Методическая разработка "Животные нашего леса"
методическая разработка по теме
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников экологической культуры, желания оберегать и сохранять родную природу и ее обитателей. В данной работе раскрыто содержание, формы и методы организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы. Работа может быть использована как начинающими педагогами, так и педагогами, имеющими опыт работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zhivotnye_nashego_lesa.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 «РОСИНКА»
(ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 6 «РОСИНКА»)
КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НОМИНАЦИЯ « ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию, область «Познание»
ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО ЛЕСА»
для воспитанников среднего дошкольного возраста
Составитель:
Сурмина Евгения Сергеевна
воспитатель
город Лангепас, 2013 год
Содержание.
- Аннотация……………………………………………………..2
- Введение……………………………………………………….3
- Основная часть………………………………………………...7
- Заключение………………………………………...…………16
- Список литературы…………………………………………..17
- Приложение…………………………………………………..18
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников экологической культуры, желания оберегать и сохранять родную природу и ее обитателей. В данной работе раскрыто содержание, формы и методы организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы. Работа может быть использована как начинающими педагогами, так и педагогами, имеющими опыт работы с детьми.
Введение.
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из приоритетных направлений дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания и проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Цель методической разработки: раскрыть формы и методы формирования экологической культуры, бережного отношения и любви к природе в процессе реализации проектной деятельности, как одной из наиболее эффективной современной педагогической технологии, предназначенной для работы с воспитанниками дошкольного возраста.
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.), указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Данное занятие является частью проекта «Животные нашего леса», проект является краткосрочным и запланирован на январь месяц. На учебный год с детьми данного возраста запланировано четыре проекта по экологическому воспитанию. По продолжительности в средней группе используются краткосрочные проекты. Уровень проектной деятельности у дошкольников данного возраста - подражательно-исполнительский: данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, поэтому активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым: ребенка привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана, затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Содержание работы по проекту «Животные нашего леса»
Социализация | Дидактические игры | «Назови одним словом» | «Назови ласково» | «Чей домик» | «Кто чем питается?» |
"Составь животное" | "Выбери животное" | "Кто где живет?" | "Животное домашнее или дикое? | ||
Подвижные игры | «Волк и зайцы» | «Зайка серенький» | |||
Познание | Беседа на тему «Дикие животные», Рассматривание изображения северного оленя, беседа на тему «Для чего оленю широкие копыта» | ||||
Коммуникация | Развитие речи |
| |||
Чтение художественной лит-ры | «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; Югорские сказки «В беличьих угодьях»; Чтение и иллюстрирование юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос»; «Ягодка голубика» (ненецкая сказка) | ||||
Проблемные ситуаций | Моделирование проблемных ситуаций. «Поможем голодной лисичке» «Опасные ситуаций в природе» | ||||
Продуктивная деятельность | Лепка | "Орешки для белочки" | |||
Аппликация | «В лесу» | ||||
Рисование | «Зайка серенький» | ||||
Работа с родителями | Изготовление совместно с детьми альбома «Дикие животные» Выставка рисунков, поделок | ||||
Безопасность | Беседа на тему: «Правила поведения с животными», «Правило поведения в лесу» | ||||
Развивающая среда | Сюжетные картины на тему «Животные». Альбомы для рассматривания: «Животные Югры». |
Ожидаемый результат:
Для детей: Решение задач данной методической разработки способствует:
- формированию у детей уважительного отношения к природе;
- усвоению детьми конкретных сведений о животных, их образе жизни;
- привитию экологических навыков и уважительного отношения к окружающей среде, миру природы.
Для педагога: поможет осуществлять педагогический процесс систематически и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Основная часть.
НОД является логически выстроенным, т.к. все компоненты занятия направлены на решение ведущей цели: Обобщение и систематизация представлений детей о диких животных, их образе жизни, а также воспитание желания заботиться о них и оберегать.
В НОД используются современные образовательные технологии:
-приёмы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, музыкальное сопровождение заданий.
-информационно-компьютерные технологии: использование слайдовой презентации.
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач при осуществлении НОД соответствует задачам образовательной области «Познание» и построено с учётом принципа интеграции образовательных областей «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Тема занятия: «Животные нашего леса»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие «дикие животные».
2. Формировать экологические представления: живая и неживая природа, роль человека в жизни животных.
Развивающие:
1. Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
2. Развивать коммуникативные навыки: уточнить предметный словарь -медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора, и словарь признаков - мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый; учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: ревет, фыркает, воет; притяжательных прилагательных: лисьи уши, лисий хвост и т.д.
Воспитательные:
1.Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.
Для проведения НОД и получения эффективного результата необходима предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий; чтение художественной и познавательной литературы по теме; рассматривание иллюстраций; просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов; беседы с детьми, игры и игровые упражнения о животных.
Оборудование и средства: ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, слайдовая презентация по теме.
Наглядный материал: письмо, силуэты животных (белка, заяц, медведь, волк), макет леса.
Раздаточный материал: клей, картонные силуэты животных, крупа.
Используемые методы и приемы: Сюрпризный момент «Посылка»; беседа, вопросы к детям; решение проблемной ситуации; дидактическая игра «Чей след», «Чей хвост»; просмотр слайдовой презентации; психогимнастика «Белочка»; музыкальная импровизация «Олень»; индивидуальные задания; рассматривание иллюстраций, картинок; объяснение, поощрение, похвала; оценка деятельности каждого ребёнка.
План – конспект учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент. | Педагог показывает посылку и объясняет, что получила ее утром. В ней была книга (демонстрирует книгу о животных), но кто и для чего ее прислал непонятно, так как нет обратного адреса. Педагог показывает рисунок, вложенный в книгу, и предлагает детям подумать, что бы это значило? | Дети рассматривают посылку и вложенную в нее книгу, решают проблему «От кого посылка?» Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что это следы животных. |
II. Основная часть. III. Подведение итогов | 1. Воспитатель предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто «написал» это странное письмо и для чего. Проводиться д.и. «Чей след?» По ходу игры воспитатель задает вопросы. | Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь. Отвечают на вопросы воспитателя |
2. Введение в тему. Беседа по теме В ходе беседы с детьми воспитатель задает наводящие вопросы по теме. Дает детям индивидуальные задания. Психогимнастика «Белочка» Используя мультимедийную презентацию воспитатель задает детям загадки от Незнайки, и рассказывает о жизни, повадках некоторых диких животных. Проводится индивидуальная работа. 3.Музыкальная импровизация «Олень» под хантыйскую музыку. 1.Воспитатель обращает внимание детей на письмо от Незнайки. В письме находятся силуэты животных, Незнайка благодарит детей за помощь в отгадывании загадок, дарит каждому картинку-силуэт животного и просит детей подарить им теплые шубки и «накормить» (нарисовать корм). | Дети активно включаются в беседу. Дают предположительные ответы на вопросы воспитателя. Дети имитируют движения и состояние белочки. Дети отгадывают загадки, Индивидуальное выполнение заданий Вместе с воспитателем дети «превращаются» в оленей и имитируют движения оленя Дети соглашаются помочь: выбирают силуэты животных и в процессе совместной деятельности с воспитателям после занятия выполняют данную работу. |
Ход занятия.
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон передал мне посылку, но здесь нет обратного адреса, поэтому непонятно: кто и для чего ее прислал. Давайте посмотрим, что в ней и подумаем, кто мог ее прислать? (демонстрирует книгу о животных, в ней картинки с изображением следов).
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на рисунок и подумаем, что бы это значило? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: Да, это следы животных на снегу.
Где и когда можно наблюдать следы животных? (предположительные ответы детей)
II. Основная часть
Воспитатель предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто написал это странное письмо и для чего.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем с вами в игру «Узнай, чей след»
В группе разложены дорожки из следов разных животных. Воспитатель предлагает детям пройти по дорожкам: по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.
Воспитатель: Какое животное оставило следы?
- Расскажи о нем? (Ребенок дает короткое описание внешнего вида и рассказывает о повадках животных).
- Теперь мы знаем, кто спрятался, и кто какие следы оставил. Так, чьи же это следы? (Ответы детей: волчьи, лисьи, заячьи, оленьи, беличьи).
2. Беседа по теме (Воспитатель предлагает детям присесть на коврик возле елочки, проводит беседу)
Воспитатель: О ком вы сейчас рассказывали? Где живут эти животные? Как вы думаете, там, где живут эти животные, холодно или тепло?
(Предположительные ответы детей)
Воспитатель: Животные, живущие в холодных климатических условиях, называются, северными животными. Как вы думаете, эти северные животные обитают в дикой природе или за ними ухаживает человек? Какие это животные?
Воспитатель предлагает детям возле елочки разместить своих животных (картинки) и посмотреть фильм.
(Слайд 1) Воспитатель: Наш фильм называется «Лесные жители»,
Называйте, кто живет? (по щелчку появляются картинки; заяц, лиса, белка)
Воспитатель: Какое время года сейчас?
(Слайд 2) Воспитатель: Зима – это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. Посмотрите, как много снега в лесу. Давайте посмотрим, как разные животные готовятся к зиме. Для этого нам нужно отгадать загадки, которые нам приготовил Незнайка. (Слайд 3)
Маленький, беленький
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык (Слайд 4)
Индивидуальные задания для детей: Арсен сейчас выберет и покажет нам из предложенных картинок уши зайчика.
Воспитатель: Еще одна загадка:
Зимой беленький, а летом серенький (щелчек на 4 слайде, появляется серый заяц).
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку? (ответы детей). Да, заяц, меняет серую шубку на белую, что бы зимой не быть заметным на снегу, ведь у зайчишки так много врагов. Это и лиса, и волк, и куница.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются зайцы? Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. (Слайд 5)
Почему зайцы питаются ночью? (Предположительные ответы детей)
Воспитатель: Слушаем, следующую загадку от Незнайки. (Слайд 6)
По веткам скачет, да не птица, Рыжая, да не лисица. (Слайд 7)
Воспитатель: Ребята, а чем питается белка? (Слайд 8)
Она приготовила на зиму запасы: шишки, орешки, сушеные грибы. Белочка не боится зимы. (Слайд 9)
Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк белка, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток (Слайд 10)
Воспитатель: Ребята сейчас мы все с вами превратимся в белочку и поиграем.
Психогимнастика «Белочка», включается фонограмма тихого ветра. Педагог предлагает детям попрыгать и порезвиться как белочка. Звучит фонограмма вьюги. «Белочки» сворачиваются в клубок и замирают. Повторить 2 -3 раза.
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Незнайки. (Слайд 11)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Слайд 12)
У волка за лето и осень отрастает шерсть, и становится густой и теплой. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Днем они спят, а охотятся по ночам. Почему?
Воспитатель: Смотрим дальше. (Слайд 13)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Слайд14)
Индивидуальные задания для детей: Маша подойдет к столу и из предложенных картинок выберет ту картинку, на которой изображен хвост лисы.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Чей хвост»
(Предлагает картинки хвостов: лисий, волчий, заячий).
Воспитатель: Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, и они не мерзнут.
Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. Они запасов не делают, голодно бывает им порой. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей.
Воспитатель: Слушаем еще одну загадку (Слайд 15).
Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (Слайд 16)
Воспитатель: Бурый медведь наедается за лето, копит побольше жира под шкурой, чтобы всю зиму спокойно спать в берлоге, где уютно и тепло.
Слайд 17. Воспитатель задает детям вопросы; где спит медведь? Чем питается?
Воспитатель: Ребята, какого цвета у медведя шуба? Сейчас Настя и Лера подойдут к столу и выберут карточку того цвета, какого цвета шуба у медведя.
Воспитатель: Незнайка приготовил нам еще одну загадку (Слайд 18)
Кто на голове лес носит? (Слайд19)
Северные олени, лоси питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина. У северных оленей широкие копыта. Для чего оленю такие копыта? (Слайд 20).
Музыкальная импровизация «Олень» под хантыйскую музыку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам письмо пришло от Незнайки (Слайд 21, 22). Он благодарит вас за помощь в отгадывание загадок и каждому дарит картинку-силуэт животного (воспитатель оценивает работу каждого ребенка) и предлагает нам задание: смастерить каждому зверю теплую шубу и нарисовать для них корм, чтобы животные могли хорошо пережить суровую зиму.
(Каждый ребенок выбирает силуэт животного и в процессе совместной деятельности после занятия, дети изготавливают аппликацию из природного материала (крупы) теплые шубки для животных и рисуют для них корм).
Заключение.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе и ее обитателям.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к формированию экологического сознания детей является создание специальной образовательной среды, в которой взрослые личным примером, в процессе совместной деятельности демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Список литературы.
1.Николаевой С.Н. Программа «Юный эколог».
2.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.пед.вузов / Николаева С. Н. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
3.Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект МАААМ.RU.
4.Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа" : блок занятий "Я и природа".
5.Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проект "Звери наших лесов"
Формирование основ экологической культуры у детей средней группы....
Учебно-методическое пособие "Картотека литературного материала о диких животных наших лесов"
В помощь воспитателю....
Методическая разработка- "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"
Закрепить знания детей о названиях диких животных и их детенышей, а так же учиться их различать...
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....
Методическая разработка на тему: « Дикие животные наших лесов»
Закрепление знаний по лексической теме. актулизация, активация и обогащение словарного запаса по теме....
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию старших дошкольников на тему "Дикие животные нашего леса"
Итоговое занятие по лексической теме "Дикие животные" с использованием интерактивного стола...