Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению, С другой стороны она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Водичка- водичка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vodichka-vodichka.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта
«Водичка – водичка»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка» Ерошко Э.М.
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.
Задачи проекта:
- преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;
- регулирование их психоэмоционального состояния;
- снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
- знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
- формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
- развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Участники проекта: воспитанники младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог.
Сроки проведения проекта: август-ноябрь
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывальные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.
Актуальность проекта «Водичка-водичка»
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Водичка- водичка».
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Перспективный план реализации проекта «Водичка- водичка»
СРОКИ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЦЕЛИ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
Консультация для родителей | « Исследовательская деятельность и детское экспериментирование. Что это такое?» | Педагог-психолог, воспитатель | |
Сентябрь | Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» | Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.
| Воспитатель |
Режимные моменты «Вымой руки» | Формировать культурно-гигиенические навыки у ребенка
| Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц «Послушный дождик»
| Педагог - психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет»
| Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.
| Педагог-психолог | |
Дидактические игры: «Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»
| Закрепление привычки к чистоте и опрятности. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Консультации для родителей на тему: «Игры с водой дома» | Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.
| Педагог-психолог | |
Октябрь | Утро радостных встреч «Ловля рыбок»
| Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости. Совершенствование умения пользования предметами по назначению | Педагог-психолог, Воспитатель |
Беседы с родителями | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»
| Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)
| Педагог-психолог | |
Самостоятельная деятельность в воде «Тонет - не тонет» | Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Мыльные перчатки» | Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Режимные моменты «Будем пить» | Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Теплая-холодная-горячая» | Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся» | Закрепление представлений о чистоте и опрятности. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Прятки»
| Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Консультации для родителей по теме «Адаптация детей» (папка для родителей) | Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)
| Педагог-психолог | |
Режимные моменты «Водичка - умывалочка» | Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка
| Воспитатель | |
| Чтение художественной литературы |
| Педагог - психолог, Воспитатель |
Ноябрь | Утро радостных встреч «Игры-забавы с мыльными пузырями»
| Развитие ловкости
| Воспитатель |
Рекомендации для родителей | «Экспериментируем дома с водой» | ||
Режимные моменты «Помощники» | Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»
| Воспитатель | |
Дидактическая игра: «Водичка, водичка, умой мое личико» | Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Воздух и вода»
| Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха
| Педагог-психолог | |
Самостоятельная деятельность в воде «Ловля рыбок»
| Совершенствование умения пользования предметами по назначению | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
| Создание у детей хорошего, радостного настроения | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Вкусная водичка» | Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)
| Педагог-психолог | |
Дидактическая игра «Помоем посуду» | Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Подвижная игра «Пузырь» | Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Экологическая сказка»
| Исследование влияния на воду природного материала | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Водичка и дождик», «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Декабрь | Наблюдение на прогулке за тучками, дождем | Обсуждение с детьми о природных явлениях.
| Воспитатель |
Утро радостных встреч «Игры-забавы с водой» | Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации
| Педагог – психолог, Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»
| Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Экологическая сказка»
| Исследование причины загрязнения воды | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Режимные моменты «Помоем ручки» | Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка
| Воспитатель | |
Чтение пестушек по теме проекта: «Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»
| Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Дидактическая игра «Капельки и тучки» | Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Вода - жидкая, течет». «Перелей ложкой»
| Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Физкультминутка: «Тихо плещется вода», «Речка» | Создание у детей хорошего, радостного настроения | Воспитатель | |
Дидактическая игра «Тучка», «Ловись рыбка» | Сенсорное развитие. Развитие речи, активация словаря
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Самостоятельная деятельность «Помощники» | Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть
| Педагог-психолог, Воспитатель | |
Фотовыставка | «Экспериментируем с водой дома» | Воспитатель |
- Подбор и изучение необходимой литературы;
- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;
- Составление плана работы и подбор методик;
- Анкетирование родителей;
- Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;
- Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);
- Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога).
2-й этап «Основной»
Реализация проекта (см. таблицу).
3-й этап «Заключительный»
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
- Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
- выставка фотографий из жизни детей в детском саду «Я уже детсадовец», по адаптации
детей в ДОУ;
- правила поведения в ДОУ;
- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания
Литература:
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду – сост. Н.В.Нищева – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» - О.В. Дыбина.
- Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории – М.П.Костюченко, Н.Р. Камалова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Адаптация детей к условиям детского сада"
Приспособление детей второй младшей группы к адаптации детского сада....
Проект « Малыш, мы рады тебе!» по адаптации детей к условиям детского сада
В проекте подобран материал по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка"
С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со све...
План по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"
План по самообразованию был разработан на 2017-2018 учебный год....
Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"
Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО....
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...
Проект по адаптации детей к условиям детского сада гр. раннего развития возраст детей 1,5-2 года «В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ»
Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ.«В детский сад без слез» Актуальность проекта: Период адаптации является очень важны...