сахар, соль, лимонную кислоту, ванилин.

Воспитатель: - А все ли вещества может растворить вода?

Дети: - нет.

Выберите посыльным того, кому вы доверяете.

Воспитатель: 

1 компания растворяет подсолнечное масло;

2 компания растворит песок;

3 компания растворит манную крупу;

4 компания растворит опилки.

Воспитатель: - Что произошло с подсолнечным маслом, песком, манной крупой, опилками?

 Дети: - Масло плавает на поверхности воды, песок лежит на дне стакана, манная крупа плавает в воде и медленно опускается на дно, опилки плавают.

Воспитатель: - Растворились ли эти вещества?

Дети: - Все эти вещества не растворились, они находятся в воде.

Воспитатель: - А как вы думаете, можно ли очистить воду от этих веществ?

Дети: - Да!

Воспитатель:    - Сейчас мы с вами вместе сделаем маленький фильтр.

- Поставьте воронку, в пустую баночку, и сверху положите бумажную салфетку, вату, марлю, бумажный фильтр.

Воспитатель:

1 компания очистит воду с помощью бумажного фильтра;

2 компания очистит воду с помощью ваты;

3 компания очистит воду с помощью марли;

4 компания очистит воду с помощью бумажной салфетки.

Дети с помощью воронки и фильтров очищают воду.

 Воспитатель:       -  Что вы видите на вашем фильтре?

  -  А какой стала вода в стакане?

Дети: -  Все не растворенные вещества остались на фильтре, вода стала чистой.

Воспитатель: - Итог исследования – вода – одно из самых удивительных веществ. Она не имеет цвета, вкуса, может растворять, может содержать вещества.

- Молодцы! Хорошо  работали. А сейчас немного отдохнём.    Все встали в круг

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.   Игра в кругу

Над водой летят стрижи                        руки в стороны

Под водой плывут ерши.                       присели

Плывет лодочка – краса –

Расписные паруса             руки  перед грудью, плавные  движения  туловища.

Льется чистая водица,                            движения по тексту

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После, вытремся посуше.

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Все садятся на стульчики

Воспитатель: показ слайдов по тексту

Вы,  слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Воспитатель: игра в кругу «Что было бы, если бы не было воды…»

Дети: - Если бы не было воды, растения бы засохли, животные бы погибли, люди бы без воды не смогли бы жить, земля бы превратилась в пустыню…

Капелька:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Воспитатель: - Да, без воды нам действительно не прожить.

 Воспитатель: - Ребята, а в каких случаях говорят «вода – стихийное бедствие»?

Дети: - Когда очень долго идут дожди, разлились реки весной и затопили поля и дома вблизи реки, когда вода затапливает города, деревни…

Воспитатель: - А когда говорят «вода - наша спасительница»?

Дети: - Когда вода утоляет жажду, купаешься в очень жаркий день, тушишь пожар…

Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю вспомнить историю, когда с помощью воды удалось спасти лес и всех лесных жителей.

Драматизация сказки «Пожар в лесу»

По окончании представления дети стоят в кругу

Воспитатель: Молодцы ребята!

Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капелька: Спасибо, ребята!  Я очень много узнала нового о себе и своих сестричках. Мне пора возвращаться на облачко. На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

Воспитатель: - Ребята, закройте глаза и под звуки дождя представьте, что перед вами большой экран телевизора, вы смотрите кино о нашем путешествии вместе с Капелькой.   Откройте глаза и расскажите, что вы увидели.

Воспитатель: - Что тебе больше всего понравилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что нового ты узнал? ...

Дети: - Мне понравилось быть капелькой. Интересно проводить опыты с водой…

Воспитатель:- Молодцы. Вы очень дружные ребята.

Ритуал окончания ОД:

            «Давайте будем дружить друг с другом,

             Как птица с небом, как поле с плугом.

               Как ветер с морем, трава с дождями.

              Как дружит солнце со всеми нами!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план воспитательно-образовательной работы на неделю в старшей логопедической группе. Тема "Волшебница вода"

План воспитательно-образовательной работы  на неделю в старшей логопедической группе. Тема "Волшебница вода". Подробное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю с целями и зада...

Открытая непосредственная образовательная итоговая интегрированная деятельность по реализации проекта на тему: "Волшебница-вода"

Открытая непосредственная образовательная итоговая интегрированная деятельность по реализации проекта на тему: «Волшебница-вода» в средней группеПроводит: воспитатель Туманова Любовь Ивановн...

Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) на тему: “ «Волшебница-вода» ” (для детей второго младшего возраста)

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по представлению  качеств и свойств воды. Задачи: образовательная:1.     Закрепить знание детей ...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

- знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по теме "Волшебница вода"

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Волшебница вода"...

Проект по теме: «Волшебница-вода» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (познавательное развитие)

Проект по теме: «Волшебница-вода»Образовательная область(познавательное развитие)        Выполнила::            ...