экологический проект: "Растения фитоогорода - календула".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Экологический проект
ознакомления
дошкольников среднего возраста
с растениями фитоогорода:
календула.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_kalendula.docx | 57.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №18
города Кропоткина муниципального образования Кавказский район
Экологический проект
ознакомления
дошкольников среднего возраста
с растениями фитоогорода:
календула.
Воспитатели группа «Колобок»:
Назарян Р.И., Фисун Т.П.
2016 год.
Актуальность:
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственное растение календула, а также вырастить полезное растение, которое принесет пользу, будет воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Наблюдая и рассматривая растение в группе, на улице, и узнав, что обычное растение ближайшего окружения может помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Календула».
Сроки выполнения проекта: май- сентябрь.
Цель:
создание условий для познавательного развития детей с миром целебных растений через проектно - исследовательскую деятельность;
Задачи:
Образовательные:
- Расширение знаний детей через знакомство с лекарственными растениями, и создание условий, необходимых для проращивания семян календулы;
- Формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
- Расширение, обогащение, активизация словаря детей.
- Закрепление представлений детей о последовательности развития календулы, выделение ее характерных особенностей.
Развивающие:
-Развитие у детей воображения, речи, фантазии, мышления, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развитие умения сажать и наблюдать за ростом календулы.
- Развитие умения делать выводы на основе наблюдений.
- Узнавание лекарственных растений по запаху.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к растениям.
- Формирование основы экологической культуры в процессе ознакомления с миром лекарственных растений через наблюдения, опыты, и игровые ситуации совместно с детьми.
- Способствованию взаимодействию семьи и детского сада.
- Воспитание у детей любознательности, бережное отношение к растениям.
Практические:
- Участие в посильной практической деятельности.
Этапы проекта:
1 этап.
Подготовительный этап:
-создание экспериментальной зоны, подготовка оборудования и материалов, семян.
-подбор литературы для детей о лекарственных растениях.
- чтение и заучивание загадок и стихов о календуле;
-узнать о росте и пользе календулы, как можно больше;
- подбор необходимого материала для посадки семян;
- выявление знаний детей о лекарственных растений;
- подготовка консультаций и буклетов для родителей;
- привлечь родителей воспитанников к работе в проекте
2 Этап.
Исследовательский:
- рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях, о календуле;
- рассматривание семян календулы;
- посадка семян, полив, наблюдение за ростом и развитием растения, наблюдение за появлением бутона, цветка;
- наблюдение за проращиванием семян календулы. Знакомство со стеблем, листом и цветком календулы;
- исследовательские выводы, что надо для роста растению, самостоятельные обсуждения и выводы детей;
- беседа о пользе и о свойствах лекарственных растений;
-провели дидактические игры «Что есть у растения?», «Отгадай цветок»…
- дети собирали пазлы «Лекарственные растения»;
- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, подорожник, календула).
Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях, расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
- художественно- продуктивная деятельность: Провели рисунки по теме «Календула», лепка «Календула»;
- чтение стихов и отгадывания загадок о календуле;
- сбор цветков календулы, засушивание цветков и листьев календулы;
- сравнить свежую календулу и засушенную;
- знакомство с ароматами лекарственных растений;
- рассматривание гербария календулы и других лекарственных растений.
3 этап
Заключительный
- получение опыта экспериментальной деятельности;
- закрепление знаний о последовательности и необходимых условиях для роста календулы;
- приобретение знаний о лекарственных растениях и о свойствах календулы;
- привлекли родителей к созданию и оформлению гербария лекарственных растений;
- подготовили родителям буклет о Календуле;
- оформили выставку гербария «лекарственных растений»- совместной работы родителей и детей;
- подготовили презентацию экологического проекта в ходе ознакомления дошкольников средней группы с растениями фитоогорода. Календула.
Выращивание семян:
На первом этапе проекта мы предложили детям рассмотреть семена лекарственного растения календулы. Помогли понять детям, что это семена и из них вырастут растения. Поиграли в игру «Что есть у растения?», дети собирали пазлы «лекарственные растения».
В один день высадили семена на фитоогороде и в группе. В группе семена положили на ватные диски и полили их водой, каждое утро мы их поливали и наблюдали. На третий день у семян календулы появились маленькие ростки белого цвета. На участке семена посадили в землю, полили и уже на седьмой день появились зеленые ростки. А семена в группе на пятый день испортились. Помогли детям сделать вывод, что в земле растения прорастают и растут, если их поливать, и им нужно солнце.
Наблюдение за ростом календулы:
Затем мы поливали календулу и наблюдали за ростом и развитием растения, знакомились со стеблем, листом, бутоном и цветком календулы. Стебли прямостоящие, ветвистые. Листья продолговатые. Цветки от ярко-оранжевых, до самых разнообразных оттенков желтого, в крупных корзинках диаметром до 4-5 см.
Цвела календула с июня по конец сентября. Семена созревали в течение всего лета, по мере отцветания растения.
Дети были рады наблюдать за цветением календулы. Сорвали несколько стебель календулы в стадии цветения, в группе рассматривали, из каких частей состоит растение. Изучали аромат календулы.
Затем провели игру «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, подорожник, календула).
Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях, расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Наше творчество:
В группе дети разукрашивали календулу, провели лепку «Календула».
Прочитали стихи, поговорки, пословицы и отгадывали загадки о календуле, а так же и о лекарственных растениях.
Работа с родителями:
Для родителей мы подготовили информацию о пользе лекарственного растения календулы в виде буклетов «Календула».
Совместно с родителями создали и оформили гербарий лекарственных растений, который в будущем будет пополняться.
Предполагаемый результат:
- пополнили знаний детей о жизни лекарственных растений.
-расширили знания детей о необходимых условиях для выращивания календулы (земля, вода, солнце);
- пополнили начальное представление об экспериментальной деятельности, способах сравнения, фиксации изменений, происходящих с растением календулы;
- расширили кругозор детей, познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;
- развили умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- развили творческую активность, навыки взаимодействия и сотрудничества;
- вовлекли родителей в жизнь детского сада.
Участники проекта:
Дети группы «Колобок», их родители и педагоги группы.
Используемая литература:
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Приложение:
Загадки о лекарственных растениях:
1.Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
2.Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
3.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
4.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (Зверобой)
5.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)
6.Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
7.Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник)
8. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
СТИХИ
*****
Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,
В народе просто «НОГОТКИ».
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять –
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь –
Уходи ангина прочь!
*****
Календула – цветок полезный!
И пчелкам и шмелям известный!
В аптеках продают целебный
Отвар мы делаем лечебный!
Календула
(Ноготки)
Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.
Выросли у лавочки
Солнечные бабочки.
Целый день в саду порхают,
Ночью глазки закрывают.
Утром солнце заиграет,
И цветочки оживают.
Целый день они смеются.
Все Календулой зовутся.
*****
Расцветают ноготки,
Солнца красного цветки –
Девчонки-хохотушки,
Как яркие веснушки.
Ах, весёлые цветы!
*****
Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только желтый, ну и что ж.
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: "Растения - легкие Земли"
Нам интересно то, что неизведанно....
Проект «Растения-фитотерапевты. Какие они?»
Проблема. В чем заключается ценность лекарственного растения мать-и-мачехи? Место защиты: коридор группы детского сада....
Семейный экологический проект. "Растения в моём дворе".
Семейный экологический проект:"Растения в моём дворе!"Работа выполнена коллективом семьи Роганянпод руководствомСтаровойтовой Анны Сергеевны воспитателя МБДОУ№24"Радуга"г.Туапсе А...
Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.
Проект "Растения, которые нас лечат" Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....
Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...
Проект "Растения, которые нас лечат". презентация к проекту
Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе.Цель которого: расширять представления детей о многообразии лекарственных трав и их пользе....
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Растение – земли украшение».
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Экологическое воспитание дошкольников, прежде ...