Познавательное развитие ФЦКМ. Природа России
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Природа России».
Задачи:1.Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины;
2.Воспитывать патриотические чувства; бережное отношение к природе.
3. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
Ход занятия:
1.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами осуществим необычное путешествие по нашей стране, заглянем в ее разные уголки и удивимся красоте и разнообразию ее природы. Перед вами карта России (на физической карте показываем протяженность нашей страны с востока на запад и с севера на юг).Ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия.
- Как вы думаете, почему? Правильно. Наша Родина огромна и, конечно, при таких просторах природа в стране очень разнообразна.
Давайте мы сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим всё своими глазами.
- На чём отправимся в путешествие? Выбирается транспорт.
Раз, два, три, поспеши,
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай,
Лучше всё запоминай.
Мы в автобусе сейчас по России едем,
Что увидим- всем расскажем, как домой приедем!
2. Посмотрим на фотографии льдов. Это Крайний Север России. Как вы думаете, какова природа на севере нашей страны? (холодно, везде снега, нет растений).
На севере снега, мороз,
Суровая природа.
На небе хороводы звёзд,
А солнца нет полгода.
- Да, на севере России очень холодно, ведь берега нашей страны омывает Северный Ледовитый океан. Как вы думаете, почему он так называется? (потому что находится на севере и покрыт льдом).
-Да, это так. Океан покрыт льдами круглый год. Жить на севере трудно, там очень мало растений. Зима длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать (фото растений Арктики: камнеломка, лишайники, мох, полярный мак) животных (фотографии белых медведей и северных оленей с кратким рассказом об условиях их обитания, образе жизни, охоте).
3. Продолжаем наше путешествие, садитесь в автобус , поехали.
- Посмотрим на снимок сибирской тайги. Что мы видим? (много хвойных деревьев). Большую часть Сибири занимают в основном хвойные леса. Такой лес называют тайгой. Растительный мир тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли. Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться. Ведь тайга простирается на7000 километров. Чтобы преодолеть такое расстояние, надо ехать на поезде целую неделю.
- Какие хвойные деревья вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр).
- А какие еще бывают виды лесов? (лиственный, хвойный, смешанный).
Животных в тайге видимо- невидимо. В тайге живут бурые медведи, волки, лисы, зайцы (фотографии этих животных).Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. Беседа о животных.
4. Физкультминутка. «Путешествие в лес».
Здравствуй, лес- необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь- мы свои.
5.Отправляемся дальше. Теперь посмотрим на фотографии лесов средней полосы России.
- Давайте вспомним, какие деревья встречаются в лиственных лесах? (клен, липа, осина, береза, дуб, ольха).
Дидактическая игра: «С какого дерева листок?»
В средней полосе России более мягкий климат, а, значит, и условия более благоприятные. Здесь расположено много городов с большим количеством людей, есть реки и озера, в которых водится много рыбы, обитают различные звери, птицы и насекомые. Показ иллюстраций.
Закройте глаза и послушайте звуки леса.
Прослушивание аудиозаписи звуков леса.
Чьи голоса мы слышим? Какие ещё звуки?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Я назову четырёх животных, а вы мне скажете, кто из них лишний и почему.
Кабан, овца, лиса, белка (овца – домашнее животное),
Барсук, волк, ёж, белый медведь (белый медведь – дикое животное Севера),
Рысь, слон, лось, медведь, (слон – дикое животное Африки).
Беседа о животных. Загадать загадки.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- в дупле живет (белка),
-в логове живёт (волк),
-под кустом дрожит (заяц),
-зимой в берлоге спит (медведь),
-в норе живёт (лиса),
-строит дом на реке (бобр)
6.Едем дальше. Лес постепенно меняется. Посмотрите, деревьев становится всё меньше. Неужели это опять тундра? Конечно, нет. Ведь мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи. В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой, душица, румянка, ковыль и др. Живут в степях суслики, бурундуки, мыши, змеи.
А за степью начинаются берега Чёрного и Каспийского морей. Это юг России.
Чудесный край, цветущий край,
Весёлый и богатый!
Под солнцем созревает чай-
Мы пьём его, ребята.
Здесь солнце греет круглый год,
На юге ребятишки
И про морозы, и про лёд
Читают только в книжке.
Здесь теплее всего. Природные условия позволяют выращивать и собирать богатый урожай. Выращивают на юге пшеницу, помидоры, дыни, арбузы, виноград (показ соответствующих фотографий). Там находится Черное море с его теплыми водами. С наступлением летних каникул многие ребята едут отдыхать на Черное море купаться, загорать, кататься на бананах и катамаранах (фото пляжей побережья Черного моря). Природа на юге очень красива, особенно в горах. Многие из вас здесь уже побывали. Расскажите о своём путешествии.(1-2 подготовленных ребёнка рассказывают о юге.)
7. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Возвращаемся в детский сад.
- Расскажите, по какой стране мы сегодня путешествовали?
-Какие животные живут на территории нашей страны?
- Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить природу?
Родина моя- бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые.
Где бы ты в России ни бывал,
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля-
Всё напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
8.Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"
Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними....
Познавательное развитие ФЦКМ. Многонациональная Россия.
Занятие по ФЦКМ....
Познавательное развитие ФЦКМ. Символы России.
Занятие по окружающему миру....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».
Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....
Познавательное развитие (ФЦКМ/ Природа)«Путешествие в подводный мир»
Дать первоначальное представление о подводном мире, о некоторых его обитателях и их особенностях. Обогатить и активизировать словарь детей существительными: осьминог, акула, дельфин, плавник, присоски...
Конспект ОДД (итоговое) По образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) Тема : «Разнообразие природы»» (старшая группа)
систематизация представлений детей о многообразии природы....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему «Природа - наш дом».
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и ум...