«Путешествие Маши и Медведя»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Одаренные дети уже по своей природе – исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно, искать истину распространяются на все сферы деятельности.
С учетом этих особенностей интеллектуально одаренных детей и учитывая, что игра наилучшая форма обучения ребенка, а чем младше ребенок, тем больше эффективность поставленных в играх задач, определилась форма работы с ними. Был разработан конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием игр-эксперементов.
Целью данной работы является развитие творческого, критического мышления, речи, расширение кругозора детей, созданию условий для активного изучения экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 793.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одаренные дети уже по своей природе – исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно, искать истину распространяются на все сферы деятельности.
С учетом этих особенностей интеллектуально одаренных детей и учитывая, что игра наилучшая форма обучения ребенка, а чем младше ребенок, тем больше эффективность поставленных в играх задач, определилась форма работы с ними. Был разработан конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием игр-эксперементов.
Целью данной работы является развитие творческого, критического мышления, речи, расширение кругозора детей, созданию условий для активного изучения экспериментальной деятельности.
Для достижения данной цели определенны следующие задачи:
- Формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то – есть упорядочивать свои представления о мире.
- Создавать условия для развития у детей интереса к познавательной деятельности.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
После проведения ООД у детей наблюдается повышенный и активный интерес к экспериментальной деятельности, удержание большого объёма информации широкого и вариативного использования этой информации.
Вывод: игры-эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
«Путешествие Маши и Медведя»
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Цель: развитие познавательных интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Дать детям элементарное знание о состояниях воды и ее свойствах.
Задачи:
Образовательная:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
(познавательное развитие).
Развивающая:
- Развивать умение участвовать в коллективном разговоре (социально-коммуникативное развитие).
- Развивать умение наблюдать, анализировать.
Воспитательная:
- Поощрение попыток детей делится с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями (речевое развитие).
- Вырабатывать с детьми правила безопасного поведения при проведении эксперимента, вырабатывать аккуратность.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Методы работы: проблемный, частично-поисковый.
Необходимое материально-техническое обеспечение: классная доска, раздаточный материал, поднос с баночками, ковшики, таз с водой, детские клеенчатые фартуки, салфетки, таблицы, схемы, ножницы, бумага, магнитафон.
Описание эксперимента.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами будем маленькими исследователями. (Раздался стук в дверь).
Воспитатель:
- Сейчас я посмотрю, кто к нам пришел?
Воспитатель:
- Встречайте, это Маша пришла. Ой, Маша, а что ты такая мокрая?
Машенька:
- Меня намочил дождик.
Воспитатель:
- А мы про дождик стихотворение знаем. Сейчас тебе расскажем «Дождик» Б. Заходер.
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет –
Кап, кап?
Не поймет не я, не ты,
Да зато поймут цветы,
И осенняя листва,
И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет
Оно!
Воспитатель:
- А что ты держишь в руке такое интересное для нас?
Машенька:
- А в руке у меня Капелька, она пришла к вам в гости.
Машенька:
- Кто такая Капелька?
Дети:
- Это небольшой объем воды, жидкости.
Машенька:
- С чем она любит играть?
Дети:
- С листиками, с цветками, ныряет в темную воду, прыгает по кочкам.
Капелька хочет с вами поиграть и провести исследования.
Первое исследование: на столе две банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Капелька предлагает отгадать, что в этих баночках, не открывая их.
Воспитатель:
- Возьмите их в обе руки.
Воспитатель:
- Одинаковы ли они по весу?
Воспитатель:
- Какая легче и тяжелее?
Дети:
- Открывают банки: одна пустая – поэтому легкая. Другая наполнена водой – тяжелая.
Второе исследование:
Игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).
Воспитатель:
- Что увидели?
- Почему так хорошо видно картинку?
- Какая вода?
Дети:
- Прозрачная
- Воспитатель:
- Что вам помогло , так хорошо видеть картину?
Дети:
- Глаза
Воспитатель:
- Наши глаза хорошо умеют распознавать окружающие предметы.
Третье исследование.
Воспитатель:
- А теперь поднесем эти баночки ближе к носу и вдохнем воздух. Что вы чувствуете, есть какой-то запах или нет?
Дети:
- Вода не имеет запаха.
Воспитатель:
- Что вам помогло почувствовать запах в баночках?
Дети:
- Наш нос.
Воспитатель:
- Значит, наш нос умеет распознавать разные запахи – приятные и даже опасные. А еще для чего нам нужен нос?
Дети:
- Он нужен, чтобы дышать.
Физкультминутка «Дождик»
- И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы. Мы на небо посмотрели, Капельки «кап-кап» запели, Намочились лица.
- И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.
- И.п.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз. Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
- И.п.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем.
- И.п.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза. От дождя убежим.
- И.п.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
Проведем четвертое исследование.
Воспитатель:
- Вам капелька предлагает заполнить стеклянную банку водой.
- Чем удобнее наливать?
- Как сделать, чтобы вода не пролилась на стол?
Дети:
- Надо взять ковшик
Воспитатель:
- Что мы делаем?
Дети:
- Переливаем
Воспитатель:
- Что делает водичка?
Дети:
- льется, наливается
Воспитатель:
- Послушаем, как она льется?
- Какой слышим звук?
Дети:
- Журчание
Слушаем на диске звуки журчания ручейка.
Воспитатель:
- Что за звуки слышите?
Дети:
- Это журчит ручеек.
Воспитатель:
- Что мы можем сказать о воде?
Дети:
- Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Вывод:
Вода может течь, значит мы ее называем жидкостью.
Воспитатель:
-А сейчас, мы проведем с вами интересную деятельность.
- Хотите быть инженерами-конструкторами по строительству мостов?
- Пройдем с вами в конструкторское бюро, и начнем конструировать из бумаги через ручеек.
(Объяснение воспитателя, как надо работать бумагой, ножницами).
- Какие мосты бывают?
- Какие материалы используются при строительстве мостов?
(Самостоятельная работа детей).
Игра называется «Хорошо-плохо!»
Разделимся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос.
«Вода – это хорошо. Почему?»
Вторая команда отвечает на вопрос.
«Вода – это плохо. Почему?»
Итак, начинаем «Вода – это хорошо. Почему?»
Вода нужна для питья, для того, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того, чтобы полить цветы, растения в огороде. А еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?»
Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и не чего. Если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Поливая часто растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть.
Воспитатель:
- Молодцы отлично справились с заданием.
Вывод:
- Что мы узнали о воде?
Детям предлагается подсказка, схема способов.
(На фланелеграфе отмечается, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Проведем исследование (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука. После вопроса дети показывают карточку, а воспитатель ставит на фланелеграфе схему)
- При помощи чего мы узнали, имеет ли вода вес? Как это проверить? Сравнить пустую баночку и баночку с водой. (При помощи руки)
- При помощи чего мы убедились, что вода прозрачная (рассмотрели глазами картинку через банку).
- При помощи чего мы убедились, что вода льется (при помощи руки).
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Для чего нужна вода?
Дети:
- Мыть посуду, стирать белье, купаться, удить рыбу, плавать на лодке
Воспитатель:
- Что было бы, если не было воды? (размышление детей)
- Без воды все живое погибнет.
- Ребята, понравились вам игры эксперименты, какие вам Маша с Капелькой принесла? Теперь вы имеете представление, что вода имеет вес, без запаха, льется, прозрачная. И теперь вы можете объяснить пословицу: «Вода – всему голова!»
Список литературы
- Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой./ Н. Ж. Булгакова- М.: Физкультура и Спорт, 2000г.
- Энциклопедический словарь юного биолога/ Сост. М.Е. Аспиз – 1986г.
- Галаванов А.С. Развивающие игры для малышей/А.С. Галаванов –
М.: «АСТ_ПРЕСС», 2005г.
- Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса.
Трубайчук Л.В.\\ Начальная школа Плюс До и После -2011-С.1-7
- Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ\ Начальная школа Плюс До и После -2011-С.1-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие Маши и Медведя для детей 5-6 лет».
игры-эксперименты с водой,работа со схнмами,аппликация....
Конспект ООД: «Путешествие Маши и Медведя»
Уточнить представление о мёде и его полезных свойствах....
НОД опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Невероятное путешествие Маши и Медведя»
В занятии дети узнают о свойствах воды, выполняют поисковые действия...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие Маши и Медведя»
Цель:- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, ум...
Опытно-экспериментальная деятельность по экологии «Путешествие Маши и медведя» в средней группе
Опытно-экспериментальная деятельность по экологии «Путешествие Маши и медведя» в средней группе ...
Конспект открытого занятие по образовательной области «Познавательное развитие» по экологическому воспитанию Тема: «Медовое путешествие Маши и Медведя» Старшая группа
Конспект открытого занятияТема: «Медовое путешествие Маши и Медведя» Цель: уточнение представления детей о меде, его полезных свойствах.Задачи: ознакомление детей с некоторыми м...