методическая разработка на тему "Волшебница - вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Осадчук Ирина Анатольевна

Конспект НОД по экологии для детей старшей группы
«Волшебница - вода»

Цель: Выявление умений и знаний детей о свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод "Волшебница - вода"24.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебница - вода»

Цель: Выявление умений и знаний детей о свойствах воды.

Задачи образовательной деятельности:

Познание:

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
  • Дать детям первые представления о круговороте воды в природе.
  • Показать, где, в каком виде существует вода.
  • Рассказать о разнообразии состояний воды.

Музыка:

  • Эмоционально реагировать на музыку, отражать её в выразительных движениях, выполнять правила игры.

Социализация:

  • Научить детей экономно использовать воду и беречь её.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.
  • Воспитывать интерес к экологическим занятиям.

Художественная литература:

  • Способствовать формированию целостной картины мира посредствам художественной литературы.

Материал:

  • Стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «Капелька», трубочки, ложки (на каждого ребенка),глобус, сахар, соль, лед, тарелка, спиртовка, стеклышко.

Методические приемы:

  • Игровой (п/и «Ходят капельки по кругу»).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Словарная работа:

  • Обогатить словарный запас детей (составляют ручейки, соединяются, испарилась вода).

Предварительная работа с детьми:

Наблюдение на прогулках, загадывание загадок о воде, прослушивание аудио записи «шум дождя» чтение книги М. Д. Перина «живая вода».

 

Ход НОД.

Включается запись со звуком журчащего ручейка, плеск волн, шум волн, шторм. :

Ребята, что вы слышите? (Звуки воды, журчание воды)
Правильно ребята, это звуки воды.

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. (дети: из реки)

Правильно, молодцы! Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Поэтому дети, к воде надо относиться бережно, не оставлять кран открытым.

Вы знаете, я вчера по телевизору видела отрывок про двух мальчиков которые летом встретились и завели разговор. Хотите я вам прочитаю их разговор? (Да)

« - Петя, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли! Налили полную ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.
Кран-то закрыли?
Зачем? Воды и так много, пусть себе течет, потом закроем.
А что потом делали?
Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!»

 Ребята, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет воду надо беречь). Как беречь? (просто так воду нельзя лить, закрывать краны нужно)
Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды нет.           

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И  в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!


Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? (рассматривают глобус) Какой видят космонавты  нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".
Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.

 А теперь, ребята, давайте поиграем.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (физ.минутка)

Воспитатель: Я мама - тучка, а вы – Капельки, и вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.) Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, присевшие Капельки поднимаются, затем, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Отгадайте загадки:

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это
-...(Лёд.)

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы,

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придёт

И польёт наш огород. (дождь)

Ребята, что такое вода?

Дети: Вода – это жидкость.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте её рассмотрим. Подойдите к столу.


Опыты.

Опыт N1 "Определение прозрачности воды" (2 ст.: 1 с водой, 2 с молоком, положить ложечки в оба стакана. В каком стакане ложка видна, а в каком нет.)
Опыт N2 "Имеет ли вода вкус?" (дать попробовать через соломинку сок и воду)
Опыт N3 "Вода растворитель”. (соль и сахар растворить в стакане)

ОпытN4 "Лед - твердая вода" (кубики льда тают в руках).
Опыт N5 “Вода превращается в пар”. (на огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стеклышко и увидеть, как пар превращается в воду).
Подвести детей к выводу.

  Рефлексия

Дети, мы с вами хорошо занимались. Вы все старались, были внимательными. Давайте, ещё раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали из опытов.

Вода прозрачна, а молоко нет.

У воды вкуса нет.

Вода - растворитель.

Лед твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.

При нагревании вода превращается в пар.

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набъёшь, конечно , шишки.

Знать, тверда была вода,

То ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду

Будешь мокрый ты до нитки-

Летом лёд бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лёд, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость речка или твердь?

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке,

Пар заполнит весь наш дом,

А воды в нём не найдём.

Вот такая чехарда:

То здесь пар,  а то вода.

Жидкость речка или газ?

Ты ответишь нам тотчас.

И вода, и лёд, и пар

Скажет вам и млад, и стар –

Это всё-таки вода,

Ты запомни навсегда.

Вот почему воду называют волшебницей.

Как мы можем беречь воду? Не оставлять кран с водой открытым.

Спасибо ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.

Молодцы! Я вами очень довольна! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Методическая разработка проекта "Чудо-водичка"

Вопросы экологического воспитания занимают одно из важных мест в системе дошкольного образования. Вода - доступный, интересный и глубокий объект для изучения и формирования экологических и гигиеническ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Методическая разработка на тему "Водичка водичка..."

Цель: Начальное формирование экологической культуры ребенка.Задачи:1.Учить детей бережно относится к воде, экономить воду.2.Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.3.Показать д...

Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...

Методическая разработка игры-занятия "Вода-водичка"

В методической разработке изложена методика проведения игрового занятия с детьми раннего возраста...