Хвойные деревья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в старшей группе « Хвойные деревья»
Воспитатель: Петрова Н.Е. гр№5 «Теремок»
Уточнить и расширить
представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев. Лес – это общий дом для растений и животных. Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.).
- Закреплять отличительные признаки лиственных деревьев.
- Воспитывать интерес к жизни леса. Учить бережно, относиться к лесу, растущим деревьям. Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать любовь к труду, доводить начатое дело до конца.
- Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка.
Оборудование: семена ели, деревянные палочки, горшочки с землей, материалы на доску, шишки ели, сосны, кедра, веточки, картинки с изображением деревьев, экологическое полотно, заяц «Топа».
Ход занятия:
Воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришел зайчик “Топа”. Зайчик хочет узнать, что ребята знают про лес.
Вопросы: Кто был из вас в лесу? Что видели там? Что растет в лесу?
Зайчик слушает ответы ребят, хвалит их. Далее сообщает им, что самые главные жители леса – это деревья, их много и они разные. Предлагает детям пройти к экологическому полотну “ЛЕС”. Зайчик просит ребят назвать деревья, какие они узнали. Спрашивает, как они распознали березу и дуб, осину и рябину, ель и клен, сосну? По каким признакам? (ответы детей)
Зайчик слушает ответы ребят, хвалит их.
Воспитатель: Ребята! А как называют одним словом эти деревья? (показывает на полотне лиственные деревья)
Дети: Лиственные.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а почему я не показала елку, сосну, не назвала тую, лиственницу? Что у этих деревьев вместо листьев?
Дети: Иголки. Хвоя.
Воспитатель: Как назвать эти деревья одним словом?
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о хвойном дереве – ель.
Ребята, а что вы знаете о еле, чем она отличается от сосны, и как различить ель, сосну и лиственницу, чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки?
Ответы ребят. Итог детских ответов.
Сообщение о ели: Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели.
Чем ель не похожа на другие деревья?
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Как различить ель, сосну, лиственницу?
У сосны иголки длинные,, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твёрдые. Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.
Чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки?
На улице растет живая ель, у неё в земле корень, который в тёплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняется хвоя — старая выпадает, новая отрастает. Каждую весну и лето ель растёт, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее.
Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.
Физ. минутка
Зайчик сидит, что-то считает на пальцах.
Воспитатель: Топа, а что ты делаешь ?
Зайчик: — Да вот считаю, сколько лет ёлочке. Как узнать, сколько ей лет?
Воспитатель: Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым. Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
Зайчик шепчет что-то воспитателю.
Воспитатель: Ребята, а что мне Топа предложил?! Он предлагает нам посадить ёлочку.
Посадка семян ели.
(Перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"
Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...
"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...
Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.
консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....
Мини-парк хвойных деревьев
В статье "Мини-парк хвойных деревьев" описан опыт работы в мини-парке МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Теремок"....
Акция «В ЗАЩИТУ ХВОЙНЫХ ДЕРЕВЬЕВ»
Акция....
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....
Экологический проект «Хвойные деревья родного края»
Цель проекта: развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями....