Конспект НОД по речевому и познавательному развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота). Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов. Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать. Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ovoshchi.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 73 «Веснянка»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект
НОД по речевому и познавательному развитию
с использованием ТРИЗ в старшей группе
Подготовила: Хамидуллина И. Н.
Симферополь 2015
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская.
Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.
Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.
Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).
Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.
Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.
Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Целевые ориентиры дошкольного образования: ребёнок имеет представление об овощах, фруктах и ягодах; о том, что урожай созревает и его собирают осенью; дошкольник умеет сравнивать и систематизировать объекты по основным признакам; умеет работать коллективно, активно и доброжелательно; взаимодействует с педагогом и сверстниками во время занятия.
Предварительная работа: проведение дидактических игр по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут;
Материал: муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; аудиозапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.
Использование СОТ: элементы ТРИЗ.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга.
Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
Воспитатель: для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения). А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы − каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь.
Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе. Например: «Это овощ — помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный».
Что вы разложили на столе?
Где они растут?
Сколько всего предметов здесь лежит?
Сколько овощей?
Сколько фруктов?
Сколько ягод?
Что лежит посередине?
Что лежит первым?
Что лежит между капустой и грушей?
Игра «Да – нет»
Воспитатель: ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: «да», «нет». Например: «Это круглое?» «Оно сладкое?» «Это лежит в центре?»
Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: я буду называть ряд слов, а вы − выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:
яблоко, груша, помидор, персик;
яблоко, помидор, картофель, огурец;
огурец, капуста, арбуз, помидор;
клубника, малина, арбуз, капуста.
Игра на переключение внимания
Воспитатель: давайте узнаем, насколько вы внимательны:
если я назову фрукты − поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;
овощи − приседаете, руками упираетесь об пол;
ягоды − наклоняетесь, имитируя сбор ягод.
Решение проблемы
Воспитатель: ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя − около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?
Варианты детских ответов:
дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;
бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;
отодвинуть будку вместе с собакой;
сбить яблоко длинной палкой;
подружиться с собакой.
подружиться с хозяином;
отвлечь собаку косточкой.
Какое решение вам понравилось больше? Почему?
Молодцы, решили проблему!
Игра «Что потом?»
Воспитатель: я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:
яблоко − испекут пирог с яблоками;
клубника − сварят варенье;
огурец − сделают салат;
помидор − закатают в банку;
капуста − засолят;
виноград − высушат для изюма;
апельсин − отожмут сок;
арбуз − съедят;
смородина − сделают желе и т.д.
Психогимнастика «Превращения»
Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)
Представьте, что вы - семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.
Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.
Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!
Игра «Скажи наоборот»
Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные)
Вы грустные, ребята? (Веселые)
Вы ленивые? (Трудолюбивые)
Вы трусливые? (Смелые)
Вы злые? (Добрые)
Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы «Дом Дружбы». Помогите мне, пожалуйста, его заселить.
Продуктивная деятельность детей
Воспитатель: выберите геометрические фигуры любого размера, цвета, формы. С помощью фломастеров превратите их в веселых фруктовых, овощных и ягодных человечков. Давайте поселим их в нашем «Доме Дружбы». На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зеленые, а на третьем – разноцветные.
Вот какой замечательный дом и необычные жители в нем!
ММЧ (моделирование маленькими человечками)
«Сварим вкусный компот»
Воспитатель: дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут.
Воспитатель делит детей на 3 группы: «твердые человечки», «жидкие», «газообразные», а на головы детей одевает шапочки-различия.
Воспитатель: сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твердые человечки, сделайте кастрюлю.
Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.
Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они?
Выходят дети в шапочках фруктов и ягод.
Сейчас зальем фрукты кипящей водой и добавим сахар. Вода какая? А сахар?
Как ведут себя человечки в кипящей воде? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка.
Выходят дети, изображающие «жидких человечков» воды, берут за руки «твердых человечков» сахара и слегка покачиваются.
Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?
Воспитатель: да, дети, это – пар. Компот варится, и из него выскакивают «газообразные человечки». Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, «газообразные человечки».
Выходят «газообразные человечки», разбегаются во все стороны.
Воспитатель: а почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным? Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твёрдых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети – фрукты, ведите себя как «твёрдые и жидкие человечки».
Дети вертятся вокруг себя.
Воспитатель: вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий). Угощайтесь на здоровье!
Воспитатель предлагает детям чашки с фруктово-ягодным сиропом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ТРИЗ в старшей группе детского сада "Беседа о осени"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Беседа о осени" расчитан на детей старшего дошкольного возраста и относится к разделу "Ознакомление с природой". Для лучшего усвоения понятий и с...
Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"
Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе
НОД в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....
Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"
Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, актив...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА с использованием ТРИЗ в старшей группеТема: "Путешествие по сказкам»...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».
. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить не...