«Путешествие Маши и Медведя»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Одаренные дети уже по своей природе – исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая  жажда новых впечатлений, любознательность постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно, искать истину распространяются на все сферы деятельности.

С учетом этих особенностей интеллектуально одаренных детей и учитывая, что игра наилучшая форма обучения ребенка, а чем младше ребенок, тем больше эффективность поставленных в играх задач, определилась форма работы с ними. Был разработан конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием игр-эксперементов.

Целью данной работы является развитие творческого, критического мышления, речи, расширение кругозора детей, созданию условий для активного изучения экспериментальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx793.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одаренные дети уже по своей природе – исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая  жажда новых впечатлений, любознательность постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно, искать истину распространяются на все сферы деятельности.

С учетом этих особенностей интеллектуально одаренных детей и учитывая, что игра наилучшая форма обучения ребенка, а чем младше ребенок, тем больше эффективность поставленных в играх задач, определилась форма работы с ними. Был разработан конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием игр-эксперементов.

Целью данной работы является развитие творческого, критического мышления, речи, расширение кругозора детей, созданию условий для активного изучения экспериментальной деятельности.

Для достижения данной цели определенны следующие задачи:

  • Формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то – есть упорядочивать свои представления о мире.
  • Создавать условия для развития у детей интереса к познавательной деятельности.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

        После проведения ООД у детей наблюдается  повышенный и активный интерес к экспериментальной деятельности, удержание большого объёма информации широкого и вариативного использования этой информации.

Вывод: игры-эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях,  создавать творческую личность.

                                 









«Путешествие Маши  и Медведя»

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель: развитие познавательных интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Дать детям элементарное знание о состояниях воды и ее свойствах.

Задачи:

Образовательная:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.

(познавательное развитие).

Развивающая:

  • Развивать умение участвовать в коллективном разговоре (социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать умение наблюдать, анализировать.

Воспитательная:

  • Поощрение попыток детей делится с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями (речевое развитие).
  • Вырабатывать с детьми правила безопасного поведения при проведении эксперимента, вырабатывать аккуратность.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

        Необходимое материально-техническое обеспечение: классная доска, раздаточный материал, поднос с баночками, ковшики, таз с водой, детские клеенчатые фартуки, салфетки, таблицы, схемы, ножницы, бумага, магнитафон.

Описание эксперимента.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами будем маленькими исследователями. (Раздался стук в дверь).

Воспитатель:        

 - Сейчас я посмотрю, кто к нам пришел?

Воспитатель:

- Встречайте, это Маша пришла. Ой, Маша, а что ты такая мокрая?

Машенька:

- Меня намочил дождик.

Воспитатель:

- А мы про дождик стихотворение знаем. Сейчас тебе расскажем «Дождик» Б. Заходер.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет –

Кап, кап?

Не поймет не я, не ты,

Да зато поймут цветы,

И осенняя листва,

И зеленая трава…

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать

Начнет

Оно!

Воспитатель:

- А что ты держишь в руке такое интересное для нас?

Машенька:

- А в руке у меня Капелька, она пришла к вам в гости.

Машенька:

- Кто такая Капелька?

Дети:

 - Это небольшой объем воды, жидкости.

Машенька:

- С чем она любит играть?

Дети:

- С листиками, с цветками, ныряет в темную воду, прыгает по кочкам.

Капелька хочет с вами поиграть и провести исследования.

F:\фото маша и медведь\IMG_20151105_131034.jpg

Первое исследование:  на столе две банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Капелька  предлагает отгадать, что в этих баночках, не открывая их.

Воспитатель:

- Возьмите их в обе руки.

Воспитатель:        

- Одинаковы ли они по весу?

Воспитатель:

- Какая легче и тяжелее?

Дети:

- Открывают банки: одна пустая – поэтому легкая. Другая  наполнена водой – тяжелая.

Второе исследование:

Игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).

Воспитатель:

- Что увидели?

- Почему так хорошо видно картинку?

- Какая вода?

Дети:

- Прозрачная

- Воспитатель:

- Что вам помогло , так хорошо видеть картину?

Дети:

- Глаза

Воспитатель:

- Наши глаза хорошо умеют распознавать окружающие предметы.

Третье исследование.

Воспитатель:

- А теперь поднесем эти баночки ближе к носу и вдохнем воздух. Что вы чувствуете, есть какой-то запах или нет?

Дети:

- Вода не имеет запаха.

Воспитатель:

- Что вам помогло почувствовать запах в баночках?

Дети:

- Наш нос.

Воспитатель:

- Значит, наш нос умеет распознавать разные запахи – приятные и даже опасные. А еще для чего нам нужен нос?

Дети:

- Он нужен, чтобы дышать.

Физкультминутка «Дождик»

  1. И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы. Мы на небо посмотрели, Капельки «кап-кап» запели, Намочились лица.
  2. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.
  3. И.п.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз. Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
  4. И.п.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем.
  5. И.п.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза. От дождя убежим.
  6. И.п.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.

Проведем четвертое  исследование.

Воспитатель:

- Вам капелька предлагает заполнить стеклянную банку водой.

- Чем удобнее наливать?

- Как сделать, чтобы вода не пролилась на стол?

Дети:

- Надо взять ковшик

Воспитатель:

- Что мы делаем?

Дети:

- Переливаем

Воспитатель:

- Что делает водичка?

Дети:

- льется, наливается

Воспитатель:

- Послушаем, как она льется?

- Какой слышим звук?

Дети:

- Журчание

F:\фото маша и медведь\IMG_20151105_130306.jpg

Слушаем на диске звуки журчания ручейка.

Воспитатель:

- Что за звуки слышите?

Дети:

- Это журчит ручеек.

Воспитатель:

- Что мы можем сказать о воде?

Дети:

- Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Вывод:

        Вода может течь, значит мы ее называем жидкостью.

Воспитатель:

-А сейчас, мы проведем с вами интересную деятельность.

- Хотите быть инженерами-конструкторами по строительству мостов?

- Пройдем с вами в конструкторское бюро, и начнем конструировать из бумаги через ручеек.

(Объяснение воспитателя, как надо работать бумагой, ножницами).

- Какие мосты бывают?

- Какие материалы используются при строительстве мостов?

(Самостоятельная работа детей).

Игра называется «Хорошо-плохо!»

Разделимся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос.

«Вода – это хорошо. Почему?»

Вторая команда отвечает на вопрос.

«Вода – это плохо. Почему?»

Итак,  начинаем «Вода – это хорошо. Почему?»

Вода нужна для питья, для того, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того, чтобы полить цветы, растения в огороде. А еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?»

Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и не чего. Если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Поливая часто растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть.

Воспитатель:

- Молодцы отлично справились с заданием.

Вывод:

- Что мы узнали о воде?

Детям предлагается подсказка, схема способов.

(На фланелеграфе отмечается, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

F:\фото маша и медведь\IMG_20151105_130854.jpg

Проведем исследование (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука. После вопроса дети показывают карточку, а воспитатель ставит на фланелеграфе схему)

- При помощи чего мы узнали, имеет ли вода вес? Как это проверить? Сравнить пустую баночку и баночку с водой. (При помощи руки)

- При помощи чего мы убедились, что вода прозрачная (рассмотрели глазами картинку через банку).

- При помощи чего мы убедились, что вода льется (при помощи руки).

F:\фото маша и медведь\IMG_20151105_134825.jpg F:\фото маша и медведь\IMG_20151105_134912.jpg

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Для чего нужна вода?

Дети:

- Мыть посуду, стирать белье, купаться, удить рыбу, плавать на лодке

Воспитатель:

- Что было бы, если не было воды? (размышление детей)

- Без воды все живое погибнет.

- Ребята, понравились вам игры эксперименты, какие вам Маша с Капелькой принесла? Теперь вы имеете представление, что вода имеет вес, без запаха, льется, прозрачная. И теперь вы можете объяснить пословицу: «Вода – всему голова!»

Список литературы

  1. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой./ Н. Ж. Булгакова- М.: Физкультура и Спорт, 2000г.
  2. Энциклопедический словарь юного биолога/ Сост. М.Е. Аспиз – 1986г.
  3. Галаванов А.С. Развивающие игры для малышей/А.С. Галаванов –

 М.: «АСТ_ПРЕСС», 2005г.

  1. Трубайчук  Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса.

      Трубайчук  Л.В.\\ Начальная школа Плюс До и После -2011-С.1-7

  1. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ\ Начальная школа Плюс До и После -2011-С.1-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

Конспект ООД: «Путешествие Маши и Медведя»

Уточнить представление о мёде и его полезных свойствах....

НОД опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Невероятное путешествие Маши и Медведя»

В занятии дети узнают о свойствах воды, выполняют поисковые действия...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие Маши и Медведя»

Цель:- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, ум...

Опытно-экспериментальная деятельность по экологии «Путешествие Маши и медведя» в средней группе

Опытно-экспериментальная деятельность по экологии «Путешествие Маши и медведя» в средней группе ...

Конспект открытого занятие по образовательной области «Познавательное развитие» по экологическому воспитанию Тема: «Медовое путешествие Маши и Медведя» Старшая группа

Конспект открытого занятияТема: «Медовое путешествие Маши и Медведя» Цель: уточнение представления детей о меде, его полезных свойствах.Задачи: ознакомление детей с некоторыми м...