Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горст Оксана Людвиговна

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов» в рамках тематической недели «Краски лета».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

          центр развития ребенка - детский сад №146 города Тюмени

 

Интегрированная организованная образовательная деятельность

на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»

в рамках тематической недели

«Краски лета»

(Старшая  группа)

           

                                                                                            Воспитатель:

                                                                                   Горст Оксана Людвиговна

Тюмень, 2015г.

Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.

Задачи:

«Социально – коммуникативное развитие».

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, следовать игровым правилам. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых действий.   Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу.

  2.«Познавательное развитие»

Расширять и уточнять представления детей о неживой природе. Формировать интерес к изучению камней, умение их исследовать, называть свойства и особенности. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. Закрепить умение ориентироваться на территории участка с помощью  карты – схемы.

 3. «Речевое развитие»

 Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, монологической формы связной речи) во всех видах деятельности.      

4. «Художественно – эстетическое развитие»

Формировать умение создавать сюжетную композицию из природного материала, дополняя деталями, обогащающими изображение. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Поощрять инициативность детей, умение располагать природный материал на плоскости. Способствовать развитию эстетического вкуса.

 «Физическое развитие» 

Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.  Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость.  Закрепить умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом.

                                         

                                          Материалы:

  1. Сундучок  с изделиями из камней.
  2. Карта – схема.
  3. 2 молотка, 2 гвоздя.
  4. Макет вулкана.
  5. Бассейн с водой.
  6. Брусочки из дерева.
  7. Камни, разные по размеру, форме, цвету.
  8. Лупы.
  9. Ведерки, лопатки, грабельки.
  10. Оборудование для перешагивания и прыжков.
  11. Конусы.

 

                         Предварительная работа:

 

  1. Рассматривание коллекции камней.
  2. Просмотр мультфильмов:

«Серебряное копытце»,  «Каменный цветок».

  1. Просмотр презентаций «Драгоценные камни», «Самоцвет», «В мире камней».
  2. Чтение произведений:

      -  П. Бажов      «Данила Мастер»,  «Медной горы хозяйка»    

            -  Ф. Кривин   «Сказка о полезных ископаемых».

                    - Л. Токмаков  «Мишин самоцвет».

 

                                      Ход деятельности:

 Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат  стрелки, которые ведут на спортивный участок

 - Ой, ребята,  что это?  Наверное  стрелки  нас куда-то ведут.

(На спортивном участке, на столе стоит сундучок с разными предметами, изготовленными из камней).

- Ребята, как вы думаете, что находится в этом  сундучке?  

( Воспитатель открывает сундук,  в котором  находятся: статуэтка, бусы, кольца, сережки, браслет, подвески. Дети называют предметы)

- Смотрите, сколько здесь разных предметов, возьмите по одному, рассмотрите  и назовите их.

- Ребята, а что общего у этих предметов?  

- А  я знаю интересное стихотворение.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке, годится на тысячу лет.

Он может, быть мелким – в ладошке лежать.

       Тяжелый, большой – одному не поднять. 

     - Действительно, все эти предметы изготовлены из камней, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто- нибудь знает, как они называются?

                                                        Фото № 1

- Ребята, на дне этого  сундучка  лежит какое-то послание.

Да это - же карта!?

А для чего она нужна?  

- Наверно, карта нам подсказывает маршрут, по которому мы сегодня  отправимся в интересное путешествие. А компас поможет нам сориентироваться в пути.

-Вы готовы?

- Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашел камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом). Вы бы хотели, как настоящие геологи,  отправиться в экспедицию  на поиски необычных камней?

- Какими должны быть геологи?

(Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми,  уметь находить дорогу)

-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.

А карта укажет  нам  маршрут.  

Перед дальней и трудной  дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесем девиз:

      «Только смелый и упорный путь преодолеет гордо,

       А еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.

       Один за всех – и все за одного!».

                                     

- Ребята, вы не против  если я возьму на себя роль руководителя экспедиции?

(воспитатель надевает  компас на  руку)

-По компасу нам нужно двигаться на запад.

-Я предлагаю Илье и Ильнару взять с собой фотоаппараты и все интересное в экспедиции сфотографировать.

- Ну что ж, нам пора отправляться в путь. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.

(Дети строятся в одну колонну, движутся вперед друг за другом, преодолевая различные препятствия)

  Ходьба змейкой между конусами

  Прыжки через лесенку - чудесенку

  Перешагивание через лесенку- чудесенку

                                           Фото № 2

 (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)  

 -Ребята, давайте обратимся к карте, так,   где же  мы начнем поиски камней                (изображение песочницы под номером 1)

- Да, ребята, именно  в этой песочной долине нам предстоит  найти по одному камню. Давайте воспользуемся инструментами, которые здесь лежат.

(возле песочницы лежат лопатки, грабельки)

 - Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно снимаем верхний слой песка.

(Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель.)

                                                Фото № 3

- Ребята, к какой природе относятся  камни?

-  Почему?

-А где мы можем их увидеть?

(на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу).

  -Как люди используют камни в своей жизни?

(Строят мосты, дороги, дома, станции метро)

- Давайте  рассмотрим, изучим  наши находки  с помощью лупы.

                                                   

- Чем они отличаются?  (размером, цветом, формой, рисунком).

- Давайте поиграем с нашими находками в игру «Найди пару».

-  Еще раз скажите, по  каким признакам можно подобрать пару?  Пока музыка играет - мы танцуем, как только музыка замолчала, подбираем пару.

- По какому признаку вы подобрали пару?..  Поменяйтесь камнями.

- Как вы думаете, легко ли сломать камень?   Как это можно сделать?         Попытайтесь.

- Так какой можно сделать вывод?

   (Камни прочные, твердые.)

- Как вы думаете камень тверже дерева? А как мы это можем проверить? Ну что ж давайте проведем эксперимент.

(Воспитатель предлагает двум мальчикам  вбить гвоздь в камень и в брусочек дерева)

- Что получилось?

 (гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно).

Какой   сделаем  вывод: 

  (камень тверже дерева.)

-А вам интересно,  как камень и дерево будут себя вести в воде?

(Дети подходят к бассейну  с водой.  Аккуратно опускают сначала камни,  затем брусочки дерева в  воду)

Фото № 4

  -Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод?

(Камень тонет, он тяжелее воды; дерево плавает, оно легче воды.)

- Ребята, в старину люди считали, что камни различаются  магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение.

- А чтобы у нас было веселое настроение, предлагаю поиграть.

 Музыкально – ритмическая игра «Поднимаем настроение»

- Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.  

(На карте изображен вулкан под номером 2).

- Ребята, вы догадались, что это? Давайте  подойдем и рассмотрим его.

- Как называется верхняя часть вулкана?  

- Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами.

- А вы знаете,  как  называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?  (лава)

-Какие бывают вулканы?  (спящие, действующие, потухшие).

Вы хотите увидеть пробуждение вулкана?  

- Сейчас резервуар наполняется необыкновенной  жидкостью и  вы увидите, что произойдет  (извержение вулкана).

                                                     Фото №-5

 - А вы знаете, что некоторые горы образуются после извержения вулкана?

– Давайте построим гору.

                                                   Игра “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает
, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает,
(встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.
(часть детей отходят в сторону)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

- Раз, два, раз, два – собирается гора.

- Смотрите, ребята, сколько  камней лежит у подножья горы.  А для чего же они нам могут пригодиться?  Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской?  Предлагаю их собрать и взять с собой.

- Давайте обратимся к карте, так где у нас находится творческая мастерская?

(на карте изображена веранда под номером 3).

- Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил ее.

- А какими изобразительными средствами можно создать картину?

(мелками, карандашами, красками).

-Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами.  Как вы думаете, чем мы можем ее украсить?  

-Какого цвета камни подойдут для изображения реки?  

-Для изображения горы, солнца, облаков?

- Ну что ж, приступаем к работе.  

(Практическая часть: выкладывание картины из камней.  Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.)                          

- А давайте попробуем выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких.

- Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая.

- Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером   покажем ее своим родителям.

                                                Фото № 6

-Ребята, мы проделали с вами такой огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед. А из чего мы соорудим  палатку для отдыха?

(изготовление палатки  из лесенки – чудесенки. Звучит песня «Друг» ).

                                                 

Самостоятельная игровая деятельность с выносным  материалом.  

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка со Снеговиком»

Интегрированная организованная образовательная деятельность  способствует развитию познавательно - исследовательской деятельности, учит устанавливать элементарные причинно - следственные связи....

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей средней группы Тема: «Прогулка в осенний лес»

В сентябре-октябре в нашем МДОУ ДСКВ №4 "Березка" проходил конкурс "Педагог года" в рамках ДОУ. Это занятие я показывала для комиссии конкурса. Может каму нибудь данный материал пригодится....

Конспект интегрированного занятия по конструированию «Построим большой и маленький дом»

Конспект интегрированного занятия по конструированию «Построим большой и маленький дом» Цели и задачи:Закрепляем умения строить дом по схеме, анализировать образец постройки, различат...

ООД на прогулке "Большая экспедиция маленьких геологов"

Развитие познавательной активности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями ...

Конспект НОД на тему: «Большая экспедиция юных геологов»

Конспект НОД по речевому развитию для детей 6-7 лет...