Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «История военного костюма»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Беседа по теме: «История военного костюма» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«История военного костюма» | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребята, сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о военном мундире, о военной форме.
День особенный сегодня
Скажем вам мы без прикрас
О защитниках Отечества
Поведём мы свой рассказ.
Во все времена и у каждого народа были люди, которые охраняли и защищали свою землю, свой народ, свою родину. Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, дышит её воздухом и проникается её красотой. Вот почему профессия воина-защитника Отечества всегда была, есть и будет почётной на Руси.
Россия, Русь- матушка! Так любовно россияне величают могучую державу, созданную в неимоверных трудах и лишениях, в ожесточённой борьбе с ордами завоевателей.
Давно это было, когда ещё наша родина Древней Русью величалась! А защищали её древние воины-богатыри. Благодаря необыкновенной силе, мудрости, смелости русские богатыри побеждали фантастических чудовищ, освобождали города от полчищ иноземных захватчиков. На протяжении многих лет они стояли на страже мира и единства.
Обратите внимание на одежду и вооружение богатыря: на голове - шлем куполообразной формы. Кольчуга - защитная рубашка, состоящая из тысячи колец. Вооружён богатырь копьём, палицей, булавой, мечом. Палица-это массивная дубина. Защищал богатыря-щит. На щите и рукоятках всех видов оружия наносили символические знаки - прежде всегда символы солнца и огня (костюмы богатырей).
В жизни России, есть события, смысл которых так велик, что каждое новое поколение хочет знать о них. Отечественная война 1812 года тому пример. Особенно отличились в этой войне - гусары. Гусарский полк как вихрь налетал на неприятеля и бился до победы (гусарский мундир).
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром, французам отдана?
Ведь были ж схватки боевые, да, говорят ещё какие
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
Посмотрите, как был одет гусар: на голове - кивер. Воина с кивером на голове видно было на расстоянии. Сделан он был из кожи или сукна, придерживался на голове подбородным ремнём. Спереди - эмблема полка, кожаный козырёк, над козырьком - кокарда, ещё выше - султан или помпон. Очень красив был мундир у гусара. Особенно - эполеты. Эполеты похожи на погоны. Эполеты - это наплечный знак офицерской и генеральской парадной формы: круглый, расшитый золотом или серебром, по краям украшенный бахромой. Бахрома, составленная из золотых или серебряных жгутов, эффективно падала на плечо, придавая военной форме необыкновенную торжественность, праздничность. Позднее эполеты стали украшать звёздами, которые позволяли определить воинское звание. Каждый полк носил эполеты своей особой расцветки и фасона.
После Октябрьской революции 1917 года в Советской России была создана новая, как тогда говорили, народная армия. Ей дали название - Красная Армия. Была разработана новая форма одежды. Один из его элементов - головной убор, сшитый в виде шлема и получивший название «будёновка» или «шлем- богатырка». Он и в самом деле был похож на богатырский шлем. Первые богатырки появились в конной армии, которой командовал Семён Михайлович Будённый, отсюда и название – будёновка (костюм будёновца).
Шли годы, мужали и крепли армия и флот. Военный мундир изменился. Вся современная российская армия одета в гимнастёрку и пилотку. В покрое гимнастёрки использовался русский национальный мотив - стоячий ворот. Носилась на выпуск, подпоясывалась ремнём. Первое время шилась только из белого полотна, а потом цвет изменился, стал травянисто -зелёным, так называемый защитный.
Шинель-это зимнее пальто военнослужащего. Она не только украшает своего хозяина, но и надёжно защищает своего хозяина. Если расстегнуть хлястик, шинель становится плащ-палаткой. На ней можно спать прямо на земле, ею и укрываться.
А вы знаете, как появилась пилотка? Раньше солдаты, которые кормили коней сеном, ходили в фуражках, очень похожими на современные пилотки (костюм солдата).
Мимо дома, мимо сада он шагает раз, два, три
На российского солдата с уваженьем посмотри.
Шапка с красною звездою греет в стужу и в метель
А пальто его простое называется – шинель.
Ребята, в российской армии много розных родов войск. Это и пехотинцы и танкисты и артиллеристы, ракетчики, воздушные десантники.
Ребята, а кто служит на границе? (пограничники)
Правильно. И ночью и днём граница не бывает выходной!
На дальней границе и в холод и в зной,
В зелёной фуражке стоит часовой.
На дальней границе и ночью и днём
Он зорко, он зорко следит за врагом.
И если лазутчик захочет пройти
Его остановит солдат на пути!
А у моряков своя форма. На голове у матроса головной убор – бескозырка.
Обычай у моряков носить на бескозырках ленты ведёт своё начало от рыбаков Средиземноморья, которые отправляясь в плаванье, получали от матерей, жён, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Позднее на лентах наносился номер экипажа или заглавные буквы части и команды, название корабля, а в наше время название флота. Лента служила для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Почти все элементы матросской формы – рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, тельняшка - были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Её внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так понравился иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.
Особенно любимой среди моряков стала нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, называемая тельняшкой. Своё название она получила в связи с тем, что надевается прямо на тело. Тельняшки появились в период парусного флота. Матросы, одетые в такую рубашку, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря, парусов. Сочетание полос символизирует синь неба и белые гребешки бегущих вдаль волн. Моряки всех поколений русского флота всегда были неравнодушны к тельняшке, называли её “морской душой”.
Особой гордостью у моряков считается кортик! Раньше кортик (нож с коротким клинком) предназначался для поражения противника в абордажном бою. Сейчас кортики вручаются вместе с лейтенантскими погонами выпускникам Военно-Морских училищ в торжественной обстановке.
Ребята, а вы заметили, что на всех головных уборах солдат и моряков есть красная звёздочка.
В пламени сражений за родную власть,
На армейском шлеме звёздочка зажглась.
И на бескозырке в тот же самый миг,
На морском просторе свет её возник.
Закачались тени, задрожала мгла
Звёздочка сияла, звёздочка росла.
Смело сокрушая лютую беду мы несли по свету Красную Звезду!
На войне гражданской и в большой войне
Звездочка светилась с солнцем наравне.
В ней – Отчизны слава и народа честь, и моя, конечно, капля крови есть!
Ребята, сегодня вы познакомились с историей военного мундира. Много есть разных стран, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Российский солдат и матрос-сын Отечества и профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почётной на Руси!
Мы мечтаем, мы мечтаем,что когда мы подрастём
Пехотинцами мы станем и во флот служить пойдём.
На границу и в сапёры, в лётчики в подводный флот.
Подрастём мы очень скоро, а пока игра идёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...
Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»
Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность в доме»
Обобщить знания детей по теме: «Безопасное поведение в доме». Познакомить с пожароопасными предметами и приборами. Научить мерам осторожности при обращении с ними. Предостеречь от ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...
Методическая разработка. НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи: 1. Продол...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Тема: « Осенняя радуга»
Конспект по интеграции областей для детей с ОВЗ с использованием различных инновационных технологий...
Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"
quot;Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...