Тематическое занятие " Один день без бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сурнина Татьяна Васильевна

Данная методическая разработка даёт детям представление о бумаге, знания о её свойствах, процессе изготовления и её применения. Формирует умение узнавать и называть предметы, активизирует речь детей, пополняет словарный запас воспитывает у детей бережное отношение к бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ижморского муниципального района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ижморский детский сад№ 2

Конспект  занятия в подготовительной группе

 «Лучики»

Тема: «Один  день  без  бумаги»

                                                                   Составитель:

                                                                  СурнинаТ.В.

                                                                                 Воспитатель МКДОУ

                                                                                                   Ижморского детского сада  №2

П.г.т. Ижморский 2016

Согласовано:                                                                                     Утверждено:

Старший воспитатель                                                                     Заведующей МКДОУ                                                                      

МКДОУ Ижморский  д/с №2                                                         Ижморский  д/с  № 2

Полторацкая Л.П.____________                                                   Черень Я.В.____________

Занятие в подготовительной группе

«Лучики»

Тема «Один день без бумаги»

                                                                       Составитель:

                                                                                              Сурнина Т.В.  

                                                                                              Воспитатель МКДОУ  

                                                                                              Ижморского детского сада №2

Данная методическая разработка даёт детям представление о бумаге, знания о её свойствах, процессе изготовления и её применения. Формирует умение узнавать и называть предметы, активизирует речь детей, пополняет словарный запас воспитывает у детей бережное отношение к бумаге.

Ижморский 2016

Конспект  проведения  занятия  в подготовительной группе 

«Лучики»

Тема: « Один день без бумаги».

Цель:  Дать полное представление о том, из чего изготовили бумагу и как.

Задачи:  

. Формировать обобщённое представление о бумаге, о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы; активизировать речь детей, пополнять словарный запас.

.Формировать у детей бережное отношение к бумаге.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: цветная бумага, цветной картон, лист писчей бумаги, тетрадь, коробка из  картона, настольная игра, салфетки, т.бумага, обои, блокнот, конверт, газета, фантики, фотобумага, наждачная бумага.

Виды детской деятельности:  дидактическая игра в словесной  форме, беседа.

Место проведения:  территория ДОУ.

ВОСП-ЛЬ: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

ВОСП-ЛЬ: Можно я загадаю вам загадки?

Дети:  Да.

ВОСП-ЛЬ: Склеить корабль, солдата,  Паровоз, машину, шпагу.

              А поможет вам ребята, разноцветная…( бумага)

           

       Земля беленькая, а  птички на ней чёрненькие.( бумага и письмо).

         Белое поле , чёрное семя; Кто её сеет, Тот  разумеет. ( бумага и письмо).

ВОСП-ЛЬ:  - А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру. Называется она « Отгадай предмет по описанию».  

Посмотрите, если у меня в группе что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться на место.

ВОСП-ЛЬ:  У каждого из вас предмет из бумаги. Я описываю предмет, у кого из вас подходит по описанию,  то поднимаете его.

Дети:  у меня салфетки, у меня цв.  Бумага и т.д.

ВОСП-ЛЬ: Ребята, а вы знаете из чего делают бумагу, и где её изобрели?

Дети:  Нет, просят рассказать.

ВОСП-ЛЬ:  Я вам расскажу  рецепт изготовления бумаги . рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Бумагу делают из таких деревьев, как сосна, ель, пихта, берёза, осина. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. И так, превращаются в бумагу.

ВОСП-ЛЬ: Вот ребята, как вы уже знаете, на производство  бумаги нужно очень много дерева. Если мы будем тратить очень много бумаги на ненужные цели, то  очень сильно навредим природе.

ВОСП-ЛЬ:  Можно ли обойтись без бумаги?

Дети: нет.

ВОСП-ЛЬ:  А как вы думаете, почему?

Дети: дают ответы. Потому что, мы читаем книги, рисуем на альбомных листочках, и т.д.

ВОСП-ЛЬ: Совершенно верно! Абсолютно каждый из нас ежедневно сталкивается с этим предметом. Мы пишем в тетрадях, читаем газеты, журналы, книги, учебники.

  Я решила ответить на вопрос  может ли человечество обойтись без бумаги.

Для этого я узнала, когда и где  появилась бумага; из чего её изготавливают; как  она применяется.

ВОСП-ЛЬ:  Я приготовила для вас небольшой материал, о истории возникновения  бумаги.

Хотите послушать?

Дети: Да.

1. История возникновения бумаги

Бумага (предположительно от итал. bambagia «хлопок») – материал в виде листов для письма, рисования, упаковки, получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (макулатуры).

Изобретение бумаги описывается в «Четырех великих изобретениях человечества».

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Однако, в некоторых источниках сообщается, что бумага была изготовлена во II веке до н. э.

Бумага, появившаяся впервые в Китае, постепенно переезжала из страны в страну.

Правда, двигалась она по земному шару очень медленно. Путь в 100 км занимал почти 100 лет. В VI-VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. 300 лет потребовалось бумаге, чтобы из Ирака попасть в Египет. Еще длиннее был путь бумаги в Европу. Там она появилась в XI-XII веках, где вскоре заменила животный пергамент.

С XV-XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растет.

В 1799 г. изобрели бумагоделательную машину во Франции. К середине XIV в. бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности.

1. Бумага в России

В России с бумагой познакомились намного позже других стран. Это был «заморский товар». Русским людям была известна бумага итальянского, английского, французского, немецкого и голландского изготовления. Россия покупала ее более 260 лет.

Собственного изготовления бумага появилась в России во второй половине XVI века, во времена царствования Ивана Грозного. Но мощный толчок к развитию производства бумаги в России дал Петр I. В XVIII веке Петр I задумал построить отечественный бумажные мануфактуры.

С 1703 года начали выпускать первую русскую газету и огромное количество научных книг.

К 1825 году в России насчитывалось 88 бумажных фабрик, на которых производилось свыше 700 тысяч стоп разной бумаги в год. Развитию отрасли способствовало решение правительства полностью запретить ввоз бумаги из-за границы (1812 год).

2. Интересные факты.

• В японском языке слово «бумага» - омоним слову «божество». Омоним – т. е. одинаково звучащее, но имеет разное значение.

• Обычную офисную бумагу нельзя сложить больше семи раз.

• В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, ревностно оберегая тайны мастерства.

• В данное время имеется порядка 5000 типов бумаги, которые делятся на три основных класса: o Собственно бумага (Писчая. Печатная. Гигиеническая. Оберточная);

o Картон (из него делают тару);

o Строительный картон (для облицовки и изоляции).

3. Применение бумаги

• Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради).

• Отделочный материал (обои).

• Поделочный материал (оригами, папье-маше).

• Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки).

• Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага).

• Фотобумага.

• Наждачная бумага.

1. Технология производства

Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дают однородную бумажную массу. Полуфабрикатом для производства бумаги могут служить:

• Древесная масса или целлюлоза.

• Целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, риса и других).

• Макулатура.

• Для специальных видов бумаги: асбест, шерсть, и др. волокна.

Производство бумаги складывается из следующих процессов:

• Приготовление бумажной массы (размол, смешивание компонентов, окраска).

• Разбавление водой и очистка массы от загрязнений.

• Прессование.

• Сушка.

• Резка.

• Сортировка и упаковка.

Все эти процессы делаются автоматизировано на специальных машинах.

 (сравнение с древними китайцами)

Древние китайцы

С дерева срезали сучья, сдирали с них кору и внутреннюю часть коры

размачивали в дождевой воде.

Затем превращали в кашеобразную массу. Эту массу собирали в деревянную бочку и разбавляли водой.

Затем ситом (прямоугольная рама из бамбуковых прутьев, на которую  опускали  в контейнер проволочную сетку, на которой и оседали  будущие натянутые  переплетенные шелковые волокна) вычерпывали массу, оставляя в сите ровный и тонкий слой массы.

Затем массу опрокидывали на гладкие доски. Доски укладывали одну на кусок ткани, постеленную на гладкую поверхность, а сверху клали груз. сетку с массой. Сетку аккуратно снимали. Накрывали  массу вторым куском ткани, затем полиэтиленовой пленкой, поверх которой ложили  груз.

После удаления воды окрепшие под прессом листы сушили. Через несколько часов осторожно снимали полученные листы и раскладывали для полной просушки.

ВОСП-ЛЬ:  Ребята, если мы с вами  решили сэкономить бумагу, то где и на чём мы  можем писать?

Дети: пробуют писать и рисовать  мелом на доске.

 

Заключение:

Итак, узнав историю бумаги, стало ясно, что человечество уже 19 веков использует ее. Изучив применение, я поняла, что бумагу ежедневно и широко использует каждый человек в любой отрасли. При этом ежегодно на производство бумаги тратится огромное количество древесины. Значит: человечество не может никак обойтись без бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального тематического занятия (НОД) «День рождения»

Все виды деятельности занятия объединены общим сюжетом. Использование коммуникативных игр, логоритмических упражнений, песни, пляски позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигател...

Тематическое занятие "Мамин день".

Сценарий праздничного занятия для детей средней группы....

Один день без бумаги

Занятие о том, как можно экономить бумагу и беречь ее....

Один день без бумаги.

Дать детям представление о бумаге, дать знания о ее свойствах, процессе изготовления и ее применении....

Технологическая карта занятия«Один день из жизни мамы-библиотекаря»

Технологическая карта занятия«Один день из жизни мамы-библиотекаря»...

Тематическое занятие "Татьянин день-день студента"

Познавательный, игровой, музыкальный материал формирует у детей интерес к истории праздника студентов, а совместная деятельность детей со студентами-волонтерами ИжГТУ создает атмосферу веселого развле...

"Один день без бумаги"

20.10.2023 г воспитанники подготовительной группы «Родничок» и педагоги Браун С Э, Новикова И А , Иванникова О А приняли участие в экологической акции «Один день без бумаги», о...