Конспект занятия по речевому развитию на тему "Север" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.
Задачи:
1.Закреплять умение составлять рассказ-описание о животном по схеме.
2. Развивать связную речь.
3.Развивать общую и мелкую моторику.
4. Закреплять умение называть животных в единственном и множественном числе.
5.Развивать память, воображение, мышление, разговорную речь
6. Обогащать словарный запас словами по теме.
Предварительная работа: Беседа о Севере, животных, людях, их жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки».
Индивидуальная работа: помочь Виталию Б. в подборе качественных прилагательных; помочь Маше М. в образовании существительных множественного числа.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Выставляется макет «Север»). Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север. Скажите, кто знает, что такое Север? (Дети отвечают, воспитатель дополняет).
Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: На Севере живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, полярные волки. (Воспитатель дополняет)
Воспитатель: Сейчас, мы с вами вспомним как называются их детеныши.
Дидактическая игра «Один - много» (с мячом)
У оленя один олененок, а много…
У медведя один медвежонок, а много…
У песца один щенок, а много…
У волка один волчонок, а много…
Как вы думаете, ребята, на чем мы можем добраться на Север? Правильно, на самолете. Полетели!
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолет . ( развести руки в стороны)
Правое крыло вперед, (поворот туловища вправо)
Левое крыло вперед, (поворот туловища влево)
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет. ( бег с расставленными в стороны руками)
Воспитатель: Прилетели. Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый, кого мы здесь встретили – белый медведь. Кто из вас хочет рассказать о нем? А поможет вам в этом вот такая подсказка (выставляется схема – описание внешнего вида животного, где живет, чем питается, как называются детеныши).
Глеб – Белый медведь большой, у него густая, белая шерсть, толстые лапы, живет он на льдине, ест рыбу, охотится на тюленей и моржей. Детеныш его называется - медвежонок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там ныряет? Это тюлень.
Катя - У тюленя тело покрыто короткой шерстью, короткая шея, маленькая голова. Он живет в воде, хорошо плавает, ныряет. Питается рыбой. Детеныш тюленя называется белек.
Воспитатель: Дети, чьи это рога показались над холмом? Это северный олень. Никита, расскажи нам о нем.
Никита - У северного оленя на голове длинные рога, тело покрыто шерстью, которая защищает его от холода, питается олень лишайниками, ягелем. Живет он в тундре. Детеныш оленя – олененок.
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам про животное, а вы мне скажете кто это. Это животное напоминает лисицу, шерсть длинная, густая, белая. Питается мелкими грызунами, яйцами птиц, рыбой. Живет в тундре.
Дети: Песец.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мне очень понравились ваши рассказы.
Давайте поиграем в игру «Скажи какой?».
Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.
Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.
Пальчиковая гимнастика « Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие народы живут на Севере? (чукчи, эвенки, эскимосы).
Примерный рассказ детей.
Жители севера - это эскимосы, чукчи. Они живут в чумах. Одеваются в теплую одежду их оленьего меха, питаются рыбой и мясом, а передвигаются по снегу на собачьих и оленьих упряжках, на санях, которые называются нарты.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Вы очень хорошо работали , все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "Составление сказки динамического типа" старшая группа (с использованием технологии - ТРИЗ)
Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа....
Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» для детей средней группы
Занятие разработано для уточнения и расширения представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Задачи:активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для пт...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы
Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...
Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»
Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...
Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста
Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....