ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени.  Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой нехваткой времени, быстрым ритмом жизни. Чтобы быть успешным, человеку необходимо хорошо ориентироваться во времени, распределять время, чувствовать время, анализировать, насколько рационально, оно было использовано, ценить его. Современная жизнь требует от человек высокой культуры временных представлений, быстрой реакции на время, гибкости перестройки своего поведения и деятельности в зависимости от жизненных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_zanimatelnye_uprazhneniya.docx54.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени.  Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой нехваткой времени, быстрым ритмом жизни. Чтобы быть успешным, человеку необходимо хорошо ориентироваться во времени, распределять время, чувствовать время, анализировать, насколько рационально, оно было использовано, ценить его. Современная жизнь требует от человек высокой культуры временных представлений, быстрой реакции на время, гибкости перестройки своего поведения и деятельности в зависимости от жизненных условий.

Необходимость ориентироваться во времени является жизненной необходимостью современного человека. Именно поэтому необходимо формировать у детей представления о времени уже в дошкольном возрасте. На возможность и необходимость такой работы указывают Е. Н. Лебеденко, Т. Д. Рихтерман, Г. А. Урунтаева. Р. Л. Непомнящая. Элементарные представления о времени могут быть сформированы  уже в младшем дошкольном возрасте. Особое значение  данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе. Время становится для  ребенка регулятором его деятельности. Он сам должен ориентироваться в отрезках времени различной протяженности, соотносить свою деятельность с определенным временем, обладать чувством времени. Если у будущего школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднения при обучении в школе: не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка -  дошкольника является игра. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно.  Формирование представлений о времени у детей является сложной проблемой. Эта сложность обусловлена тем, что время как категория, обладает рядом специфических особенностей, которые делают его абстрактным понятием. У старших дошкольников ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление, и только начинают складываться зачатки логического. Эта психологическая особенность старших дошкольников усложняет процесс формирования представлений о времени. Таким образом, с одной стороны, в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать представления о времени, с другой стороны, этот процесс осложнен возрастными особенностями детей. Это противоречие и определило тему исследования «Дидактические игры и занимательные упражнения в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1.  Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме формирования временных представлений о времени в дидактических играх и занимательных упражнениях.
  2. Подобрать методы диагностики уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

                 3.Провести опытно-эксперементальную работу по формированию представлений о времени в дидактических играх и занимательных упражнениях.

4. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

     Гипотеза: предполагается что, дидактические игры и упражнения способствуют формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

          -  анализ учебно - методической литературы

- беседы

- эксперимент

- наблюдение.

   Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.

1. Теоретическое обоснование проблемы развития представлений о                 времени у детей дошкольного возраста

  1. Характеристика понятия «время», свойства времени. Обоснование необходимости формирования представлений о времени у дошкольников

Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений, их последовательность, прерывность и непрерывность, ритмичность и периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим. [11, с. 4]

Время, как и пространство – сложная философская категория, одна из форм существования материи. Это такая же объективно существующая реальность, как и пространство, поскольку все явления действительности существуют во времени и пространстве. Как объект познания, время является чрезвычайно сложной и многогранной стороной окружающей реальности. Категория времени отражает вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. [11, с. 4]

 Время, как указывает Р. Л. Непомнящая  это направленная величина (вектор). Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определенное числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени, является настоящее (сейчас), которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Система мер с постоянной точкой отсчета позволяет людям успешно ориентироваться во времени.

 Время может быть таким же раздражителем, как любой другой: свет, звук, температура. Механизм восприятия человеком времени исследователи связывают с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов. Восприятие времени, во-первых, содержит в себе взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, во-вторых – образуется из восприятия длительности и скорости, что мы определяем как восприятие ритма и темпа в их взаимной связи. Считается, что любой анализатор, который воспринимает различные свойства предметов, отражает и их временные особенности. Специального органа для восприятия времени у человека нет, но кинестетический и слуховой анализаторы  играют ведущую роль в восприятии времени.  Помимо двигательных и слуховых ощущений, при восприятии времени  особое значение имеют внутренние органические ощущения. Ритм движений при ходьбе, биение сердца, дыхательные движения сигнализируют о той  иной длительности этих явлений.  Различные свойства времени  отражаются с помощью комплекса анализаторов, работающих как одна система.   [11, с. 5]

Сложность восприятия времени обусловлена его характеристиками. Г. А. Урунтаева указывает на следующие специфические особенности времени. Время не имеет наглядной основы и воспринимается  опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета – часов. Время слито с жизненными событиями, течет в одном направлении, оно необратимо, его нельзя вернуть.  Обозначение временных промежутков относительно: то, что было завтра, стало сегодня и т. д. Один и тот же промежуток  воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности. [17, с. 153]

Е. Н. Лебеденко указывает, что время, как объективная реальность, очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, не имеет наглядной основы. Важными характеристиками времени является его текучесть, непрерывность и необратимость. Кроме того, время обладает периодичностью, длительностью. [7, с. 4]

Р. Л. Непомнящая характеризует вышеуказанные свойства времени. Текучесть времени проявляется в том, что ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, одномоментно, а только в своем последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно только вспомнить. Необратимость времени проявляется в том, что нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами. Время не доступно непосредственному созерцанию: его не видно, не слышно, не имеет наглядных форм. Со временем нельзя производить каких-либо действий. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны  и носят переходный характер (утро становится днем, а день – вечером). [11, с. 6]

Таким образом, время является  одним из сложнейших сенсорных эталонов, которые ребенок усваивает в дошкольном возрасте. Свойства времени обуславливают эту сложность. Время не имеет наглядной основы, текуче, необратимо. Эти свойства сложно усвоить ребенку в силу особенностей развития его мышления. Кроме того, у человека отсутствует специальный орган восприятия времени, что также обуславливает сложность формирования представлений о времени.

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн,  А. П. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непоинящая, Е. Н. Лебеденко, и другие.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры, утверждает Р. Л. Непомнящая. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, тем самым, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию своей деятельности во времени, например целенаправленность, организованность. В разных видах деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Умение  определять время, правильно пользоваться словами для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка. [11, с. 3]

А. М. Леушина, ссылаясь на педагогический опыт воспитателей, утверждает, что ребенок, знакомясь со способами определения длительности времени, начинают более адекватно пользоваться временем в своей деятельности и поведении. У детей развивается «чувство времени» постепенно, вырабатывается установка на время (не опаздывать, укладываться в отведенное время). Установка на время мобилизует внимание детей, обеспечивает ритмичное выполнение задания.  [8, с. 123]

Т. Д. Рихтерман  также указывает на необходимость формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. Она утверждает, что детям необходимо объяснять и показывать временные характеристики реальных явлений, их длительность, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Чтобы регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своей деятельности в зависимости от наличия времени, детям нужно чувствовать его длительность. Умение планировать и регулировать свою деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, целенаправленность, точность, которые необходимы ребенку в повседневной жизни и при последующем обучении в школе. [13, с. 3]

Таким образом, ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие ребенка, систематизируют представления об окружающем мире и являются одним из показателей их готовности к школе. Формирование представлений о времени способствует развитию положительных качеств личности дошкольника.

1.2. Особенности восприятия времени детьми старшего дошкольного возраста

       Выше указывалось, что восприятие времени относится к сложным формам восприятия. Тем не менее, несмотря на это, восприятие времени начинает складываться уже в дошкольном возрасте.  Восприятие времени детьми имеет ряд специфических особенностей.

Как указывает Р. Л. Непомнящая, время по разному течет для ребенка и старика. Дети недооценивают его. Для ребенка незаметно протекает время, наполненное творческой деятельностью, наполненной богатым и интересным содержанием. Длительность этого времени ребенку кажется меньше и ребенок переоценивает время. Время, заполненное однообразной, малоинтересной деятельностью, кажется более тягучим, поэтому наблюдается его недооценка. С помощью тренировок  можно значительно повысить точность временных оценок, но индивидуальные различия будут сохраняться. Ребенок считает, что время подчиняется его желаниям, что временем можно управлять, изменять его ход, манипулировать им. Ему трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определенной последовательности и очередности в прошедшем времени. [11, с. 8]

В сознании ребенка события давно прошедших лет могут произвольно приближаться или отдаляться, меняться местами. Нарушение логики временных событий не смущает дошкольников. Логику временных отношений в этом случае дети просто игнорируют. Причина такого явления в сложности понимания ребенком причинно-следственных связей. Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Мерой времени при этом служит длительность основных органических функций. Живя во времени, реагируя на него, ребенок постепенно выделяет из общей картины мира различные параметры времени. У маленького ребенка настоящее господствует  над прошлым и будущим. Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее – будущее.

     Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времен. В дошкольном возрасте роль настоящего времени уменьшается, реальное значение приобретает прошедшее и будущее, но по отношению к близким, конкретным явлениям. [11, с. 9]

Г. А. Урунтаева указывает, что на восприятие времени дошкольниками сильное влияние оказывает состояние, в котором находится ребенок. Если он находится в состоянии ожидания какого-либо события, то время течет медленнее. Именно поэтому дети долго не понимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного детства не воспринимают очень длительные временные периоды. Им недоступно понимание таких временных категорий как год, век, столетие, эпоха. Восприятию старшего дошкольника доступны такие категории как неделя, месяц, минута. Но наглядный характер психических процессов приводит к специфическим особенностям восприятия времени. Дошкольник ищет «материальный» носитель времени и в качестве такового часто выделяет часы. Он уверен, что если стрелки перевести, то время изменит свой ход, например, быстрее наступит завтра. Он еще не осознает, что время не зависит от желаний людей, не понимает объективности времени. [17, с. 153]

Т. Д. Рихтерман отмечает, что время воспринимается ребенком опосредовано, через конкретизацию временных единиц и отношений,  постоянно повторяющихся явлений жизни и деятельности Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются представления  о реальной продолжительности таких промежутков времени как утро, день, вечер, ночь.  [13, с. 3]

При восприятии временной последовательности у дошкольников на первый план выступают эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные. Последовательность расположения эпизодов  может определяться не временной последовательностью, а их эмоциональной значимостью для ребенка. В дальнейшем эмоциональная значимость восприятия по мере обучения заменяется  смысловой значимостью. В осмысленном материале последовательность

 отдельных моментов совпадает с причинно-следственными отношениями между ними. [13, с. 36]

У детей шестого года жизни закрепляются и углубляются представления о единицах  и некоторых особенностях времени. Названия частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. [20, с. 189]

В процессе обучения дети начинают осознавать понятие «сутки», цикличную смену дня и ночи, деление суток на части.  Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на заход и восход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. У детей формируется понятие о неделе, как о мере рабочего времени. Сначала представления детей о днях недели связываются с порядковыми номерами. Кроме того, на шестом году жизни  у детей формируется понятие о временах года. Это происходит с использованием разнообразной наглядности. [20, с. 191]

На седьмом году жизни ориентирование во времени приобретает более совершенные формы: усваивают такие сенсорные эталоны как год, месяц, секунда, минута, час как меру времени. Дети учатся укладываться в отведенное время, планировать и рассчитывать свои действия во времени, ориентируясь по обычным и песочным часам. То есть дети начинают пользоваться приборами для измерения времени. Систематические наблюдения за временем формируют у детей чувство времени, отношение к нему. [20, с. 226]

В заключении можно сказать, что в дошкольном возрасте дети способны к восприятию одного из самых сложных сенсорных эталонов – времени. На восприятие времени оказывает влияние то, что время является абстрактным понятием, а для детей данного возраста характерно наглядно-образное мышление. Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в  опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме. Ориентировка во времени совершенствуется на всем протяжении дошкольного детства.

Если вначале ребенок ориентируется во времени посредством вневременных качественных признаков, за счет последовательности систематически изменяющихся событий (главным образом режима), то дети старшего дошкольного возраста чаще ориентируются на более существенные признаки времени.

1.3.Анализ программных задач раздела «Ориентировка во времени» в «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Современные ДОУ работают по различным образовательным программам, наиболее распространёнными из них являются «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Группа

«Программа    воспитания    и обучения в детском саду»

Старшая

Дать детям представление о том, что     утро,     вечер,     день,     ночь составляют сутки.

Учить,    на   конкретных    примерах устанавливать,    последовательность различных     событий:     что     было раньше,    что    позже,    определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Подготовительная

Закреплять  представления   детей   о последовательности     дне     недели, месяцев года.

Дать элементарное представление о необратимости времени. Развивать  чувство   времени:   учить различать  длительность  временных интервалов (1,5,10 минут, 1час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В программах воспитания и обучения дошкольников определены задачи формирования представлений о времени.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» имеется подраздел «Ориентировка во времени». В старшей возрастной группе ставятся задачи обучения пониманию последовательности дней недели, формирование представлений об относительности времени и о составе суток из частей. В подготовительной к школе группе закрепляются представления о последовательности дней недели, ставится задача знакомства с  таким  интервалом  времени как год, с последовательностью месяцев года. И в старшей, и в подготовительной к школе группе у детей развивают чувство времени. Детей учат ориентироваться во  временных интервалах (в старшей группе – 1 минута, 3 минуты, в подготовительной – 5, 10 минут). Кроме того, на седьмом году жизни  детей учат определять время по часам. . [12, с. 141, 180]

Итак, в программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста ставятся задачи формирования представлений о времени.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» задачи развернуты и детализированы. При этом четко даются указания по содержанию в зависимости от возрастной группы.

Проанализировав программные задачи по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в программе «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» (издание 2005), можно сделать следующие выводы:

В программе предусматривается изучение таких временных представлений как сутки, неделя, время и месяцы года, определение времени по часам с циферблатом, а также развитие чувства времени.

1.4. Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Проблемой использования дидактической игры в обучении дошкольников занимались такие ученые как В. Н. Аванесова, Е. Л. Агеева, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, О. Д. Дьяченко, Е. О. Смирнова, А. П. Усова и др.

С. А. Козлова, Т. Куликова указывают, что основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение  дидактической игры скрыто, оно реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. [5, с. 331]

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создающие дидактические игры, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. [5, с. 331]

Возможность обучать маленьких детей посредством интересной для них деятельности – важная особенность дидактических игр. Но, как указывают  С. А. Козлова, Т. Куликова, знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей раннего и младшего возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста. [5, с. 332]

Ряд авторов посвятили свои исследования использованию дидактической игры в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста. Р. Л. Непомнящая указывает, что игры и занимательные упражнения широко используются для развития у детей различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада. Многие из них были разработаны Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной и до сих пор успешно применяются в практике работы дошкольных учреждений. Среди них есть дидактические игры разных видов: словесные, настольно-печатные, с предметами.   [11, с. 33]

Словесные дидактические игры и упражнения заключаются в следующем:

- в назывании детьми пропущенного слова, окончания предложения;

- в придумывании предложения с заданным словом;

- в перечислении различных определений;

- в нахождении общего понятия к частным;

 - в определении, о каком времени идет речь.

В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения. Многие настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.  [11, с. 34]

К дидактическим играм Р. Л. Непомнящая относит и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. В качестве таких сигналов могут использоваться малые формы фольклора и короткие четверостишья, в строках которых встречаются слова, обозначающие временные категории. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи»).

 В подобных играх дети учатся  устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета. Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны узнать, о каком времени идет речь. Дети могут выполнять роли  дней недели, месяцев, часов в играх «Неделя, стройся»,  «Найди соседей», «Найди свой день», «День и ночь». Можно использовать игры-путешествия в различные отрезки времени: «путешествие в ночное время», «Путешествие в зиму» и т. д. [11, с. 35]

В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют «материализовать» различные временные категории и производить с ними те или иные манипуляции6 «отыскивать» недостающие дни недели, «вставлять» на место пропущенный месяц, расставлять по порядку, определять, когда это произошло, и совершать другие игровые действия. [11, с. 35]

Таким образом, в отечественной дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений о времени, в частности. Широко используются игры с предметами, словесные игры, игры-путешествия, игры-инсценировки. В различных играх и упражнениях дети используют уже имеющиеся знания о времени для решения конкретных познавательных и игровых задач, в результате чего ребенок приобретает новый, полезный для них опыт.

2.     Использование     разнообразных     средств     в     формировании представлений   о времени у детей старшего дошкольного возраста.

2.1.   Уровень   сформированности   временных   ориентировок   у   детей дошкольного возраста.

Практическая работа по определению уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста проводилась в МБДОУ №130, г. Дзержинска.  В эксперименте участвовало 15 детей.

Цель      эксперимента определить     уровень      сформированности

представлений о времени, с детьми данной группы, средствами занимательного материала.

Учитывалось, что занимательный материал математического характера может быть использован как на занятиях, так и повседневной жизни.

В процессе работы с детьми проводились дидактические игры «Суточные часы», «Какое время года?», «Поставь стрелку правильно».

На занятиях и в самостоятельной деятельности проводились упражнения «Поможем незнайке», «Двенадцать месяцев».

В результате проведенного исследования удалось выделить три уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень детей показали семь детей. Поставленная задача сразу заинтересовала детей. На протяжении всей работы преобладало спокойное положительное эмоциональное состояние. Понимали задачи быстро, не нуждались в разъяснении и повторении. Без посторонней помощи сосредотачиваются на задаче, стараясь обдумать своё решение, умственные действия, стараясь совершать в определённой последовательности.

Средний уровень развития показали пять детей. С поставленной задачей дети справлялись не во всех случаях. Дети отвечают в большинстве случаев неправильно,    приходилось    провоцировать    умственную    активность,    не внимательно слушали задания. Детям приходилось задавать наводящие вопросы, повторять один и тот же вопрос несколько раз.

Низкий уровень выявлен у трёх детей. В основном дети неправильно отвечали на вопросы или вовсе молчали, не отвечали на наводящие вопросы, если что то не получилось, отказывались от выполнения задания. Не отвечали на наводящие вопросы, либо отвечали «не знаю». С этими детьми необходимо провести индивидуальную работу выяснить, почему они не смогли справиться с заданиями.

Критерии уровней:

  1. Высокий. Ребёнок знает название частей суток и дней недели, их последовательность. Различает временные интервалы 1 -10 минут. Называет текущий месяц, определяет время по часам. Не испытывает затруднений в выполнении учебных задач.
  2. Средний. Ребёнок определяет части суток, последовательность частей суток. Различает временные интервалы 1-5 минут. Называет времена года, испытывает затруднение в назывании выполнении.
  3. Низкий. Ребёнок знает части суток и дней недели, затрудняется в назывании их последовательности. Различает временные интервалы 1-5 минут. Называет текущий месяц, не определяет время по часам. Затрудняется в речевом выражении своих действий. В играх пользуется образцом, инициативы, и творчества не проявляет. Испытывает затруднения в выполнении учебных задач.

Результаты проведённого эксперимента приведены  в таблице№1[приложение]

Анализ результатов эксперимента показал что, в целом уровень сформированности представлений о времени у детей старшей группы МБДОУ № 130 достаточно высокий. Так из 15 детей из них семь показали высокий уровень, пятеро - средний, трое - низкий уровень. В результате полученных данных была составлена диаграмма уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста [см. диаграмма №1 приложение], из которого следует что, дети с высоким уровнем развития составляют более 50% от общего числа.

Таким образом, мы убедились в том, что игры и упражнения помогают усвоить представление во времени. Во время игры ребёнок полностью раскрывается, тем самым информация поступающая воспринимается быстрее и эффективнее.

Детям с низким уровнем развития необходим индивидуальный подход

  1. Организация работы по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.

Формирующий эксперимент проводился с детьми старшей группы МБДОУ № 130 г. Дзержинска.

С целью формирования недостающих знаний у детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений о времени был составлен план работы на 1 месяц, который включает в себя дидактические игры и упражнения, используемые как на занятиях, так и вне их [см. таблицу №2 приложение].

С детьми проводилась индивидуальная работа по плану, после чего проводился ещё один эксперимент, в котором дети показали более лучший результат.

В процессе работы дети старались вникать в задаваемые вопросы, слушали внимательно, проявляли интерес к предложенным играм и упражнениям. Детям предлагалось рассказать по вопросам, как они выполняли задания.

В процессе работы использовались разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные).

Дети справились со всеми предложенными заданиями.

Таким образом, можно сказать что, дидактические игры и упражнения способствуют развитию сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам проведённого формирующего эксперимента можно увидеть что, все три ребёнка перешли на средний уровень.

Результаты проведённого эксперимента приведены ниже в таблице №3

Анализ результатов эксперимента показал что, после составленного плана по индивидуальной работе с отстающими детьми, произошли видимые изменения. Дети перешли на новый уровень развития формирования представлений о времени.

В ходе формирующего эксперимента мы видим что, дети проявляли больший интерес к дидактическим играм и упражнениям. Появилась активность в выполнении заданий, дети охотно отвечали на вопросы.

Формирующий эксперимент показал что, дидактические игры и упражнения, помогли детям выйти на более высокий уровень.

План работы на 1 месяц по развитию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

Апрель                                                                                             таблица №2

День недели

УТРО

ЗАНЯТИЕ

ПРОГУЛКА

2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

ВЕЧЕРНЯЯ      ПРОГУЛКА

ПОНЕДЕЛЬНИК

I

Д/И «Суточные часы»

Цель: закреплять название частей суток

Индивидуальная работа с Ваней М. Д/И «Неделька» цель: закрепление дней недели

С подгруппой детей «Живая неделя»

Цель: упражнять в названии недели от любого дня (вчера, сегодня, завтра)

II

Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И «Когда это бывает?» цель: закрепление времен года

Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Суточные часы»

Цель: закреплять название частей суток

Индивидуальная работа с Катей П. Д/И «Неделька»

Цель: закрепление дней недели

III

Д/И «назови пропущенное слово»

Цель закреплять знание частей суток

Индивидуальная работа с Катей П. Д/И « поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели

Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И « суточные часы» Цель: закрепление названия частей суток

IV

Д/И «Поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели

Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И «Поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели

Индивидуальная работа с  Ваней М. Д/И «Суточные часы»

Цель: закреплять название частей суток

День недели

УТРО

ЗАНЯТИЕ

ПРОГУЛКА

2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

ВЕЧЕРНЯЯ      ПРОГУЛКА

ВТОРНИК  

                       

I

Тема:»Пробуждение весны»

Программные задачи:

1. учить измерять условной меркой объём жидких веществ;

2. закреплять приемы сравнения и измерения длины и ширины предметов с помощью условной мерки.

3. совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа;

4. уточнить знания о последовательности дней недели.

Индивидуальная работа с Изабеллой

Цель: упражнять в названии дней недели

Индивидуальная работа с Катей П.

Цель: упражнять в назывании дней недели от любого дня

II

Тема: «Радуга недели»

Программные задачи:

1. закреплять представление детей о днях недели.

2. закреплять знания о последовательности дней недели.

3. совершенствовать умение детей называть последовательно дни недели.

4. уточнить знания детей о последовательности дней недели

Индивидуальная работа с  Ваней М.  цель: упражнять последовательно, называть месяцы.

День недели

УТРО

ЗАНЯТИЕ

ПРОГУЛКА

2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

ВЕЧЕРНЯЯ      ПРОГУЛКА

ВТОРНИК  

                       

                                III

Тема: « Двенадцать месяцев»

Программные задачи:

1. учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью.

2. учить детей устанавливать сходство по внешним признакам.

3. продолжать учить различать и правильно называть месяцы года.

4. закреплять знания детей о последовательности времен года.

Индивидуальная работа с Ваней М.

Цель: закреплять знания  последовательности дней недели.

Индивидуальная работа с Изабеллой.

 Цель: совершенствовать умение называть последовательно дни недели

IV

Тема: «Поможем Незнайке»

Программные задачи:

1. закреплять знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году.

2. уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Индивидуальная работа с Катей П.,

Цель: систематизировать знания о характерных признаках весны

День недели

УТРО

ЗАНЯТИЕ

ПРОГУЛКА

2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

ВЕЧЕРНЯЯ      ПРОГУЛКА

ЧЕТВЕРГ

I

д/и « Который час?»

цель: развивать умение детей определять время по часам

Индивидуальная работа с Ваней М. д/и « Который час?»

цель: развивать умение детей определять время по часам

Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И « каких дней недели не хватает?»

Цель: развивать умение сравнивать

II

д/И «Что изменилось»

цель: уточнять знания детей о днях недели

Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Неделька»

Цель: закрепление дней недели

III

д/и «Какое время?»

цель: формировать умение определят по часам

Индивидуальная работа с Катей П. /И «Что изменилось»

цель: уточнять знания детей о днях недели

 

Индивидуальная работа с Катей П. д/и «Какое время?»

цель: формировать умение определят по часам

IV

д/и «Каких дней не достаёт?»

цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели

Индивидуальная работа с Изабеллой д/и «Каких дней не достаёт?»

цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели

День недели

УТРО

ЗАНЯТИЕ

ПРОГУЛКА

2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

ВЕЧЕРНЯЯ      ПРОГУЛКА

ПЯТНИЦА

I

д/и « когда это бывает?»

цель: закреплять представление детей о временах года

Индивидуальная работа с Изабеллой д/И «Времена года»

цель: учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях., поведении животных.

Индивидуальная работа с Ваней  М.Д/И « когда это бывает?»

цель: закреплять представление детей о временах года

II

д/И «Времена года»

цель: учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях., поведении животных.

Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Каких дней недели не достает?»

Цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели

III

д/и «Что за чем»

цель: упражнять детей последовательно называть части суток

Индивидуальная работа с Катей П. Д/И «Что за чем»

цель: упражнять детей последовательно называть части суток

Индивидуальная работа с Катей П. Д/И /И «Что изменилось»

цель: уточнять знания детей о днях недели

IV

д/и «Когда это бывает?»

цель закреплять знания времен г.ода

Индивидуальная работа с Изабеллой д/и «Какое время?»

цель: формировать умение определят по часам знания названий дней недели

2.3. Результат опытно – экспериментальной  работы.

На последнем этапе работы был проведён контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - выявить сформированности представлений о времени, с целью повышения уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте участвовало 3 ребёнка.

Методика педагогической диагностики была направлена на выявления уровня сформированности представлений о времени

Детым были предложены задания аналогичные тем, что использовались при проведении констатирующего эксперимента.

Результаты уровня сформированности временных представлений у детей данной группы отображены в диаграмме [см. диаграмму №2 приложение].

Результаты проведённой педагогической диагностики показали, что уровень умственного развития значительно повысился.

По результатам исследования был составлен протокол сравнения уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста [см. таблицу №4 приложение].

Рекомендации

воспитателям и родителям по использованию дидактических игр и занимательных упражнений для развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы и результатов диагностики показал необходимость разработки рекомендаций воспитателям и родителям по использованию дидактических игр и занимательных упражнений для развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

    1. При формировании представлений о времени в работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать дидактические игры и занимательные упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

2. При проведении игр необходимо учитывать общие рекомендации к проведению дидактических игр:

- если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до игры, что бы новые предметы не отвлекали внимание детей;

- что бы игра заинтересовала детей, можно на глазах у детей внимательно рассматривать ее, читать вслух правила;

- не спешите срезу играть в игру, познакомьтесь с оборудованием, но скажите, что сегодня вы не успеете поиграть, на следующий день познакомьте с правилами и выскажите сожаление о том, что вам пора идти на прогулку, отложите начало игры на завтра, это создаст интерес и желание поиграть;

-  если вы заметили, что интерес к игре ослабевает, уберите из поля зрения детей игру на несколько дней, чтобы сохранить интерес к ней.

3. Для формирования представлений о временах года используйте игры «Когда это бывает?», лото «Времена года», «Помоги незнайке собраться на прогулку», «Когда деревья надевают этот наряд», «Волшебный круг», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какое время года заблудилось?», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?». Используйте игры-путешествия в различные времена года.

4. Формированию представлений о частях суток помогут следующие дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот». Как и при формировании знаний о временах года, при закреплении знаний о частях суток можно использовать игры-путешествия в разные части суток.

5. При формировании представлений о днях недели,  используйте такие игры как «Неделька, стройся», «Веселая неделя»,  «Радуга-дуга», «Чья неделя скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей», «Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день недели», «Семь волшебных листков»,  «Наведи порядок», «Разноцветная неделька»,  «Совушка»,  «Неделькина лесенка».

6. Важной задачей является знакомство детей с часами. Для решения этой задачи используйте игры: «Какое время», «Который час?», «Часы гнома ТИК-ТАК», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы».

7. При формировании представлений о текучести времени можно использовать игры «Вчера, сегодня, завтра», «Машина времени», «Было – будет», «Дни приходят и уходят».

8. Так как детям сложно определять временной интервал, используйте игровые задания, которые дети должны выполнять в течение определенного отрезка времени.

9. Подбирая дидактические игры, помните об особенностях детского мышления. Ведущим видом в дошкольном возрасте является наглядно-действенное мышление, следовательно, в играх должна быть наглядная основа.

10. В процессе дидактических игр и игровых упражнений используйте разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать» различные временные категории производить с ними те или иные манипуляции», «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, расставить по порядку, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

11. Помните, что в дидактической игре у ребенка должен быть партнер.

12. В дидактических играх, связанных с формирований представлений о времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры.  

13. Привлекайте к оценке действий  в игре, к исправлению ошибок детей. Это будет способствовать закреплению и уточнению полученных знаний.

14. Помните, что вы играете с детьми, поэтому поддерживайте игровую обстановку и не превращайте игру в занятие. Важно, чтобы кроме знаний, ребенок получил удовольствие от игры.

Заключение

Формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать свое время, укладываться в отведенный отрезок времени. Чувство времени позволяет ребенку быть более организованным, собранным, точным.

Результаты исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:

1. Время является сложной абстрактной категорией. Усвоение временных категорий требует определенного уровня развития мышления ребенка. Интерес детей ко времени с возрастом расширяется и углубляется, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем.

2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени, представления о нем возникают у детей сравнительно поздно. Это связано со специфическими особенностями времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

3. Восприятие детьми времени своеобразно: оно воспринимается конкретно и опосредовано, то есть через косвенные признаки и действия. Знания о времени часто носят формальный характер, так как не опираются на понимание деятельности, текучести, необратимости и периодичности времени.

4. При целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и учатся использовать его в практической и интеллектуальной деятельности.

5. Важнейшим средством формирования представлений о времени является дидактическая игра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с предметами, пособиями, которые «материализуют» время. Большое место занимают игры-путешествия и игры-инсценировки. В качестве дидактических игр многие авторы рекомендуют использовать подвижные игры.

Цель исследования достигнута: изучены возможности использования дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования выполнены:

- изучены теоретические исследования проблемы формирования представлений о времени у  старших дошкольников средствами дидактических игр и занимательных упражнений;

- выявлен уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- составлены рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Материал имеет практическое значение, может быть использован педагогами ДОУ и студентами колледжа в работе с детьми дошкольного возраста при формировании представлений о времени.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж. В 2 кн. [Текст] – М., 2005.- 206 с.

2. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. [Текст] – М., 1999.- 64 с.

3. Ерофеева Т. Е.,  Павлова Л. Н.,  Новикова В. П. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] – М., 1992.- 191 с.

4. Козлова С. А. , Куликова т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 1999.- 432 с.

 5. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. [Текст] – М., 2005.- 88 с.

6. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст] – СПб., 2003.- 80 с.

7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». [Текст] – М., 1974.- 368 с.

8.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. [Текст] – СПб., 1998.- 191 с.

9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология» /сост В. В. Данилова.  [Текст] – М., 1987.- 175 с.

10. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учнбно-методическое пособие.  [Текст] – СПб., 2004.- 64 с.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. А. М. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] – М., 2005.- 208 с.

12. Рихтерман Т. Д. формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. [Текст] – М., 1991.- 47 с.

13. Тарабарина Т. И. И учеба и игра: математика: Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] – Ярославль, 2001. – 240 с.

14. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] – М., 1980.- 64 с.

15. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 1998. - 330 с.  

16. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.  [Текст] – М., 1998. - 336 с.

        17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей.  [Текст] – М., 1978. –

136 с.

18. Фидлер М. математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] – М., 1981.- 159 с.

19. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 200.- 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений

«Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредстве...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов и родителей   для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников....

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет....

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....