Конспект занятия по речевому развитию на тему "Север" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жиманова Марина Николаевна

Конспект по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.

Задачи:

1.Закреплять умение  составлять рассказ-описание о животном по схеме.

2.  Развивать связную речь.

3.Развивать общую и мелкую моторику.

4.  Закреплять умение называть животных в единственном и множественном числе.

5.Развивать память, воображение, мышление, разговорную речь

6. Обогащать словарный запас словами по теме.

Предварительная работа: Беседа о Севере, животных, людях, их жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки».

Индивидуальная работа: помочь Виталию Б. в подборе  качественных прилагательных;  помочь Маше М. в образовании существительных множественного числа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Выставляется макет «Север»). Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север. Скажите, кто знает, что такое Север? (Дети отвечают, воспитатель дополняет). 

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: На Севере  живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, полярные  волки. (Воспитатель дополняет)

Воспитатель: Сейчас, мы с вами вспомним как называются их детеныши.

Дидактическая игра «Один - много» (с мячом)

У оленя один олененок, а много…

У медведя один медвежонок, а много…

У песца один щенок, а много…

У волка один волчонок, а много…

 Как вы думаете, ребята, на чем мы можем добраться на Север? Правильно, на самолете. Полетели!

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолет . ( развести руки в стороны)

Правое крыло вперед, (поворот туловища вправо)

Левое крыло вперед, (поворот туловища влево)

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет.

Замечательный пилот

В путь отправил самолет. ( бег с расставленными в стороны руками)

Воспитатель: Прилетели. Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый, кого мы здесь встретили – белый медведь. Кто из вас хочет рассказать о нем? А поможет вам в этом вот такая подсказка (выставляется схема – описание внешнего вида  животного,  где живет, чем питается, как называются детеныши).

Глеб – Белый медведь большой, у него  густая, белая  шерсть, толстые лапы, живет он на льдине, ест рыбу, охотится на тюленей и моржей. Детеныш его называется - медвежонок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там ныряет? Это тюлень.

Катя - У тюленя тело покрыто короткой шерстью,  короткая шея, маленькая голова. Он живет в воде, хорошо плавает, ныряет. Питается рыбой. Детеныш тюленя называется белек.

Воспитатель: Дети, чьи это рога показались над холмом? Это северный олень. Никита, расскажи нам о нем.

Никита - У северного оленя  на голове длинные рога, тело покрыто шерстью, которая защищает его от холода, питается олень  лишайниками, ягелем. Живет он в тундре. Детеныш оленя – олененок.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам про животное, а вы мне скажете кто это.  Это животное напоминает лисицу, шерсть длинная, густая,  белая. Питается мелкими грызунами, яйцами птиц,  рыбой.  Живет в тундре.

Дети: Песец.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мне очень понравились ваши рассказы.

Давайте поиграем в игру «Скажи какой?».

Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.

Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
 Звери необычные, к холоду привычные.
 («Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие народы живут на Севере? (чукчи, эвенки, эскимосы). 

 Примерный рассказ детей.
Жители севера -  это эскимосы, чукчи. Они  живут в чумах. Одеваются в теплую одежду их оленьего меха, питаются рыбой и мясом, а передвигаются по снегу на собачьих и оленьих упряжках, на санях, которые называются нарты.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Вы очень хорошо работали , все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» для детей средней группы

Занятие разработано для уточнения и расширения представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Задачи:активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для пт...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы

Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»

Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...

Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста

Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....