"Формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кудинова Надежда Петровна

В статье описана методика формирования представлений о красоте посредством живописи (красота природы, красота предметов, красота человеческих отношений, красота искусства).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov_predstavl_o_krasote.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРАСОТЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Сменяют друг друга эпохи, изменяются понятия о красоте, но радостное ощущение её присутствия остаётся и становится мерилом духовного развития.

Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальной организации, по своему развитию и настроению, тем сильнее они «разойдутся» в эстетической оценке. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.

У детей шести лет существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать, что дети неравнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое». Но отношения ребёнка со средой не имеют той тонкости и многообразия, как у взрослых. Его опыт гораздо беднее. Поэтому у ребёнка представления о красоте неадекватны, своеобразны. Опыт показывает, что к ребёнку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает. Интересен тот факт, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект художественного вкуса (сочувствие, сопереживание), «красивые» человеческие качества и свойства души. Психологические исследования учёных показывают, что шестилетки не могут ещё правильно оценивать красоту произведений живописи даже в том случае, если произведение отражает красоту реального мира. Это связано с особенностями воображения дошкольника. Эстетически оценивая детали («красивый цвет», «красивая одежда», «красивый букет», «красивые украшения, причёска, платье»), дети не способны пока к оценке общего построения картины, мастерства художника и его замысла.

Методика формирования представлений о красоте посредством живописи включает:

 - художественные наблюдения в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи;

 - знакомство с живописью через искусствоведческий рассказ педагога, беседы, дидактические игры;

 - развитие художественных ассоциаций, способности сопоставлять произведение живописи с аналогичными явлениями из жизни;

 - активизацию желания общаться по поводу красоты на вербальном (беседа) и невербальном (рисование) уровнях.

Красота природы.

Например, красота осени – это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь, грибная пора; осенние цветы, вобравшие тепло солнечных деньков; «полетели паутинки с паучками в серединке»; (художественные наблюдения, дидактические игры: «Выбери самый красивый осенний цветок и расскажи о нём сказку», «Нарисуй красоту осени», «Кто лучше всех понял красоту осеннего дождика»).

Красота предметов.

Нас окружает мир вещей. Они постоянно необходимы нам. Эти вещи не только полезны, удобны, но и красивы. (Дидактические игры и рисование: «Расскажи, в чём ты видишь красоту вещи», «Кто найдёт красоту в предмете»).

Красота человеческих отношений.

Человек красив своими делами, поведением, поступками, внешностью. («Расскажи о красоте близких тебе людей», «Какой бы тебе хотелось совершить красивый поступок » - темы для индивидуального общения педагога с ребёнком. Рисование на темы сказки К. Чуковского «Федорино горе», стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный».)

Красота искусства.

Это красота, созданная руками человека. Искусство – это картины, скульптура… Мы любуемся ими в музеях, на выставках. Художники видят красоту во всём, что нас окружает, и хотят оставить её навсегда, ведь красота недолговечна. («Чем красив закат (восход) солнца?», «В чём красота моря?», «Красота человека» - темы художественных «философских» бесед, созерцаний, придумывание детьми сказок и историй, творческих рисунков).

Обогащение представлений детей о красоте вообще и способах её достижения на примере искусства живописи приводит к развитию образно – эстетической выразительности рисунков. Грамотное воспитание у детей шести лет чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребёнка к окружающему миру, природе, людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений

«Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредстве...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.

Авторское игровое пособие по ФЭМП. Цель:Развивать логику ,аналитическое мышление ,умение сопоставлять и систематизировать ,формировать вычислительные навыки. Задачи: - упражняться в различении геом...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...

Конспект по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Полёт в космос»

Конспект по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста по теме:  «Полёт в космос» Цель:  формирование элементарных...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени.  Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой н...