Организация проблемно-диалогового общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта
методическая разработка по окружающему миру на тему
Данный материал представляет опыт работы по организации проблемно-диалогового общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта.
Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-dialogovoe_obshchenie_mironenkov.docx | 916.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ
Тема: «Организация проблемно – диалогического общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта»
Выступление на теоретико-практическом семинаре
«Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС дошкольного образования: обучение должно быть игровым, а игра - обучающей»
Мироненкова Е.М. воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты
Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Речевое развитие по-прежнему, было и остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте и главным в деятельности педагогов. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС дошкольного образования:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо
сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда
дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети
самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,
(ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения. Реализация образовательной области «Речевое развитие» наиболее успешно через метод познавательно исследовательского проекта. Так как в проекте реализуются все виды деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача нас – педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Современные реалии и требования, предъявляемы государством к качеству воспитательно – образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие речи дошкольников. Одной их таких технологий является технология проблемно – диалогического общения.
Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск ее решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Проблемно – диалогическое обучение – это обучение, основанное на получение новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, создающихся для этого в проблемных ситуациях. Ребенок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно - диалогическую технологию.
Проблемно – диалогическое обучение дошкольников носит обще – педагогический характер, т.е реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени. Вот почему метод исследовательский проект лучше всего подходит для реализации проблемно – диалогического обучения. Главное условие проблемно – диалогического обучения с дошкольниками это систематическое проведение специальных диалогов, направленных на усвоение программного материала. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии. Проблемно – диалогическое обучение это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно – диалогического обучения с дошкольниками является приобретение знаний, умений, навыков, усвоения способов самостоятельной деятельности и развития познавательных и творческих способностей ребенка.
Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:
- Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми
- Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребенка
- Владение педагогом технологией организации предметного диалога
- Основные психологические условия для успешного применения проблемно – диалогического общения
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний
- Быть доступными для воспитанников
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность
- Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт
Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизация представленного материала, активность ребенка и обеспечение связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Способы создания проблемных ситуаций:
- Сообщение информации
- Сопоставление фактов
- Анализ фактов и явлений
- Постановка вопросов
- Предъявление заданий
Методика создания проблемных ситуаций:
- Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения
- Сталкивает противоречия практической деятельности
- Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
- Предлагает рассмотреть явления с различных позиций
- Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
- Ставить конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
- Определяет проблемные теоретические и практические задания
- Ставит проблемные задачи
Проблемно – диалогическое обучение дошкольников всегда направлено на результат
- Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности
- Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности
- Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причину следственной связи
- Способствует развитию познавательной активности
- Предупреждает появление формализма, бездумности
- Более прочное усвоение знаний
- Делает деятельности детей более привлекательной
- Развивает инициативу и самостоятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Деловая игра "Что? Где? Почему?" позволит ст.воспитателю включить в семинар или другую форму работыс педагогами некую интересную нотку (теория и практика)....
Рекомендации для воспитателей по реализации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
Данные рекомендации содержат материал для создания предметно- развивающей среды в рамках реализации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ...
Отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Луковая грядка» 2019 г.
Реализация познавательно-исследовательского проекта "Луковая грядка"...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМДеловая игра для воспитателей на тему:«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»...
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Закреп...