Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Растение – земли украшение».
статья по аппликации, лепке (средняя группа)
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
При огромных возможностях современного мира, многие не успевают разглядеть красоту окружающего природного мир. Но дети испытывают потребность в общении с природой. Им необходимо научиться любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, без деревьев, так как они помогают нам дышать, лечат от болезней, делают наш мир ярче. В связи с этим, мы решили предложить родителям и детям принять участие в нашем проекте «Растение – земли украшение».
Вся работа проводится на базе группы "Лесная сказка" МБДОУ "Детский сад No 80" г. Чебоксары, в свободное от занятий время и с дошкольниками на занятиях, как самостоятельно, так и с группой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_80statya_po_ekologii_shirtanova_zhirnova.docx | 305.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Растение – земли украшение».
Ширтанова Лина Валерьевна старший воспитатель
Жирнова Клавдия Владимировна воспитатель
МБДОУ « Детский сад 80» г. Чебоксары.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
При огромных возможностях современного мира, многие не успевают разглядеть красоту окружающего природного мир. Но дети испытывают потребность в общении с природой. Им необходимо научиться любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, без деревьев, так как они помогают нам дышать, лечат от болезней, делают наш мир ярче. В связи с этим, мы решили предложить родителям и детям принять участие в нашем проекте «Растение – земли украшение».
Вся работа проводится на базе группы "Лесная сказка" МБДОУ "Детский сад No 80" г. Чебоксары, в свободное от занятий время и с дошкольниками на занятиях, как самостоятельно, так и с группой.
Давайте рассмотрим каждый этап более подробно.
1. При огромных возможностях современного мира, многие не успевают разглядеть красоту окружающего природного мир. Но дети испытывают потребность в общении с природой. Исходя их этого, мы провели вместе с родителями детей подготовительный этап работы:
Беседа с родителями и составление наглядной информации на тему «Как собрать гербарий». Оформление стенда для родителей по темам: «Прогулки летом», «Как собирать гербарий», «Расскажите детям о 6растениях».
Подбор материала для сюжетно-ролевых игр: «Магазин семян», «Цветочный магазин», «Фито аптека».
Совместная прогулка «Путешествие в лес», «Путешествие на луг».
2. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. Для этого мы организовали следующие виды деятельности:
- Проведение бесед по теме: «Растения в нашем саду», «Что происходит с растениями летом», «Берегите, природу! », «Как лечат растения».
- Дидактические игры: «Загадай мы отгадаем», «С чьей ветки детки? », «Подбери пару», «Подбери по цвету», «Что изменилось? », «Что сначала, что потом», «Что лишнее? », «Найди часть».
- Подвижные игры «1, 2, 3 к растению беги», «Садовник», «Найди пару»,
Чтение художественной литературы: Е. Серова «Наши цветы», К. Ушинский, «Спор деревьев». - Сюжетно-ролевая игра: «Магазин семян», «Цветочный магазин», «Фито аптека».
Прослушивание П. Чайковского «Вальс цветов». - Целевая прогулки на цветник «Яркие пятнышки лета».
- Ситуативный разговор: «Что произойдет, если исчезнут все растения»
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Сбор растений, беседа о собранном растении и подготовка листьев к засушиванию.
Прослушивание детских песен «Цветик-семицветик». - Совместная деятельность: «Путешествие в лес» и рассматривание листочков растения через лупу.
Работая с детьми много лет, мы убедились, что продуктивный вид работы вызывает у детей большой интерес и хорошо помогает закрепить полученные знания. И реализуя свой проект, мы вместе с детьми зарисовывали одуванчики мелком, используя ватные палочки рисовали люпины, создали медальоны «Ботанический барельеф» используя соленое тесто.
3. Дети младшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. В связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей знания о растениях и деревьях не путем заучивания материала, а путем приобретения знаний во время свободной деятельности. Родители ребят не остались в стороне, они нам помогли организовать и отправиться на целевую прогулку «Путешествие на луг». После интересной экскурсии вместе с детьми мы решили создать творческие работы в технике штамповка и организовали пленэр «Мой любимый цветок». Каждая работа была уникальна и вызвала много эмоций у посетителей (родителей детей).
В ходе проектной деятельности дети научились видеть красоту и разнообразие окружающей природы, могут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизировался словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Их достижения смогли увидеть родители на итоговом мероприятии по созданию гербария (совместно с родителями) «Наш веселый ежик». Была проведена огромная предварительная работа по заготовке сухих трав и цветов, которые они затем использовали в своей поделке.
Знания, полученные детьми во время совместной деятельности со взрослыми, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне.
Экологические знания в процессе работы над проектом уточнялись и расширялись. Дети знают названия растений, цветов, деревьев ближайшего окружения. Дети знают, что такое гербарий и как его изготовить. Отмечен высокий уровень познавательной сферы и речевого развития детей. В процессе проекта дети получили множество положительных эмоций.
В дальнейшем, мы планируем делиться нашим опытом работы с коллегами, на муниципальном уровне участвуя в разных формах педагогической деятельности. Взаимодействуя с семьями, хотели бы им предложить принять участие в подобном краткосрочном проекте по созданию осеннего гербария.
13. Список используемой литературы.
1. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа / авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2013. -330 с.
2. Лыкова И. А. Художетсвенный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала– М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 160 с., 8 л. вкл.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий.- 2-е издание, испраленное. –М. Мозаика-Синтез, 96с.-цв.вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....
Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Выступление на семинаре по экологии
Выступление на семинаре по экологическому воспитанию....
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Привитие детям старшего дошкольного возраста экокультуры...