ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
статья по окружающему миру
Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких аспектах: формирование культуры поведения, принятое в определенных кругах общественной жизни; формирование гуманных отношений; воспитание нравственно-волевых качеств, а так же формирование любви к Родине.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, а пространственная, историческая, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия.
Чувство родины у ребенка начинается с отношений в семье, к близким, окружающим людям - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Оно тесно связано с восхищением и изумлением от красоты природы и окружающего мира, с тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не совсем осознаются ребенком, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Таким образом, чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, интерес к ее истории, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к местам, где он родился и живет, желание узнавать об особенностях родного края, его истории, культуры и традициях народов его населяющих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
Ильина Татьяна Михайловна, «Патриотическое воспитание», старший воспитатель СП детский сад «Журавленок» ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино, ilinatata@yandex.ru
Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких аспектах: формирование культуры поведения, принятое в определенных кругах общественной жизни; формирование гуманных отношений; воспитание нравственно-волевых качеств, а так же формирование любви к Родине.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, а пространственная, историческая, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия.
Чувство родины у ребенка начинается с отношений в семье, к близким, окружающим людям - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Оно тесно связано с восхищением и изумлением от красоты природы и окружающего мира, с тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не совсем осознаются ребенком, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Таким образом, чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, интерес к ее истории, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к местам, где он родился и живет, желание узнавать об особенностях родного края, его истории, культуры и традициях народов его населяющих.
Особую роль в развитии чувства у ребенка играют его представления. В решении задач по развитию представлений о Самарской области, истории края, культуры народов, традициях могут дать исторически сложившиеся особенности, выражающиеся зачастую через исторические памятники, способные рассказать нам о том, как жили наши предки, какая культура и традиции сопровождали их жизнь.
Жители больших городов и исторических центров гордятся своими городами, изучают их историю. Почему же мы, жители небольших населенных пунктов остаемся безразличными к истории своей малой родины? Каждому, даже самому маленькому населенному пункту есть чем гордиться, что рассказать и показать гостям, передать своим детям. Кроме того, сейчас как никогда прежде, ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего, ближайшего окружения, то есть малой родины от истории и традиций каждой семьи к объектам общей культуры.
Маленький поселок – это живой след многих человеческих жизней, материальных возможностей и духовных потребностей, впитавший в себя общечеловеческие ценности, черты неповторимого своеобразия и культуры.
Ознакомление воспитанников с историей и культурой родного поселка Новосемейкино мы проводим с использованием программы Г.А. Рубан «Такие разные постройки». Не зря отмечается, что каждый дом – это своеобразная история о том, в какое время он построен, он имеет особенности архитектурного решения, свое назначение и даже культуру людей его населяющих.
Работа с воспитанниками организуется с целью формирования у детей представлений и интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью и приобщения к культуре родного поселка Новосемейкино в процессе детского изобразительного и конструктивного творчества.
В соответствии с целью определяем следующие задачи:
Искусствоведческие задачи:
- знакомить детей с произведениями архитектуры, определения их ценности и выделения их художественно-образной структуры;
- расширять представления детей об архитектурном наследии поселка Новосемейкино, воспитывать уважение к историческому прошлому и настоящему поселка;
- приобщать к региональной культуре Самарской области, знакомить с памятниками архитектуры, воспитывать патриотические чувства и гордость за художественный талант своих соотечественников;
- с помощью системы комплексной образовательной деятельности формировать элементарные представления и понятия об искусстве архитектуры (конструктивно-классических элементах и средствах выразительности) и профессии архитектора.
Художественно-изобразительные задачи:
- способствовать овладению художественно-изобразительным инструментарием, позволяющим дошкольникам самостоятельно создавать выразительные образы в разных видах изобразительного творчества;
- способствовать развитию первичных навыков работы с художественными материалами в разных видах художественно-творческой продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, художественном труде и конструировании из различных материалов.
- способствовать развитию эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству архитектуры: мотивировать детей на участие в коллективной деятельности и создании посильного, самостоятельного художественно-архитектурного образа, давать ему адекватную оценку и придумывать оригинальное название.
В соответствии с задачами выделяем следующие представления о родном поселке, которые необходимо формировать у детей:
- представления об истории родного поселка: о его создании и основании, о важных исторических событиях, происходящих в поселке и исторических личностях, которые внесли вклад в развитие поселка и коренном населении;
- представления об исторических местах и достопримечательностях поселка: памятники, музейные комплексы, архитектура, парки и площади;
- представления о природных особенностях.
Исходя из этого, можно дать определение понятию «представления детей о родном поселке» - это эмоционально окрашенные образы ранее воспринимаемых достопримечательностей и особенностей родного поселка, возникающих в памяти ребенка.
Организация работы по формированию представлений детей о родном поселке посредством изучения особенностей и архитектуры выстраивается поэтапно и последовательно и осуществляется как в процессе усвоения программных представлений, так и углубленного изучения достопримечательностей и архитектурных особенностей, помогающих освоить его историю и культуру. Это будет возможным при условии включения детей в созидательную деятельность.
Наиболее результативными формами ознакомления детей с родным поселком, его архитектурными особенностями являются:
- экскурсии по памятным историческим местам, памятным достопримечательностям, паркам и площадям поселка, а так же экскурсии в музей;
- виртуальные экскурсии (особенностью которых является возможность показать детям исторически утратившиеся особенности и достопримечательности);
- просмотр презентаций, видео- и фото материалов о подвигах жителей поселка, их трудовой вклад в историю поселка;
- встречи с известными деятелями культуры и искусства, ветеранами поселка, по возможности с современными архитекторами;
- продуктивная деятельность детей художественно-эстетической направленности.
Основную часть, направленную на формирование представлений можно проводить в форме интерактивных экскурсий, так как они позволяют в интересной форме, не выходя за пределы детского сада, сформировать у детей широкие представления о родном поселке.
С целью развития у детей ценностно-смыслового восприятия и понимания особенностей и понимания произведений искусства (архитектуры), развития эстетического отношения к окружающему миру родного поселка, формирования у них элементарных представлений о видах искусства, навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги используют комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса, который можно представить в следующей структуре:
- предварительная работа по теме (сбор и ознакомление с краеведческим материалом, обзорные архитектурные экскурсии);
- виртуальные экскурсии по поселку и Самаре (старший и подготовительный возраст) в условиях ДОО + эвристическая беседа;
- организация в старшем дошкольном возрасте проектной деятельности;
- дидактические игры;
- выполнение художественно-творческих заданий, в том числе экспериментирование.
Работа с родителями занимает важное место в работе по формированию у детей представлений о родном поселке. Благодаря совместным экскурсиям, прогулкам с родителями по улицам и памятным местам поселка, участия в проектной и художественно-эстетической продуктивной деятельности у детей формируются умение ориентироваться в окружающей действительности и развиваются навыки художетственно-творческой деятельности.
В результате работы с воспитанниками у детей будут сформированиы:
- базовые представления о родном поселке, его достопримечательностях и памятных местах;
- представления о памятниках архитектуры родного поселка и города Самары (в соответствии с тематическими задачами для определенного возраста);
- смогут определять и называть различные строительные материалы;
- определять конструкцию своего дома, детского сада, зданий и сооружений микрорайона;
- смогут различать и называть назначение некоторых строительных объектов (культурного, производственного, жилого, общественного назначения);
- будут различать и называть основные части зданий( фундамент, пол, стены, балкон, окна, двери);
- смогут называть сказочные и реальные деревянные постройки и описявать их;
- смогут узнавать и называть (в соответствии с возрастными задачами) общественные здания поселка и г. Самары (современные: Дом Культуры, Станция Водинская, Цирк, Ж.-Д. вокзал, объекты храмовой архитектуры;
- дети 6-7 лет смогут отмечать необычные интересные элементы зданий (колонны, кокошники, шатровые башни, наличники, подзоры, рельеф конек, арфы, арки, мозаику и др.) и смогут давать описание архитектурного объекта, его внешнего облика, используя в речи художественные эпитеты;
Смогут выражать в продуктивной деятельности полученные представления и впечатления.
Литература
Г.А.Рубан «Такие разные постройки» Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста (Знакомим дошкольников с архитектурой города Самары). Самара: Абрикос-Принт, 2016. – 56 с.
Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. (Библиотека воспитателя)
Формирование интегративных качеств дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края : Из опыта работы проблемно-творческой группы по патриотическому воспитанию городской инновационной площадки. Сост. Е. Г. Подоляк, О. Т. Юрчак — Переславль-Залесский : МОУ МУК, 2013. — 96 с.
Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореф. дис…канд. пед. наук.- М., 1996 – 18 с.
Платохина Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников
ценностного отношения к родному городу. - Автореф. дис… канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2002. – 22 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,...
ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»
Введение Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....
«Лэпбук как средство обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края».
В данном проекте рассматривается применение лэпбука как средства в дошкольных образовательных учреждениях. В качестве тем для их создания были определены промыслы родного края, так как формирование да...
Формирование у ребёнка дошкольного возраста представлений о родном крае посредством организации деятельности клуба семейного туризма
Познание родного края является важным в разаитии ребенка....
Фотоотчет по дидактическим играм, направленных на формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о пользе правильного питания.
Фотоотчет по дидактическим играм, направленных на формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о пользе правильного питания....
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, озере Байкал в игровой деятельности.
Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. На помощь пришли Дидактические игры по ознакомлению детей с озером Байкал.Цель: расширить знания дет...