Методическая разработка "Рощи да леса - Валуйская краса"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
«Рощи да леса – Валуйская краса!»
Цель: Расширить представления детей о природе родного края. Познакомить с основными видами деревьев и местами их произрастания.
1. Образовательные задачи:
- обогащать знания детей о взаимосвязи человека и природы;
- расширять представления детей о лесах родного края;
- продолжить знакомство детей с различными видами деревьев;
- формировать умения различать деревья по внешним признакам, описывать их.
2. Развивающие задачи:
- развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки детей;
- развивать воображение, образное мышление, зрительное восприятие, память;
- развивать любознательность, познавательную активность, интерес к полученной информации.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру общения;
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное и заботливое отношение к его природным ресурсам.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций информационно-энциклопедического издания «Валуйки и Валуйский район», «История. События. Люди».
- цикл тематических бесед: «Валуйские просторы»; «Флора и фауна родного края»; «Поэты валуйской земли»; «Валуйки – мой город родной».
- наблюдение за деревьями на участке детского сада;
- продуктивная деятельность:
« Город глазами детей»; «Деревья в разные времена года».
- знакомство со сборником стихотворений валуйского поэта И.Ходеева «России светлый уголок», Н. Бояренцевой «Валуйчанка».
- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «С какого дерева листок»;
- Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Детки дерева».
- разучивание стихотворений местных поэтов;
- экскурсии по улицам родного города;
- разучивание хоровода «Во поле березка стояла».
Предметно-пространственная развивающая среда:
- интерактивная доска Smart Board, компьютер, презентация «Рощи да леса – Валуйская краса!»;
- аудио плеер, фонограммы аудиозаписей «Звуки леса», «Пение птиц», детской песни для игры «Елочки-пенечки»;
- организация тематического пространства группы:
- оформление фотоальбома города Валуйки;
- картинная галерея «Березовая роща», «Дубрава», «Сосновый бор»;
- выставка поделок из природного материала.
Взаимодополняемость образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности и культурные практики:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Методы:
Словесные, наглядные, игровые, практические.
Методические приемы:
Игровой момент, художественное слово, демонстрация презентации, беседа, дидактическая игра, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, использование интерактивной доски и ТСО.
Ход организованной образовательной деятельности
I. Вводная часть (Организационный момент).
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие, чтобы мы узнали много нового и интересного. А вот куда именно мы с вами оправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. (На доске картинка с загадкой) (Слайд №2)
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
Ответы детей: (Лес).
Воспитатель: Правильно лес, но лес не простой, мы отправимся на лесные просторы нашего Валуйского района, и посмотрим красоту его природы. Узнаем, какие деревья произрастают на нашей родной земле.
II. Основная часть.
Просмотр фотографий.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии живописных пейзажей природы нашего Валуйского района в разные времена года. (Слайд №3)
- Посмотрите, как красивы деревья нашего парка в осеннем наряде, как прекрасен зимний пейзаж реки Оскол, как восхитительно пробуждение нашего весеннего леса, как живописна природа в летний период.
Путешествие по Валуйским лесам.
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путешествие, чтобы подробнее узнать о деревьях наших Валуйских лесов. Закройте глаза и представьте, что вы попали в настоящий лес.
(Звучит фонограмма «Звуки леса». Дети открывают глаза.)
Рассказ воспитателя. (Слайд №4)
Воспитатель: Посмотрите, мы оказались на лесной опушке. Здесь в лесной глуши, среди различных деревьев живет маленький зайчонок со своей мамой зайчихой. Однажды он услышал от соседки – зайчихи слово «лес» и спросил:
- Мама, а что такое «лес»?
- Лес - это деревья, - сказала мама,- берёзы, дубы, ели, сосны, липы…
- А что такое берёзы? А что такое дубы? – не унимался зайчонок.
- Я вижу, - сказала мама, - вырос ты. Пора тебе познакомиться с лесом, приготовься к большому прыжку. И перескакивая с полянки на полянку, они оказались на большом участке леса, да таком светлом, нарядном, что зайчонок только и смог сказать: « Ах, как красиво вокруг!» Перед ним стояли красивые, белоствольные, стройные деревья.
Фронтальная беседа.
- Скажите, ребята, какое дерево увидел зайчонок? (Березу)
- Правильно, а как вы догадались?
- Какой ствол у березы?
- Какой формы листья?
- Что еще есть у березы?
Чтение стихотворения.
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение о берёзе А. Прокофьева:
Ребенок:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Познавательная деятельность. (Слайд №5, №6, №7)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что береза – это единственное дерево с белой корой, поэтому ее называют белоствольной. Веточки у нее гибкие, тонкие, свисают вниз, и называют березку длиннокосою, кудрявою. Береза не только красива, но и необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, корзины. Кора – береста, тонкая. Под корой есть особое вещество, которое окрашивает ствол в белый цвет. Береза еще и лекарственное дерево, очень полезен ее березовый сок. Лес, в котором растут одни берёзки, называется березовая роща или березняк.
(Показ фото с изображением березовой рощи) (Слайд №8)
- В нашем районе очень распространены березовые рощи, где растут грибы подберезовики. И каждую осень они радуют Валуйских грибников своими дарами. Давайте представим, что мы попали в березовую рощу и сейчас подышим ее воздухом.
Дыхательная гимнастика. (Звучит фонограмма «Пение птиц»)
Тихо-тихо мы подышим, (1-медленный вдох через нос, пауза- задержка дыхания 3сек)
Звуки рощи мы услышим. (2-плавный выдох через нос.)
Повторить 3-4 раза. (Дети садятся за столы)
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Затем зайчик и его мама попрыгали к лесу, в котором растут одни сосны. Такой лес называется сосновый бор. Этот лес зайчонок увидел густым, наполненным полумраком.
(Показ фото с изображением соснового бора) (Слайд №9, №10, №11)
- Что особенного во внешнем облике этого дерева?
- Какой ствол у этого дерева?
- Что расположено на ветках сосны?
Динамическая пауза. (Слайд №12)
- А теперь зайчик предлагает нам поиграть в игру «Елочки-пенечки».
Игра «Елочки-пенечки» (проводится под фонограмму песни «На елках иголки…»)
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: После совместной увлекательной игры мама с зайчонком даже не заметили, как приблизились к могучим деревьям. В нашем Валуйском районе дерево это не редкость. Оно могучее, полное жизни, силы и красоты. Оно растет ввысь и вширь, это чудо-богатырь. Вы узнаете, о каком дереве идёт речь, если отгадаете загадку:
Великан могучий рад
Свой густой надеть наряд.
С веток, словно для затей,
Набросает желудей. (Дуб)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, дуб. (Слайд №13, №14)
- Какой ствол у дуба?
- Какого цвета листва?
- Как называется его плод?
- Какой лесной зверь питается желудями?
Посмотрите, как он красив. Давайте вместе попробуем описать дуб. Подберите слова, которые точно смогут охарактеризовать дуб.
Составление рассказа-описания о дубе. (Слайд №15)
Дуб, он какой?
- большой;
- могучий;
- великий;
- зелёный;
- красивый;
- высокий.
Воспитатель: Вот сколько, много слов мы подобрали, чтобы описать дуб. А знаете, ребята, лес, где растут только дубы, называется дубравой.
(Показ фото с изображением дубравы) (Слайд №16)
- Понравился он вам? Запомнили его название?
Физкультминутка «Ветер» (Слайд №17)
Воспитатель: А теперь, представьте, что вы оказались в дубраве и превратились в могучие деревья.
Ветер тихо дуб качает.
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон,
Зашумел листвою он. / Повторить 2 раза /
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту лесов Валуйского района. Обратите внимание, на каких участках расположена березовая роща, сосновый бор, дубрава. (Слайд №18)
(Дети вместе с воспитателем рассматривают карту Валуйского района.)
Воспитатель: Зайчонок и мама зайчиха устали от прогулки и решили вернуться в свои родные места. На обратном пути им встретились, маленькие зайчата, и наш друг зайчонок-путешественник рассказал им много нового и интересного о лесе. (Слайд №19)
Дидактическая игра «С какой ветки эти детки?» (Слайд №20)
- А теперь давайте проверим, что мы сегодня узнали. Поиграем в игру «С какой ветки эти детки?»
Перед вами картинки, вы должны отгадать, какому дереву они относятся.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. (Слайд №21)
- Какие деревья растут в нашем районе?
- Как называется лес, где растут только березы? (Березовая роща)
- Как называется лес, где растут только сосны? (Сосновый бор)
- Как называется лес, где растут только дубы? (Дубрава)
- Для чего нужны деревья?
IV. Библиографический список литературы
1. Петин А. Н. География Белгородской области. Учебное пособие. — М.: «Издательство Московского университета», 2008. — 136 с. — ISBN 978-5-211-05608-4.
2. Сухоруков М. И. Валуйки — форпост Отечества: альбом-летопись. — Белгород: «Облтипография», 1999. — 216 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.mojgorod.ru/belgorod_obl/valujki/index.html
http://map31.ru/gispro/Map?ms=152&v=2.0
http://valuyki.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419831-1394918232.jpg)
Собственная методическая разработка "Зима в лесу".
Данный конспект занятия включает в себя закрепление понятия "Зима" путем активизации активного словаря детей, различных анализаторных систем через ритмические движения, биологически активных зон через...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-291153-1489547676.jpg)
Методическая разработка "Животные нашего леса"
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-293518-1584543710.jpg)
Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. Презентация к методической разработке "Весна в лесу"
Данная презентация может быть использована при проведении подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков Ж-Ш в предложениях...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-560551-1443288572.jpg)
Методическая разработка "Деревья в лесу"
Тема: «Деревья в лесу»Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Цель: обобщить знания детей по теме «Деревья» Задачи: 1.Образовательные:...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-1421549-1663350714.jpg)
Методическая разработка «Книги радужного леса»
Участники проекта: дети и родители второй младшей группы.Проблема: Книги заменяются компьютером, просмотром телевизора. Высокая загруженность родителей, что в свою очередь не позволяет уделить достато...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/06/picture-1433761-1667763998.jpg)
Методическая разработка Мини-проекта «Березка-краса-русская коса»
У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/27/picture-1545589-1732697288.jpg)
Методическая разработка на тему Коса - девичья краса
В наше время началось возрождение древних традиций. Людям опять становятся интересны их корни, традиции, обычаи. Мир изменился, и иметь свою "косу до пояса" стало очень модно. Девочки и женщ...