Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; воспитывать интерес к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ

 в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».

Составила:  Грязина Елена Николаевна, воспитатель СП «детского сада №4»  ГБОУ СОШ с. Шигоны.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; воспитывать интерес к художественной литературе.

Формировать умение грамматически правильно строить предложение, согласовывая слова в предложениях. Формировать умения анализировать произведение. Расширить знания детей об окружающем, сформировать способности к восприятию и пониманию художественной литературы. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных. Упражнять в подборе глаголов к существительному. (Речевое развитие)

2. Развивать  аналитическое мышление, внимание. Учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения;  Систематизировать знания детей о явлениях природы. (Познавательное развитие)

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игровых действиях. Создать эмоциональный  настрой  у детей. (Социально-коммуникативное развитие)

4.  В процессе физминутки развивать физические, психические

 нравственные качества, воспитывать самостоятельность  и творчество. (Физическое развитие)

Методы и приемы: - практические

                               - наглядные

                               - словесные

Материалы и оборудование: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, ткань  которой   накрыт домик, сундучок, игрушка – заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка с изображением животных, схема для составления описательного рассказа, компьютер, презентация «Сказка Красная шапочка»,  яблоки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка « Волшебные растения»

Игровая

Игровые ситуации (В замке заколдованная принцесса).

 Дидактические игры: «Данетка»,

 «Четвертый лишний», «Из какой сказки сказочный герой», «Кто прячется в сказке»,  «Путешествие в мир сказок», «Отгадай сказку».

Познавательно - исследовательская

Решение проблемных ситуаций в игре «Как помочь зайцу?».

Коммуникативная

Речевые ситуации.

Отгадывание загадок:  о зайце, о буквах, о героях сказок.

Словесная игра: «Теремок».

Восприятие художественной литературы

Рассказывание сказки Ш.Перро« Красная шапочка».

Рассказывание своей любимой сказки по модели.

                           

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

   На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт тканью, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

 -  Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это  неживой предмет.

Воспитатель снимает ткань.

- В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса  крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

-  Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

-  Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

- Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

 Уши у кого - длинней?

 В огороде ест морковку,

 и капустную листву,

 удирать умеет ловко,

 Если встретит вдруг лису...

 Сильно глазками косит,

 всех боится и дрожит...

- Заяц. Правильно.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

-   Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

-  Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

- Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?

-  Что хорошего в дожде?

- А что плохого в дожде?

- Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …,

и дождь для нас это плохо, когда …

-  А солнце, какое, хорошее или плохое?

Ребята, что хорошего в солнце?

- А что плохого может быть в солнце?

- Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

- Как мы можем помочь зайцу?

- Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. Оказывается он совершенно забыл, из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

- Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

- Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите,  что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

- А, что у нас еще есть в сундучке?..  

Здесь лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки.                             Что бы поставить их                        по порядку надо отгадать загадки о каждой букве.

На одной стоит ноге

 На крыше дома буква ...  ( Т)

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, поласкает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

У картавого Володи

 Эта буква не выходит,

 И, конечно, очень странно,

 Но выходит у Полкана   (Р)

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

Видим мы в Москве метро,

 А над входом букву ...  ( М)

В старом дереве дупло

 Ну совсем как буква ...  (О)

Половинку от жука

 Составляет буква ... (К)

Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по- порядку. Получается слово –теремок.

-  Вот и еще одно окошко открылось.

- А следующее задание такое. Игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него. Рассказывает о своем герое, после этого гость  помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

- Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

- Ребята, а где может жить улыбка.

- Посмотрите, еще одно окошко открылось.

- Что у нас еще осталось в сундучке.

А здесь сказка «Красная шапочка». Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

- И встретила она медведя.

- Еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись

-  Следующее задание в сундучке

Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку по составленной модели.

На доске вывешена модель       (на модели любые символы соответствующие вопросу):

1.     Название сказки?

2.      Кто написал?

3.     Имя главного героя?

4.     Какой характер?

5.     Во что любит одеваться?

6.      « Что бы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?» Вызывается 2-3 ребенка по – выбору.

Физминутка  «Волшебные растения»

-Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой, и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать      ( варианты:  сильный ветер, дождь, снег и т. д).

-  Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

1.У Алёнушки-сестрицы

 Унесли братишку птицы.

 Высоко они летят,

 Далеко они глядят.  

                             

2.Появилась девочка в чашечке цветка,

 И была та девочка не больше ноготка.

 Кто читал такую книжку,

 Знает девочку-малышку.                    

3.У отца был мальчик странный,

 Необычный, деревянный,

 Он имел предлинный нос.

 Что за сказка? — Вот вопрос.

4.Она красива и мила,

 А имя ей от слова «зола».                  

5.Нет ни речки, ни пруда —

 Где воды напиться.

 Очень вкусная вода

 В ямке от копытца.                              

- Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся со сказочной принцессой и расскажем, что нового и интересного сегодня узнали.

Итоговое мероприятие:

Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.

Дети концентрируют внимание на столе.

Дети задумываются, начинают задавать вопросы. И отгадывают – домик.

Ответы детей

Дети внимательно слушают и отгадывают загадку.

Дети в процессе обсуждения  отвечают на вопросы

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

Дети отвечают в процессе обсуждения, что после дождя все растет, свежий воздух, но можно и заболеть.

Ответы детей

Дети отвечают, что хорошо, когда солнце ласковое, теплое, от него светло, но когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

Дети предлагают свои версии, о том как помочь зайцу.

Ребята вспоминают, в каких сказках  главный герой заяц?

Дети отгадывают загадки о заколдованных буквах.

Ребята включаются в деятельность, задумываются и слушают внимательно правило игры. Придумывают рассказ о своем животном на картинке.

Активно участвуют в игре, с нетерпением ожидая своей очереди. Каждый получил картинку и рассказал о своем животном.

Ответы детей

Дети смотрят показ слайдов  «Красная шапочка»

Дети поправляют воспитателя.

Дети  рассказывают о своей любимой сказке по предложенной схеме.

Дети мимикой и жестами изображают растения  в разных погодных условиях.

Дети садятся после физкультминутки на свои места, слушают воспитателя, задумываются над вопросом и отгадывают названия сказок.

Дети здороваются с принцессой и рассказывают, что им пришлось пройти, чтобы ее спасти.

Появляется устойчивый интерес к закрытому предмету.

Внимательно следят за дальнейшими событиями.

Умение проникнуться с сочувствием к  принцессе.

Формируется элемент умения анализировать вопрос, умеют слушать друг друга и выражать свои мысли, составляя полные, распространенные предложения. Уточняются, корректируются знания.  

Дети отвечают развернутыми предложениями. Воспитанники упражняются в подборе глаголов к существительному

Дети очень эмоционально откликаются на задание. Проявляют активность, заинтересованность.

Воспитанники правильно отгадывают буквы и с  радостью смотрят на полученное слово.

Дети очень эмоционально откликаются на задание. Проявляют активность, заинтересованность,

относятся друг к другу дружески, правильно выполняют условия игры. Упражняются в согласовании существительных и прилагательных.

Дети еще раз закрепили знание сказки «Красная шапочка».

Развивается память, внимание.

Формируется умение грамматически правильно строить предложения, согласовывая слова в предложениях.

Развита связная речь дошкольников.

Происходит снятие мышечного напряжения. Дети расслабляются.

Очень эмоционально откликаются на задание. Проявляют активность, заинтересованность.

относятся друг к другу дружески.

Усвоение полученных знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому и познавательному развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе

Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развив...

"Рассматривание картины "Чья лодочка?" Конспект ННОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ во 2 младшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности(Рассматривание картины с использованием приёмов ТРИЗ)Тема: «Рассматривание картины «Чья лодочка? »(2 младшая группа)Интеграция образовательн...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»

Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу речевое развитие с использованием мультимедийного оборудования старшей группе Тема: "« Сказочная страна».

Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей. Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы; развивать память, мышление, наблюдательность, речь; побужд...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»

Представленный  конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей  группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды »....

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».

Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...