Управление образования, молодежной политики и спорта
Администрации Шелеховского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
Тема работы
«Экологическое образование детей среднего
дошкольного возраста посредством
приобщения к природному миру родного края»
Авторы:
Аникина Т.В., воспитатель дошкольных групп МКОУ ШР «СОШ № 12».
Селянина Л.В., воспитатель дошкольных групп МКОУ ШР "СОШ №12"
с. Шаманка, 2016 год
Актуальность:
Любовь к Родине начинается с любви к тому краю, в котором родился и вырос. Закладывать эту любовь необходимо с детских лет.
С самого раннего возраста ребенок познает величие и разнообразие окружающего его живого мира. Конечно, дети дошкольного возраста далеки от понимания экологической ситуации, современных проблем экологии. Зато малыши любознательны, к тому же именно в период дошкольного детства происходит базовое формирование понятий и представлений, закладка основ экологического образования.
Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального приятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний поэтому главная задача экологического образования формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. включающего систему экологических знаний, умений и мышления. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.
Проблема: Экологическое образование дошкольников в настоящее время стало одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии. Все это явилось значительной сложностью, которая возникла в процессе работы по данной теме. Наблюдая за детьми, мы заметили снижение познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе. Это нашло своё подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому образованию, познавательной активности детей. Дети не умеют использовать полученные знания, интеллектуальную инициативу в своей деятельности.
Чтобы решить данную проблему перед собой мы поставили цель:
Сформировать представление у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели определили основные задачи:
Создать условия для самореализации ребенка в познавательной деятельности.
Разнообразить формы работы педагога с детьми путем организации проектной, экскурсионной деятельности.
Повысить компетентность родителей в вопросах экологического образования.
Развивать познавательную, творческую, активность дошкольников в ходе экскурсионной деятельности.
Работу над проектом мы разделили на три этапа:
1. Работа с детьми:
задачи: развивать навыки самореализации детей в познавательной деятельности путем экскурсий.
2. Взаимодействие с родителями:
задачи: повысить информационную культуру, уровень экологических знаний родителей через индивидуальные и групповые формы взаимодействия.
3. Взаимодействие организациями-партнерами:
задачи: обеспечить функционирование учреждения в режиме открытого образовательного пространства, для полноценной реализации интересов личности, развития познавательной, творческой активности в воспитании подрастающего поколения.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основная идея заключается в том, что развитие ребенка, его образование происходит во взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в определенном предметном окружении.
Чтобы процесс экологического образования был непрерывным, большое внимание мы уделяем созданию условий для самореализации познавательной активности ребенка в группе, основное требование которой является – организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.
Все материалы расположены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно реализовать свои потребности, развивать познавательную, творческую активность, чтобы было пространство для творческой деятельности, социальный комфорт.
В группе собрано много природного материала, дидактических, настольно-печатных игр природоведческого содержания.
Со стороны родителей исходит инициатива – создание благоприятных условий в группе, подбор необходимого материала и оборудования, таким образом, в группе появились зональные макеты «Водоёмы родного края и их обитатели», «Растительный мир», «Лес и его обитатели». Альбомы с лекарственными растениями родного края, животными, которые занесены в «Красную книгу».
Одной из многофункциональных и эффективных форм работы с детьми по экологическому образованию, является экскурсия, благодаря которой дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной.
Наш детский сад расположен недалеко от лесного массива. Как же тут не погулять по лесу, по берегу Иркута полюбоваться деревьями, подышать чистым воздухом, посмотреть красоту нашего родного края.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке «Иркут», в лес. Мы стараемся, чтобы экскурсия была интересна каждому ребёнку, и он узнал что-то новое. Обязательно проводим предварительную беседу с детьми и напоминаем правила поведения в природе.
Во время прогулки через парк, один мальчик спросил: «А как появился парк?». Я рассказывала детям о людях, благодаря которым появился этот парк, как они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы здесь было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зелёные насаждения нужно беречь. Постепенно развивалась наблюдательность, интерес и любовь к родной природе, к людям, ее охраняющим.
У детей появился интерес к окружающему, они стали задавать вопросы, наблюдать, что-то замечать, смотреть слушать и слышать звуки природы, а также собирать природный материал: опавшие листья, шишки, веточки для своих поделок.
С большим удовольствием дети побегали на воздухе и отправились в детский сад веселыми, румяными, отдохнувшими.
Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения в среде их обитания. Экскурсия именно в наших условиях проживания очень актуальна, так как именно познавательная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и здесь ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
Познавательные экскурсии проводим в определенной системе. Организовываем их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Показателем результативности нашей работы является положительная динамика формирования познавательных, творческих интересов детей. В закреплении представлений о природе мы используем картинки и фотографии нашего посёлка. Имея запас необходимых знаний, ребятишки с удовольствием учатся придумывать рассказы, узнавая знакомые места, проводим выставки рисунков «Моё любимое село». И выставки поделок из природного материала.
В процессе работы выявилась ещё одна проблема: не смотря на то, что родители принимают активное участие в создании благоприятных условий в группе, большинство родителей не осознают важности совместного с детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире. Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми познавательную деятельность.
Проведя анкетирование родителей по данной проблеме, целью которой являлось -выявить отношение родителей к познавательной деятельности детей, мы пришли к выводу, что не все родители компетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об экологии. Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, нежели заниматься наблюдением. Основываясь на результатах проведенного анкетирования, мы разработали систему совместных мероприятий.
Для заинтересованности родителей и вовлечения их в образовательный процесс в реализации проекта мы разработали перспективный план, где предусмотрели различные индивидуальные и групповые формы взаимодействия с родителями.
Новой формой стали совместные экскурсии.
Помимо традиционных форм работы, активно используем инновационные формы.
Провели:
Ø Круглый стол «Проблема формирования экологической культуры ребёнка»
Ø Семейные встречи «Тропинка здоровья»
Ø Экологические Акции: «Птичья столовая», «Чудеса из природного материала»
Результатом взаимодействия с родителями стало итоговое мероприятие: КВН-практикум «Я знаю всё», где дети и родители играли на равных. Совместно с родителями и детьми организовали посадку хвойных пород деревьев на участке детского сада. В рамках акции сельского поселения «Мы за чистое село», дети совместно с родителями принимали активное участие в уборке территории и выпустили листовки с призывом «Сохраним село чистым».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка. В связи с этим организовали работу с организациями партнёрами.
Совместно с родителями организовали посещение сельской библиотеки в СДК «Утес», где проходила выставка детской художественной литературы о животном и растительном мире нашего края, была проведена познавательная викторина «Что растёт в лесу?», организованная библиотекарем О.Н. Рудаковой.
Всегда доброжелательные и приветливые работники сельского клуба знакомят наших воспитанников с историей родного края, приглашают для просмотра увлекательных мультфильмов, и так как у нас нет поблизости краеведческого музея знакомимся с экспонатами на выставках, организованных местными охотниками. У себя в саду мы организовываем встречи с мастерами умельцами и их творчеством из природного материала.
В перспективе планируем продолжать работу по организации совместных мероприятий с сельской библиотекой, школой.
С экологическими особенностями местности, где проживает ребёнок он будет сталкиваться значительно чаще, а значит и время на их обсуждение стоит потратить больше. Научить чувствовать красоту родного края, и осознать, что именно он является ответственным участником сохранения этой красоты- одна из главных задач педагога.
Моя концепция экологической культуры, следующая: формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
Как сказал Я.А. Коменский «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане»
Литература:
1. Методика экологического воспитания в детском саду С.Н. Николаева. Москва, изд. «Просвещение», 2006.
2. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Солнечная тропинка» Л.С. Журавлёва. Изд. «Москва-синтез», 2006.
3. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: метод. Пособие для воспитателей ДОУ Н.В. Микляева-М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.13 г №1155).