Познавательное развитие ФЦКМ. Многонациональная Россия.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тумакова Елена Вячеславовна

Занятие по ФЦКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-_mnogonatsionalnaya_strana.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

         

                    Тема: «Многонациональная Россия».

Задачи:1. Познакомить детей с многонациональным составом населения России;

              2. Воспитывать чувство гордости, любви к своей Родине; уважительные, дружелюбные чувства(толерантность) к людям разных национальностей.

             3.Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:.

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)

Беседы: «Мой дом – Россия», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Оборудование и пособия: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России;

Организация и методика проведения:

1. Орг. момент: Сегодня мы с вами  отправляемся в путешествие. А куда? Вы мне ответите. (Перед детьми- карта России) Ответы детей.

Волю дать воображенью можем с вами мы всегда.

На различных превращеньях наша строится игра.

Глаз с меня вы не сводите, проявив старание,

Свои ушки навострите. Слушайте! Внимание!

По команде- объединяйтесь, по команде- разбегайтесь

И постройтесь без труда друг за дружкой в «поезда»!

Поезда наши готовы?- Да-да-да.

Отправляемся в дорогу.

Тепловозы закричали!- Ту-ту-ту.

А колёса застучали- тук-тук-тук.

Ножками затопали! Ручки заработали!

Поехали! Поехали!

Чей состав быстрей добрался?

Лучше всех кто постарался?

2. Воспитатель:

- Дети, посмотрите на карту.

На карте этой не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

- Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Показ)

- Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Игр. упр.

Наша страна называется … Россия.

Граждане России называются … россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В.В.Путин.

Дети рассматривают карту .

Воспитатель: на земле очень много разных стран. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире. 30 морей и 2 океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. Они на карте обозначены голубым цветом.

Воспитатель: какими еще цветами окрашена карта?

Разнообразна и природа нашей большой страны: много полей, лугов, лесов, гор. Зеленым цветом на карте обозначены леса, коричневым горы и т.д (воспитатель показывает на карте леса и горы)

В России свыше тысячи городов, сёл, деревень.

Какой главный город России?

Дети: Москва.

Воспитатель: какие еще вы города знаете?

Дети: Санкт-Петерберг, Брянск и т.д

Россия - многонациональная страна. В ней живут почти две сотни разных народов, больших и малых. Все они называются россиянами. Все они должны жить дружно, потому что у них одна страна.

3.Просмотр слайдов «Народы России».

- Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)

- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.

- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

 - Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, орочи и др.)

4.Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, картуз, штаны у мужчины.)

 - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

-  Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

- На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный ( застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

- А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

- мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

5.У каждого народа свои народные традиции. Что такое народные традиции? Ответы детей.

Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

                    Живут в России разные

                    Народы с давних пор.

                    Одним тайга по нраву,

                    Другим – степной простор.

                    У каждого народа

                     Язык свой и наряд.

                    Один черкеску носит,

                    Другой надел халат.

                    Один – рыбак с рожденья,

                    Другой – оленевод.

                    Один кумыс готовит,

                    Другой готовит мёд.

                    Одним милее осень,

                    Другим милей весна.

                    А Родина Россия

                    У нас у всех одна.

6.Физкультминутка: хоровод «На горе-то калина; под горой-малина…»

7. - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой .

 - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки), манты, плов.

8.Дети, наше путешествие по России подошло к концу.

Как повезло тебе и мне

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья

Куда ни глянь – кругом друзья.

- Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.

9.Давайте на память о нашем путешествии раскрасим матрёшек и подарим их гостям, родителям( заранее раздаются шаблоны  матрёшек )

      10.Рефлексия.  

   Собрались все дети в круг

                 Я-твой друг и ты- мой друг.

                 Крепко за руки возьмемся

                 И друг другу улыбнемся.

Литература:Н.Г.Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" (ФЦКМ) и "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) на тему: "Осенний пейзаж" в подготовительной к школе группе

Конспект знакомит с методикой проведения интегрированного занятия. Через ознакомление детей с картиной И.Левитана "Золотая осень" у детей формируется эстетически-нравственное отношение к при...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФЦКМ + познавательно – исследовательская деятельность)

Формировать знания о людях, работающих в детском саду; уметь называть их по имени и отчеству. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Пополнить  и углубить знан...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Познавательное развитие (ФЦКМ) и Развитие речи в группе раннего возраста "Мой дом"

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию: ФКЦМ и речевому развитию: развитие речи  в группе раннего возраста на тему: "Мой дом"...