Педагогический проект «Что такое дружба?» в условиях реализации ФГОС ДО
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Работа над данным проектом способствует расширению и систематизации знаний воспитанников о нравственной культуре поведения, взаимоотношениях с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Что такое дружба?» в условиях реализации ФГОС ДО
Разработала: Регентова Татьяна Борисовна, воспитатель МБДОУ 57 г. Мурманска
Паспорт проекта:
Вид проекта | творческо-информационный |
По составу участников | детско-взрослый |
Продолжительность | среднесрочный (с 9 марта по 8 апреля 2016 г.) |
Участники проекта | воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители |
Проблемное поле проекта | Дети часто при общении друг с другом используют в речи понятия: дружба, друг, друзья, дружеские отношения. А что же обозначают эти понятия? Кто такие друзья? Как нужно дружить? На эти и многие другие вопросы нам необходимо найти ответы. |
Цель | Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях. |
Объект проекта | понятия «друг », «дружба» |
Предмет проекта | содержание, формы, средства и методы формирования представлений о дружбе детей дошкольного возраста. |
Задачи |
|
Прогнозируемый результат |
|
Описание продукта, полученного в результате проекта |
|
Интеграция образовательных областей | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
Актуальность проекта:
Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.
Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.
Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, обладать определенными коммуникативными навыками, компетентностями.
Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское взаимодействие постоянно находится в зоне внимания воспитателей подготовительной группы. Именно в этих группах углубляется интерес детей к сверстникам как партнёрам для общения и совместной деятельности, устанавливаются дружеские отношения и сотрудничество.
Я обратилась к проблеме социального развития воспитанников подготовительной группы после того, как провела анализ их общения между собой. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности в естественных условиях их жизни в детском саду.
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов, у отдельных ребят отмечалась повышенная агрессивность по отношению к сверстникам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним.
В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Не все ребята понимают полноценного значения понятий – друзья, дружба, дружеские взаимоотношения.
Проблема становления межличностного общения на основе гуманных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения
Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.
Столкнувшись с этой проблемой, ребятам подготовительной группы был прочитан цикл рассказов В. Осеевой о дружбе («Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»). После обсуждения прочитанных произведений детям были заданы следующие вопросы: «Что такое дружба?», «А умеете ли вы дружить?», «Давайте попробуем посмотреть, как у нас это с вами получается?».
Ребята согласились. Так началась совместная работа над проектом «Что такое дружба?».
Реализация проекта:
Этапы | Содержание работы | Сроки, ответственные |
Подготовительный (разработка стратегии реализации проекта) | I. Методическая работа: 1) Изучение методической литературы по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников. 2) Составление перспективного плана мероприятий. II. Организация предметно-пространственной развивающей среды: 1) Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей. 2) Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников. III. Работа с родителями: 1) Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности; 2) Разработка консультаций. | В течение недели (с 9 по15 марта), воспитатели |
Содержательный (основной) | Организация совместной деятельности воспитанников и взрослых:
2) Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
5) Разучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», физминуток о дружбе. 6)Подбор пословиц о дружбе. •Нет друга – ищи, а нашел-береги. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Один за всех, и все за одного. • Человек без друзей, что дерево без корней. • Сам пропадай, а товарища выручай. • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. • Друг за друга держаться – ничего не бояться. • Друзья познаются в беде. • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. 7) Организация сюжетно – ролевых игр: «В гостях», «Праздник именинников». Задача: учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. 8) Словесные игры по теме «Дружба»: «Подбери слова к слову «дружба» (дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, дружина, дружище); «Закончи предложение» (Если мой друг заболел, я……. . Мне подарили фломастеры, и я… . Когда мне нужна помощь, я….); «Комплимент» - развивать умение входить в контакт, видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства сверстников. 9) Интервьюирование детей: «Как поступают настоящие друзья?», «Живет ли дружба среди вас? Почему?», «Ты считаешь себя настоящим другом? Почему?» 10) Организация дидактческих игр: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу». 11) Литературная викторина «Кто с кем дружит?» 1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) 5. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл) 6. Белоснежка и … (7 гномов). 12) Составление правил дружбы (для этого каждый берет сердечко, говорит свое правило, и опускает сердечко в волшебную копилочку: • Правило первое - дружно играть. • Правило второе – уметь договариваться. • Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос. • Правило четвертое – делиться игрушками. • Правило пятое – уважать мнение другого человека и т.д.) 13) Создание групповой эмблемы дружбы. Оформление уголка дружбы. 14) Совместное изготовление нетрадиционных игровых пособий (с привлечением родителей): «Мирилочка», «Доброе сердце», «Зонтик доверия». 15) Составление синквейнов о друзьях. 16) Организация игр со сказочным персонажем – Шапокляк (с использованием нетрадиционных пособий). 17) Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование на тему «Мой друг», оформление выставки детских работ). | С 16 марта по 6 апреля, все участники образовательного процесса (педагоги, воспитанники, родители) |
Итоговый (презентация продуктов проекта) |
| 7, 8 апреля |
Заключение. Анализ проектной деятельности:
Получить определенные представления ребенок может в процессе игровой деятельности, во время бесед со взрослыми, при ознакомлении с художественной литературой, когда ему данные представления предлагаются уже в «готовом виде». Но наиболее результативным, по моему мнению, социальное воспитание и формирование понятий и представлений о дружбе, дружеских взаимоотношениях происходит в процессе проектной деятельности. Контактируя со сверстниками во время проектной деятельности, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели, а поиск ответов на многие вопросы, стимулирует как познавательную активность детей, так и способствует развитию самостоятельности в умении добывать необходимые ребенку знания и представления.
В работе над проектом «Что такое дружба?» мы ставили перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения друзей, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Активное участие детей, их родителей в проектной деятельности, обыгрывание детьми разнообразных историй, ситуаций о дружбе и друзьях, позволило в конечном результате создать совместную творческую книгу «Синквейны о друзьях». Ребята успешно раскрыли свои коммуникативные качества при открытом просмотре НОД о дружбе. Дети остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. С энтузиазмом рассматривали и обсуждали фото проекта. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом, на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали эмблему дружбы, составляли правила дружбы, синквейны, охотно делились новыми сведениями с родителями. Включение родителей в работу над проектом помогло детям добывать интересующие их сведения, создать и презентовать книгу о дружбе. В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.
В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятиях о дружбе, но и помог развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Список литературы:
1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева, – М.: Генезис, 2004. – 175с.
2. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М.Шипицина, – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 384с.
3. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю.В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/ В.И. Петрова, - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...
Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС
Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...
Педагогический совет "Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС" 2016г.
1 февраля 2016 года в МДОУ № 51 воспитатель,Шершнева Ангелина Валерьевна, выступила с презентацией и докладом для педагогов ДОУ "Виды игр игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей ...
«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии.
laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....
Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО и инновационной программы «От рождения до школы»
Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы....
Диагностический инструментарий Приложение 1.1 Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Диагностический инструментарий Приложение 1.1Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО...