Методическая разработка Мини-проекта «Березка-краса-русская коса»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Макарова Ирина Николаевна

У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой. Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков в практической жизни.

Мы решили разработать мини-проект «Береза-краса-русская коса» для того, чтобы воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-проект «Береза-краса-русская коса»

Актуальность:

У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой. Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков в практической жизни.

Мы решили разработать мини-проект «Береза-краса-русская коса» для того, чтобы воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.

Постановка проблемы:

У детей старшего возраста недостаточность знаний о дереве - береза, о ее эстетическом, оздоровительном значении в жизни человека.

Объект исследования: береза, растущая на участке детского сада.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Проект – краткосрочный (месяц)

Участники проекта - дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Цель проекта:

формировать у детей устойчивые знания о берёзе, о её особенностях, о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга.

Задачи:

образовательные

- Вызвать интерес детей к объекту природы (березе)

- Расширять естественнонаучные представления и знания детей о берёзе: познакомить детей со строением березы, ее особенностями, как она приспосабливается к сезонным изменениям весной

- Способствовать уточнению и активизации словаря по теме проекта

развивающие

- Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения в ней.

- Развивать умение сравнивать и анализировать

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов

- Развивать связную речь

воспитательные

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы и формы работы:

- рассказ

- беседа

- наблюдение

- рассматривание

- демонстрация наглядных пособий

- чтение художественной литературы

- игра

- элементарные опыты, экспериментирование

- экскурсия

Ожидаемые результаты:

- сформированность представлений о берёзе, как о живом объекте природы; о неразрывной связи человека и природы;

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит своё здоровье);

- вовлечь в творческую деятельность каждого ребёнка;

- развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

 

Этапы работы:

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Заключительный

Реализация темы «Береза-краса-русская коса» через все виды деятельности

Виды детской деятельности по ФГОС ДО

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровая

Игровое упражнение 

«Беги к тому дереву, которое я назову»

Игровая ситуация 

«В гости к березке» с хороводной игрой «Березонька»

Дидактические игры 

- «Найди листок, какой покажу»

- «Найди дерево по описанию"

- «Назови дерево по плодам и семенам»

- «Четвертый лишний»

- «Узнай и назови»

Игра – перевоплощение «Если бы ты был деревом (березой…)».

Словесные игры

- «Бусы для берёзки»

- «Что сделано из берёзы

- «Для чего это нужно»

Коммуникативная

Пальчиковые игры

- «Белая береза»

- «Ветер по лесу гулял»

Беседы

- Почему березы белые?

- Могут ли деревья лечить?

- «Интересные факты о березе»

- «Как люди могут использовать березу?»

ООД

просмотр презентаций

- «Береза-символ русской души»

- «Люблю березку русскую»

Рассматривание репродукций картин

- И.И. Шишкин 

«Березовая роща»

И. Левитан «Березовая роща»

- А.К.Саврасов «Грачи прилетели»

- Знакомство с народными приметами о березе

- Отгадывание загадок

- Составление рассказа-описания берёзы (с опорой на план)

- Составление загадки-описания о березе (с использованием мнемотаблицы)

Познавательно – исследовательская

Физкультминутка

«Мы березку посадили»

«Во поле береза стояла»

«Березонька в моем саду»

Исследовательская деятельность

- Рассматривание бересты и коры под лупой

- Опыт с корой березы, корой дуба и корой клена. (опустить в воду)

ООД: ФЭМП

«Листики берёзки»

Игра «Найди березу по коре»

Рисование на коре березы

Чтение научной литературы

Е. Ульева. «Энциклопедия для малышей»

Восприятие художественной литературы

Игра - импровизация

Загадывание загадок

о березе

Чтение

- С. Есенин «Белая береза» 

- П. Воронько «Береза»

- К. Паустовский «Подарок»

- Чтение описательного рассказа «Береза» из сборника Т. Шорыгиной «Деревья».

- Чтение К. Д. Ушинского «Березка и ее семейство».

Рассматривание иллюстраций в книгах о березе

НОД по разучиванию стихотворения С. Есенина «Белая береза».

Трудовая

Вырезание

Коллективный труд по уборке территории участка

Работа на экологической тропе

1.Целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Изготовление из бросового материала березы

Беседа

«Правила поведения в лесу»

Конструирование

Выкладывание из палочек Кюизенера деревьев (березы)

Настольная игра «Разрезные картинки» (деревья)

Конструктивные игры 

- «Соедини по точкам», - «Дорисуй вторую половину»

Оригами

«Березовая роща» (коллективная работа из конусов и полосок)

Составление коллажа из ненужных цветных журналов, старых газет «Березовая роща»

Изобразительная

обводки, трафареты

на тему «Деревья»

Творческая мастерская

Изготовление картины «Белая березка» в технике квиллинг

ООД рисование

«Весенняя березка»

ООД (лепка/аппликация)

- НОД по пластилинографии  

«Во поле березка стояла»

-  Обрывная аппликация «Березка»

ООД

Музыкальная

Музыкально – ритмическая игра

«Танец природы»

Пение русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Слушание звукозаписи

- «Шум берез»

- Звуки природы «Живой лес» (березовая роща)

НОД музыкальное развитие

- Вивальди альбом «Времена года»,

- Е. Дрейзин старинный вальс «Березка»

музыкально –дидактическая игра

- Хоровод «Во поле березка стояла»

- Аудио – сказка «Сказка о берёзе»

Двигательная

ООД физическая культура

«Спасем русскую березку»

Подвижные игры

«Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Кто быстрее соберет березовые листочки»

«Кто быстрее пробежит вокруг березы?»

Подвижная игра

«Во поле береза стояла»

игра - импровизация

Пальчиковая игра

«Белая береза»

«Ветер по лесу гулял»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка мини-проекта « Богатыри Земли Русской».

Цель мини-проекта помочь вхождению ребенка в современный мир через освоение им первоначальных представлений социального характера и включение его в систему социальных отношений, опираясь исторические ...

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка Паспорт мини-проекта «От зернышка до булочки»

Сформировать у детей представления о том, что хлеб - это ценный продукт, производство которого, требует огромного труда....

Методическая разработка физкультурного занятия "Играем с косичкой "для детей подготовительной к школе группы.

В методической разработке физкультурного занятия с использованием нетрадиционного оборудования ( веревочная косичка) даны упражнения и игры ,развивающие двигательную активность детей на фзкультурной з...