Организация проблемно-диалогового общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта
методическая разработка по окружающему миру на тему

Данный материал представляет опыт работы по организации проблемно-диалогового общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта.

Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-dialogovoe_obshchenie_mironenkov.docx916.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

Тема: «Организация проблемно – диалогического общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта»

Выступление на теоретико-практическом семинаре

 «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС дошкольного образования: обучение должно быть игровым, а игра - обучающей»

                                                                           Мироненкова Е.М. воспитатель

                                                        МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты

Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Речевое развитие по-прежнему, было и остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте и главным в деятельности педагогов. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Описание: J0241043

Задачи речевого развития в ФГОС дошкольного образования:

  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо

сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда

дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети

самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)  

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,

(ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения. Реализация образовательной области «Речевое развитие» наиболее успешно через метод познавательно исследовательского проекта. Так как в проекте реализуются все виды деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача нас – педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Современные реалии и требования, предъявляемы государством к качеству воспитательно – образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие речи дошкольников. Одной их таких технологий является технология проблемно – диалогического общения.

Диалог -  форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск ее решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Проблемно – диалогическое обучение – это обучение, основанное на получение новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач,  создающихся для этого в проблемных ситуациях. Ребенок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно - диалогическую технологию.

Проблемно – диалогическое обучение дошкольников носит обще – педагогический характер, т.е реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени. Вот почему метод исследовательский проект лучше всего подходит для реализации проблемно – диалогического обучения.  Главное условие проблемно – диалогического обучения с дошкольниками это систематическое проведение специальных диалогов, направленных на усвоение программного материала. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии. Проблемно – диалогическое обучение это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно – диалогического обучения с дошкольниками является приобретение знаний, умений, навыков, усвоения способов самостоятельной деятельности и развития познавательных и творческих способностей ребенка.

Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:

  • Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми
  • Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребенка
  • Владение педагогом технологией организации предметного диалога
  • Основные психологические условия для успешного применения проблемно – диалогического общения
  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний
  • Быть доступными для воспитанников
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность
  • Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт

Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизация представленного материала, активность ребенка и обеспечение связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Способы создания проблемных ситуаций:

  • Сообщение информации
  • Сопоставление фактов
  • Анализ фактов  и явлений
  • Постановка вопросов
  • Предъявление заданий

Методика создания проблемных ситуаций:

  • Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения
  • Сталкивает противоречия практической деятельности
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
  • Предлагает рассмотреть явления с различных позиций
  • Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
  • Ставить конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания
  • Ставит проблемные задачи

Проблемно – диалогическое обучение дошкольников всегда направлено на результат

  • Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности
  • Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности
  • Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причину следственной связи
  • Способствует развитию познавательной активности
  • Предупреждает появление формализма, бездумности
  • Более прочное усвоение знаний
  • Делает деятельности детей более привлекательной
  • Развивает инициативу и самостоятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...

Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности

Деловая игра "Что? Где? Почему?" позволит ст.воспитателю включить в семинар или другую форму работыс педагогами некую интересную нотку (теория и практика)....

Рекомендации для воспитателей по реализации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ

Данные рекомендации содержат материал для создания предметно- развивающей среды в рамках  реализации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ...

Отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Луковая грядка» 2019 г.

Реализация познавательно-исследовательского проекта "Луковая грядка"...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМДеловая игра для воспитателей на тему:«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»...

Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности

Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Закреп...