Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; воспитывать интерес к художественной литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ
в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».
Составила: Грязина Елена Николаевна, воспитатель СП «детского сада №4» ГБОУ СОШ с. Шигоны.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; воспитывать интерес к художественной литературе.
Формировать умение грамматически правильно строить предложение, согласовывая слова в предложениях. Формировать умения анализировать произведение. Расширить знания детей об окружающем, сформировать способности к восприятию и пониманию художественной литературы. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных. Упражнять в подборе глаголов к существительному. (Речевое развитие)
2. Развивать аналитическое мышление, внимание. Учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; Систематизировать знания детей о явлениях природы. (Познавательное развитие)
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игровых действиях. Создать эмоциональный настрой у детей. (Социально-коммуникативное развитие)
4. В процессе физминутки развивать физические, психические
нравственные качества, воспитывать самостоятельность и творчество. (Физическое развитие)
Методы и приемы: - практические
- наглядные
- словесные
Материалы и оборудование: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, ткань которой накрыт домик, сундучок, игрушка – заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка с изображением животных, схема для составления описательного рассказа, компьютер, презентация «Сказка Красная шапочка», яблоки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка « Волшебные растения» |
Игровая | Игровые ситуации (В замке заколдованная принцесса). Дидактические игры: «Данетка», «Четвертый лишний», «Из какой сказки сказочный герой», «Кто прячется в сказке», «Путешествие в мир сказок», «Отгадай сказку». |
Познавательно - исследовательская | Решение проблемных ситуаций в игре «Как помочь зайцу?». |
Коммуникативная | Речевые ситуации. Отгадывание загадок: о зайце, о буквах, о героях сказок. Словесная игра: «Теремок». |
Восприятие художественной литературы | Рассказывание сказки Ш.Перро« Красная шапочка». Рассказывание своей любимой сказки по модели. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт тканью, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла. - Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет. Воспитатель снимает ткань. - В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. - Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу. - Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу? - Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку: Кто пугливей всех зверей? Уши у кого - длинней? В огороде ест морковку, и капустную листву, удирать умеет ловко, Если встретит вдруг лису... Сильно глазками косит, всех боится и дрожит... - Заяц. Правильно. Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца. - Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке. - Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый? - Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой? - Что хорошего в дожде? - А что плохого в дожде? - Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда … - А солнце, какое, хорошее или плохое? Ребята, что хорошего в солнце? - А что плохого может быть в солнце? - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. - Как мы можем помочь зайцу? - Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. Оказывается он совершенно забыл, из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц? Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко. - Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним. - Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось. - А, что у нас еще есть в сундучке?.. Здесь лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки. Что бы поставить их по порядку надо отгадать загадки о каждой букве. На одной стоит ноге На крыше дома буква ... ( Т) Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, поласкает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву… (Е) У картавого Володи Эта буква не выходит, И, конечно, очень странно, Но выходит у Полкана (Р) Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, полоскает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву… (Е) Видим мы в Москве метро, А над входом букву ... ( М) В старом дереве дупло Ну совсем как буква ... (О) Половинку от жука Составляет буква ... (К) Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по- порядку. Получается слово –теремок. - Вот и еще одно окошко открылось. - А следующее задание такое. Игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него. Рассказывает о своем герое, после этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры. - Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение. - Ребята, а где может жить улыбка. - Посмотрите, еще одно окошко открылось. - Что у нас еще осталось в сундучке. А здесь сказка «Красная шапочка». Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки. - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и: - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей: - И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь. - И встретила она медведя. - Еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись - Следующее задание в сундучке Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку по составленной модели. На доске вывешена модель (на модели любые символы соответствующие вопросу): 1. Название сказки? 2. Кто написал? 3. Имя главного героя? 4. Какой характер? 5. Во что любит одеваться? 6. « Что бы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?» Вызывается 2-3 ребенка по – выбору. Физминутка «Волшебные растения» -Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой, и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать ( варианты: сильный ветер, дождь, снег и т. д). - Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать. 1.У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.
2.Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку. 3.У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Он имел предлинный нос. Что за сказка? — Вот вопрос. 4.Она красива и мила, А имя ей от слова «зола». 5.Нет ни речки, ни пруда — Где воды напиться. Очень вкусная вода В ямке от копытца. - Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся со сказочной принцессой и расскажем, что нового и интересного сегодня узнали. Итоговое мероприятие: Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки. | Дети концентрируют внимание на столе. Дети задумываются, начинают задавать вопросы. И отгадывают – домик. Ответы детей Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. Дети в процессе обсуждения отвечают на вопросы Обсуждение с детьми противоречий в погоде Дети отвечают в процессе обсуждения, что после дождя все растет, свежий воздух, но можно и заболеть. Ответы детей Дети отвечают, что хорошо, когда солнце ласковое, теплое, от него светло, но когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут. Дети предлагают свои версии, о том как помочь зайцу. Ребята вспоминают, в каких сказках главный герой заяц? Дети отгадывают загадки о заколдованных буквах. Ребята включаются в деятельность, задумываются и слушают внимательно правило игры. Придумывают рассказ о своем животном на картинке. Активно участвуют в игре, с нетерпением ожидая своей очереди. Каждый получил картинку и рассказал о своем животном. Ответы детей Дети смотрят показ слайдов «Красная шапочка» Дети поправляют воспитателя. Дети рассказывают о своей любимой сказке по предложенной схеме. Дети мимикой и жестами изображают растения в разных погодных условиях. Дети садятся после физкультминутки на свои места, слушают воспитателя, задумываются над вопросом и отгадывают названия сказок. Дети здороваются с принцессой и рассказывают, что им пришлось пройти, чтобы ее спасти. | Появляется устойчивый интерес к закрытому предмету. Внимательно следят за дальнейшими событиями. Умение проникнуться с сочувствием к принцессе. Формируется элемент умения анализировать вопрос, умеют слушать друг друга и выражать свои мысли, составляя полные, распространенные предложения. Уточняются, корректируются знания. Дети отвечают развернутыми предложениями. Воспитанники упражняются в подборе глаголов к существительному Дети очень эмоционально откликаются на задание. Проявляют активность, заинтересованность. Воспитанники правильно отгадывают буквы и с радостью смотрят на полученное слово. Дети очень эмоционально откликаются на задание. Проявляют активность, заинтересованность, относятся друг к другу дружески, правильно выполняют условия игры. Упражняются в согласовании существительных и прилагательных. Дети еще раз закрепили знание сказки «Красная шапочка». Развивается память, внимание. Формируется умение грамматически правильно строить предложения, согласовывая слова в предложениях. Развита связная речь дошкольников. Происходит снятие мышечного напряжения. Дети расслабляются. Очень эмоционально откликаются на задание. Проявляют активность, заинтересованность. относятся друг к другу дружески. Усвоение полученных знаний и умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому и познавательному развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе
Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развив...
"Рассматривание картины "Чья лодочка?" Конспект ННОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ во 2 младшей группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности(Рассматривание картины с использованием приёмов ТРИЗ)Тема: «Рассматривание картины «Чья лодочка? »(2 младшая группа)Интеграция образовательн...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»
Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....
Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу речевое развитие с использованием мультимедийного оборудования старшей группе Тема: "« Сказочная страна».
Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей. Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы; развивать память, мышление, наблюдательность, речь; побужд...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»
Представленный конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды »....
Конспект занятия по речевому развитию "Составление сказки динамического типа" старшая группа (с использованием технологии - ТРИЗ)
Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа....
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».
Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...