экологический проект: "Растения фитоогорода - календула".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фисун Татьяна Петровна

Экологический проект

ознакомления

дошкольников среднего возраста

 с растениями фитоогорода:

календула.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_kalendula.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

      центр развития ребенка – детский сад №18

города Кропоткина муниципального образования Кавказский район

Экологический проект

ознакомления

дошкольников среднего возраста

 с растениями фитоогорода:

календула.

troficheskie-yazvu-lechenie 

                   Воспитатели группа «Колобок»:

                                                 Назарян Р.И., Фисун Т.П.

                                                           2016 год.

Актуальность: 

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственное растение календула, а также вырастить полезное растение, которое принесет пользу, будет воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Наблюдая и рассматривая растение в группе, на улице, и узнав, что обычное растение ближайшего окружения может помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Календула».

Сроки выполнения проекта: май- сентябрь.

Цель: 

создание условий для познавательного развития  детей с миром целебных растений через проектно - исследовательскую деятельность;

Задачи:

Образовательные:

 - Расширение знаний детей через знакомство с лекарственными растениями, и создание  условий, необходимых для проращивания семян календулы;

 - Формирование  представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

 - Расширение, обогащение, активизация  словаря детей.

- Закрепление  представлений детей о последовательности развития календулы, выделение ее характерных особенностей.

Развивающие:

-Развитие у детей воображения, речи, фантазии, мышления, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развитие умения  сажать и наблюдать за ростом  календулы.

- Развитие умения делать выводы на основе наблюдений. 

- Узнавание  лекарственных растений по запаху.

Воспитательные:

- Воспитание  бережного отношения к растениям.

- Формирование  основы экологической культуры в процессе ознакомления с миром лекарственных растений через наблюдения, опыты, и игровые ситуации совместно с детьми.

- Способствованию  взаимодействию семьи и детского сада.

- Воспитание  у детей любознательности, бережное отношение к растениям.

Практические:

- Участие  в посильной практической деятельности.

Этапы проекта:

1 этап.

 Подготовительный этап:

-создание экспериментальной зоны, подготовка оборудования и материалов, семян.

-подбор литературы для детей о лекарственных растениях.

- чтение и заучивание загадок и стихов о календуле;

-узнать о росте и пользе календулы, как можно больше;

- подбор необходимого материала для посадки семян;

- выявление знаний детей о лекарственных растений;

- подготовка консультаций и буклетов для родителей;

- привлечь родителей воспитанников к работе в проекте

2 Этап.

Исследовательский:

- рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях, о календуле;
- рассматривание семян календулы;

- посадка семян, полив,  наблюдение за ростом и развитием растения, наблюдение за появлением бутона, цветка;

- наблюдение за проращиванием семян календулы. Знакомство со стеблем, листом и цветком календулы;

- исследовательские выводы, что надо для роста растению, самостоятельные обсуждения и выводы детей;
- беседа о пользе и о свойствах  лекарственных растений;

-провели дидактические игры  «Что есть у растения?», «Отгадай цветок»…

- дети собирали пазлы  «Лекарственные растения»;

- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, подорожник, календула).

Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях,  расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

-  художественно- продуктивная деятельность: Провели рисунки по теме «Календула», лепка  «Календула»;

- чтение стихов и отгадывания загадок о календуле;

- сбор цветков  календулы, засушивание цветков и листьев календулы;

- сравнить свежую календулу и засушенную;

- знакомство с ароматами лекарственных растений;
- рассматривание гербария календулы и других лекарственных растений.

3 этап

Заключительный

- получение опыта экспериментальной деятельности;

- закрепление знаний о последовательности и необходимых условиях для роста календулы;

- приобретение знаний о лекарственных растениях и о  свойствах календулы;

- привлекли родителей к созданию и оформлению гербария лекарственных растений;

- подготовили родителям буклет о Календуле;

- оформили выставку гербария «лекарственных растений»- совместной работы родителей и детей;

- подготовили презентацию экологического проекта в ходе ознакомления дошкольников средней группы с растениями фитоогорода. Календула.

Выращивание семян:

На первом этапе проекта мы предложили детям рассмотреть семена лекарственного растения календулы. Помогли понять детям, что это семена и из них вырастут растения. Поиграли в игру «Что есть у растения?», дети собирали пазлы «лекарственные растения».

В один день высадили семена на фитоогороде и в группе. В группе семена положили на ватные диски и полили их водой, каждое утро мы их поливали и наблюдали. На третий день у семян календулы появились маленькие ростки белого цвета. На участке семена посадили в землю, полили и уже на седьмой день появились  зеленые ростки. А семена в группе на пятый день испортились.  Помогли детям сделать вывод, что в земле растения прорастают и растут, если их поливать, и им нужно солнце.

Наблюдение за ростом календулы:

Затем мы поливали календулу и наблюдали за ростом и развитием растения, знакомились  со стеблем, листом, бутоном и цветком календулы. Стебли прямостоящие, ветвистые. Листья продолговатые. Цветки от ярко-оранжевых,  до самых разнообразных оттенков желтого, в крупных корзинках диаметром до 4-5 см.

Цвела календула  с июня по конец сентября. Семена созревали в течение всего лета, по мере отцветания растения.

Дети были рады наблюдать за цветением календулы. Сорвали несколько стебель календулы в стадии цветения, в группе рассматривали, из каких частей состоит растение. Изучали аромат календулы.
Затем  провели игру «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, подорожник, календула).

Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях, расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

Наше творчество:

В группе  дети разукрашивали календулу, провели лепку «Календула».

Прочитали стихи, поговорки, пословицы и отгадывали загадки о календуле, а так же и о лекарственных растениях.

Работа с родителями:

Для родителей мы подготовили информацию о пользе лекарственного растения календулы в виде буклетов «Календула».

Совместно с родителями создали и оформили гербарий лекарственных растений, который в будущем будет пополняться.

Предполагаемый результат:

- пополнили знаний детей о жизни лекарственных растений.

-расширили знания детей о необходимых условиях для выращивания календулы (земля, вода, солнце);

- пополнили начальное представление об экспериментальной деятельности, способах сравнения, фиксации изменений, происходящих с  растением календулы;

- расширили кругозор детей, познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;

- развили умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

- развили творческую активность, навыки взаимодействия и сотрудничества;
- вовлекли родителей в жизнь детского сада.

Участники проекта:

Дети группы «Колобок», их родители и педагоги группы.

Используемая литература:

Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002


Приложение:

Загадки о лекарственных растениях:

1.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

2.Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

3.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (Одуванчик)

4.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

5.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)

6.Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

7.Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

8. Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

СТИХИ

*****

Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,

В народе просто «НОГОТКИ».

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять –

Можно горло полоскать.

Ноготки должны помочь –

Уходи ангина прочь!

*****

Календула – цветок полезный!

И пчелкам и шмелям известный!

В аптеках продают целебный

Отвар мы делаем лечебный!

Календула        

(Ноготки)

Что за странные цветки

Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки –

Все в оранжевых рубашках.

Выросли у лавочки

Солнечные бабочки.

Целый день в саду порхают,

Ночью глазки закрывают.

Утром солнце заиграет,

И цветочки оживают.

Целый день они смеются.

Все Календулой зовутся.

*****

Расцветают ноготки,

Солнца красного цветки –

Девчонки-хохотушки,

Как яркие веснушки.

Ах, весёлые цветы!

*****

Я совсем не царапучий,

И не жгучий, не колючий.

На ромашку я похож,

Только желтый, ну и что ж.

Вот когда я отцвету,

Ноготками обрасту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: "Растения - легкие Земли"

Нам интересно то, что неизведанно....

Проект «Растения-фитотерапевты. Какие они?»

Проблема. В чем заключается ценность лекарственного растения мать-и-мачехи?      Место защиты: коридор группы детского сада....

Семейный экологический проект. "Растения в моём дворе".

Семейный экологический проект:"Растения в моём дворе!"Работа выполнена коллективом семьи  Роганянпод руководствомСтаровойтовой Анны Сергеевны воспитателя МБДОУ№24"Радуга"г.Туапсе А...

Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.

Проект "Растения, которые нас лечат"  Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....

Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...

Проект "Растения, которые нас лечат". презентация к проекту

Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе.Цель которого: расширять представления детей  о многообразии лекарственных трав и их пользе....

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Растение – земли украшение».

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Экологическое воспитание дошкольников, прежде ...