Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему "Скоро зима"для средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: средняя группа
Тема: Скоро зима
Цель: Систематизировать представление детей о животных;
Задачи:
- продолжать развивать знания о животных зимой
-активизировать словарь детей с помощью технологии ОТСМ ТРИЗ.
Продолжать развивать у детей умение строить разные типы высказываний.
- формировать дружеские взаимоотношения детей в группе, умение выслушать товарища не перебивая его.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная
Формы организации: индивидуальная, групповая
Формы реализации детских видов деятельности: подвижные игры, дидактические игры, ситуативный разговор, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь.
Оборудование: карточки «Причина- следствие» (ОТСМ-ТРИЗ) по теме осень, кольца Луллия с изображением животных, чем питаются и зимовье зверей; морфологическая таблица, маска лисы
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Воспитатель: Ход занятия. - Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал. В полдень дождь перестал, И что белый пушок На осеннюю грязь Падал белый снежок … -Интересно. Про какое время года это стихотворение? А хотите узнать, что происходит в природе поздней осенью? - Опишите по признакам какие изменения произошли в природе (выставляются признаки «цвет», «температура», «влажность»,«запах» и дети описывают осень). Игра на осеннюю тему «Причина — следствие» -Ой, ребята! (вынимает конверт из-за двери) Кто-то прислал нам письмо! Вот конверт, Большой и жёлтый, Как же нас, конверт, Нашёл ты? Как попал ты в группу нашу? Разберёмся, ой, постой! На конверте адрес наш ведь, А обратный чей? Лесной! Вам, ребята, интересно, Что же пишут нам из леса? Пишут лисы, Пишут лоси, Пишут зайцы, Ждём вас в гости! Приходите в лес осенний, Будем с вами мы дружить, Поиграем и поскачем, Веселей мы будем жить! -Давайте с помощью волшебника «Могувсё» попадём в осенний лес и посмотрим, как же звери готовятся к зиме. Волшебник мне подсказал волшебные слова «Вправо -лево повернись и в лесу очутись!» | Дети : (осень) Дети описывают осень по признакам. Каждый ребёнок выбирает себе карточку, подходит к гостям и рассказывает взрослому о взаимодействии объектов. Дети повторяют слова за воспитателем |
II. Основная часть | |
Воспитатель: вот мы и в осеннем лесу! Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? -А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? -А почему? Воспитатель: совершенно верно, ребята! В лесу надо вести себя тихо, не шуметь. Смотрите, звери даже оставили нам знак (показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы точно никого не встретим. Давайте мы тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим (подходят к первой картине). Ребята, отгадайте загадку, тогда узнаете, кто нам первый встретится: Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе, Орешки я грызу. Воспитатель: кто это, ребята? Воспитатель: конечно! Правильно вы отгадали, ребята! (открывает картину с белками) -А вы знаете, как готовится к зиме белка? Расскажите. Воспитатель: как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Чтобы её было трудно заметить на деревьях. Так белка спасается от животных, которые могут её поймать (показывает модель «Почему белка линяет»). Посмотрите, ребята, на этой картине изображён зимний лес. А вот – 2 белочки. Чем они отличаются? Воспитатель: верно, одна белочка поменяла свою шубку на серую, а другая – не захотела. Давайте посмотрим, какая белочка будет заметнее в лесу: серая или рыжая? (демонстрирует модель,) Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберём ей в подарок грибы в корзину. Походите по лесу и принесите по грибу. Воспитатель: спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться. До свиданья, белочка! Воспитатель: Отгадайте загадку: Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу краса. Кто же это? Воспитатель: отгадали, молодцы! Как же лиса готовится к зиме? Она тоже осенью линяет. У лисы вырастает очень тёплая и пушистая шёрстка. Посмотрите, меняет ли лиса цвет шерсти? -Нет, она зимой остаётся рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться. Она сама охотница. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала Воспитатель ставит новую картину, оборотной стороной к детям. Послушайте загадку: Что за зверь лесной Встал, как столбик, Под сосной. И стоит среди травы, Уши больше головы. Воспитатель: верно, молодцы! Заяц тоже осенью готовится к зиме. Но он не делает запасы, как белка. Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызёт кору деревьев зимой. Заяц осенью тоже меняет свою шубку – линяет. Вместо серой шерсти у него вырастает белая. А почему? -Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк - Вот посмотрите, снова на картине зимний лес (воспитатель показывает модель «Почему заяц линяет».) А вот, 2 зайчика – серый, который не захотел менять свою шубку, и белый, который полинял. Давайте посмотрим, какой из этих зайчиков будет в лесу зимой незаметнее (демонстрирует модель,). Динамическая пауза Воспитатель: а теперь, ребята, поиграем с зайцем! Зайка беленький сидит И под кустики глядит. Наклонился вправо – пусто, Наклонился влево – пусто, Не растёт зимой капуста. (руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Надо лапочки погреть. (хлопок над головой, руки вниз – хлопок) Зайка наш боится волка, Смотрит в стороны он зорко. Слева нет и справа нет. Где же волк? Кто даст ответ? (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) На полянке на лесной Зайки прыгают гурьбой. Прыг-скок, прыг-скок – И за кусток. (руки на поясе, прыжки на двух ногах) По сугробам лесным Лисонька шагает И пушистым хвостом Следы заметает. (ходьба на месте) Воспитатель: отдохнём. Присядем на «брёвнышко». Отгадайте загадку: Кто-то косолапый По лесу идёт. И мохнатой лапой Он кору дерёт Воспитатель: правильно. Как же медведь готовится к зиме? Медведь осенью наедается хорошенько, накапливает под кожей жир и засыпает – впадает в спячку. А где он спит всю зиму? . Воспитатель: верно, в берлоге. А теперь, ребята, вспоминайте, кто ещё, кроме медведя в лесу впадает в спячку? Я вам напомню. Посмотрите сюда (воспитатель показывает картинку с изображением ежа) Воспитатель: вспомнили! Ёжик по-своему готовится к зиме. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. А зачем он это делает? Воспитатель: делает ли ёжик запасы на зиму? -А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру и вспомним кого вы видели в лесу и как животные питаются и готовятся к зиме. Игра «Круги Луллия» Перед детьми кольца Луллия, на которых изображены животные, на первом круге изображено животное, на втором кругу — чем питаются и зимовье зверей. -Кого вы увидели? (Медведя) Как медведь готовиться к зиме? Воспитатель дополняет ответы детей- летом и осенью медведь наедается: ест грибы, насекомых, рыбу, ягоду, траву мох, древесную кору и нагуливает жир на всю холодную зиму. Этот толстый слой жира спасает его от мороза. А что он делает зимой? Спит в берлоге. Затем (круги Луллия соединяются) | ответы детей ответы детей Дети: звери могут испугаться. Дети: белка. Дети: белка делает запасы на зиму. Складывает в своё дупло шишки, орехи, грибы. Белка осенью меняет рыжую шубку на серую. Дети: одна белочка серая, поменяла шёрстку, а другая осталась рыжей. Дети приходят к выводу, что белочка в серой шубке более незаметна, чем в рыжей Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает у них названия грибов. Дети: лиса! ответы детей Дети: заяц! Дети: отвечают Дети приходят к выводу, что в лесу незаметнее белый заяц Дети выполняют движения в соответствии с текстомт Дети: медведь! Дети: в берлоге Дети: ёж! Дети: ёжик понесёт листочки к себе в норку и устелет свою постельку. Дети: нет, потому что он будет спать до самой весны. Дети играют в игру. Отвечают на вопросы воспитателя. |
Воспитатель: ну, вот и пора нам возвращаться! Попросим волшебника «Могувсе» вернуть нас в группу. Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся и произнесем волшебные слова «Вправо -лево повернись и в группе очутись!» Воспитатель: открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. -Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес? -А что вам запомнилось? -Ребята, а как нужно вести себя в лесу? -Каких зверей мы встретили? -Ну, а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? А кто делает запасы? А зачем белка и заяц меняют цвет своей шерсти? Почему лиса этого не делает? -Ай да молодцы, всё запомнили! Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Мы стали друзьями зверей! Ой, ребята! Белочка в благодарность за то, что вы собрали для неё грибочков, принесла нам подарок из леса! А подарок – конфеты от белочки (воспитатель раздаёт детям конфеты). | ответы детей ответы детей тихо, чтобы не напугать зверей ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой и аппликации в средней группе на тему;"Домашние животные у нас дома."
очень интересное занятие....
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающимс использованием информационных технологий(средняя группа)Тема: «Урожай»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим + к нему презентация(средняя группа)Тема: «Урожай»Время года, что где растёт, загадки, сравнение.....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе "Помочь лесовичку расколдовать насекомых"
- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;- формировать представления о зависимости их окраски от мест...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе «Путешествие в царство «Здоровье»
- закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;- учить детей правилам безопасного поведения;- развивать внимание, память, мышление, воо...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в средней группе
ЗадачиФормировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Закрепить представления о внешнем виде, повадках, пи...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в средней группе.
Ознакомление с окружающим миром, прививать любовь к окружающиму миру....
КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ технологии «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК»
Программное содержание:Образовательные задачи:закрепить и уточнить знания детей о животных.активизировать и расширить словарь по темеупражнять в классификации объектов.Развивающие задачи:умение правил...