"Свойства воды и воздуха» (Опытно -исследовательская деятельность в подготовительной группе).
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- познакомить детей со свойствами воды: не имеет форму; вода-жидкость;
пар, лед тоже вода; соленая и пресная вода, может растворять предметы; дать элементарные представления о процессе фильтрации.
-развивать навыки проведения лабораторных опытов.
-дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
-познакомить со свойствами воздуха и способами обнаружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_vodoy_i_vozduhom.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение ЦРР
детский сад №7«Сказка».
«Свойства воды и воздуха»
(Опытно -исследовательская деятельность в
подготовительной группе).
Подготовила воспитатель
группы №9:
Еремченко Елена Николаевна.
г. Москва Троицк
ноябрь 2014г.
Цель: Формировать представления о том ,что вода и воздух очень важны для всех живых существ.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды: не имеет форму; вода-жидкость;
пар, лед тоже вода; соленая и пресная вода, может растворять предметы; дать элементарные представления о процессе фильтрации.
-развивать навыки проведения лабораторных опытов.
-дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
-познакомить со свойствами воздуха и способами обнаружения.
Воспитательные:
-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
-вызвать у детей стремление беречь воду, как условия сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Развивающие:
-развивать собственный познавательный опыт;
-расширять и активизировать словарь детей.
Материал и оборудование: Картинки с природными явлениями. стаканы с водой; гуашь; коктельные соломинки по количеству детей; полоски легкой бумаги(1,0*10,0см) по количеству детей; колбы; тарелка;2 банки ;яйцо; соль; вата; воронка; эл.чайник; кубики льда; металлическая крышка; бумажные салфетки; кусок пластилина; таз с водой; 2 апельсина; зеркало.
Словарная работа: фильтр, пресная вода.
.
Дети стоят полукругом возле стульчиков. Хором читаем стихотворение:
«Так бывает интересно
Все на свете наблюдать ,
Все услышать , все увидеть ,
Все как следует понять».
-Ребята, сегодня мыс вами продолжим знакомство с природой.
(читаю стихотворение Л. Дайнеко с показом картинок).
«Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
-Ребята, а что такое природа? Как вы понимаете это слово? (Дети высказывают свои предположения, приводят примеры).
-Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы Живое-то ,что движется, растет, развивается, размножается ;а неживое-нет.
-Предлагаю , на время стать учеными и провести ряд опытов. Согласны?
(Дети : Да!).
-Мы с вами поговорим об объектах неживой природы , а о каких , вы должны догадаться:
« В луже , в море , в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В дом туманом к нам вползает,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем… (Вода).
Вода может быть в трех состояниях: для того, чтобы понять представьте себя летом возле речки с мороженым. Обратите внимание на воду в реке – она жидкая , а в составе мороженого в виде льда – твердая, а в небе в виде облаков – газообразная.
-Ребята, а какие свойства воды вы знаете?
( Дети : Она жидкая , ее можно перелить из одной емкости в другую ). Демонстрирую. Переливаю воду из одной колбы в другую , а затем выливаю в тарелку.
- Что случилось с водой? ( Дети : Она растеклась).
- Почему? ( Дети : Потому что она не имеет формы).
-Правильно, вода принимает форму той емкости, в которую ее переливают.
* У вас на столах стоят стаканы с водой . Понюхайте ее .
- Пахнет она? ( Дети : Нет ). Вспомните запах жареной картошки , лимона , цветов . Все это действительно имеет запах . А вода не имеет запаха.
* Давайте попробуем воду на вкус.
- Какая она? Сладкая? Соленая? ( Дети : Безвкусная ) А теперь добавьте в стаканы то вещество , которое находится у вас на столах (соль , сахар )
- Какая теперь стала вода ? ( Ответы детей).
Давайте повторим.
- Какая на вкус была вода сначала , до того , как мы добавили в нее соль , сахар ? ( Дети : Она была безвкусная ).
Значит чистая вода не имеет вкуса .
* Показываю 2 стакана с водой :
1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с разведенной белой гуашью. Кладу в первый стакан камешек.
- Ребята , вы видите в стакане камешек ? (Да ).
Затем кладу камешек во второй стакан.
- А как насчет этого стакана , видно ли в нем камешек ? ( Не видно).
Давайте разберемся , какое же свойство воды мы разгадали на этот раз?
( Дети: Вода не имеет цвета , она бесцветная, поэтому мы и увидели в ней камешек.).
* Показываю детям банку с чистой пресной водой . Спрашиваю , что случится с яйцом , если я опущу его в банку ?( Дети: Оно утонет , потому что оно тяжелое) .Демонстрирую.
- Действительно , вы правы.
Добавляю в банку 3-4 ст. ложки соли , опускаю яйцо в банку . Оно всплывает .Почему ?(Варианты детей).
- Потому что соленая вода плотнее пресной , поэтому яйцо не утонуло , она вытолкнула яйцо. Поэтому в соленой морской воде легче купаться , чем в реке , озере или пруду. Чем больше соли в воде , тем сложнее в ней утонуть . В знаменитом Мертвом море (оно называет мертвым) потому что вода в нем настолько соленая , что морские обитатели в ней не живут , а человек без всяких усилий может лежать на поверхности воды , не боясь в нем утонуть.
*У меня на столе два стакана: первый стакан пустой , второй с грязной водой.
-Показываю стакан с грязной водой
- Какая вода в стакане? ( Дети : Грязная)
- Такую воду можно пить? ( Дети : Нет).
-Давайте очистим воду. В пустой стакан ставлю воронку , кладу в нее вату (делаю фильтр) . Переливаю. Вода стала чище , а если мы профильтруем эту воду еще несколько раз она будет чистой.
* Теперь вы увидите , как образуются облака и что такое дождь. Включаю чайник , вода закипает. Подношу зеркало и показываю ,что такое пар . Пар – это газообразное состояние воды.
Наливаю в 3-х литровую банку кипящую воду. Закрываю крышкой , На крышку кладу кубики льда
-Ребята, обратите внимание у меня в руках кубики льда, я кладу их на крышку банки и что с ними происходит?(Дети: Лед тает и превращается в воду).
-Значит лед-это твердое состояние воды.
-Посмотрите ребята, теплый воздух внутри банки , поднимаясь вверх станет охлаждаться . Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться (т. е. собираться , образуя облако) . Так происходит и в природе. Крохотные капли воды , нагревшись на земле , поднимаются с нее вверх , там охлаждаются и собираются в облака.
-А откуда же берется дождь ?! Встречаясь вместе в облаках , капли прижимаются друг к другу , увеличиваются , становятся тяжелыми и падают вниз, на землю в виде капель дождя.
Итак , ребята , что мы узнали о воде?
- Вода – жидкость , не имеет формы , запаха . Она безвкусная , не имеет цвета – бесцветная. И встречается в природе в трех состояниях : в жидком , твердом и газообразном . На Земле осталось очень мало чистой воды . Вот подумайте , о чем говорят капельки из неплотно закрытого крана:
Родник иссяк , ручей ослаб ,
А мы из крана кап – кап – кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря – зря – зря .
А то пройдет немного лет
И нет водицы , нет – нет – нет !
Как необходимо беречь воду ? ( Дети: Закрывать краны , не пускать воду сильной струей ; набирать воду столько , сколько необходимо , не засорять водоемы) .
Физминутка «Для чего нужна вода?» (Дети становятся в круг , воспитатель в центре. Бросая мяч ребенку воспитатель задает вопрос: «Для чего нужна вода?» Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю).
- Ну что , мои маленькие ученые, продолжим опыты ? Отгадайте загадку :
Через нос приходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый , и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух).
-Посмотрите, что у меня на столе: таз с водой, банка ,пластилин и салфетки.
-Попробуем опустить в таз салфетку . Конечно же она намокла . А теперь , при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку на дне банки. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в таз с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку . Аккуратно вынимаем ее из воды . Почему же салфетка осталась сухой ? Потому , что в ней есть воздух , а он не пускает воду . Опять опускаем банку с водой и медленно наклоняем банку. Воздух вылетает из банки пузырем . Вывод : банка только кажется пустой, на самом деле она наполнена воздухом . Воздух невидимый.
*Для следующего опыта
Аккуратно возьмем за краешек полоску и поднесем ее свободной стороной поближе к носикам и начнем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается.
- Почему ? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух , который двигает бумажную полоску ? Давайте проверим . Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой , подуйте , что происходит ? ( Выходят пузырьки . Это и есть воздух, он поднимается наверх , потому что он легче воды).
- Мы ощущаем воздух? (Дети: Нет).
-Потрогайте его ладошкой. А теперь подуйте на ладошку.
- Что чувствуете ?( Воздух холодный)
Теперь подышите.
- Какой воздух ? ( Теплый).
- В какое время года воздух теплый ? ( Летом ).
- А в какое холодный? ( Зимой).
А теперь вдохните и выдохните , зажмите нос пальчиками.
- Ну что? Можем мы обойтись без воздуха ? ( Нет).
Воздух содержит много полезных веществ для сердца , головного мозга и других органов человека. Вывод : нас окружает воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем . Воздух необходим для всего живого на Земле . Мы не можем не дышать .
-Подуйте не сильно на ладошки , затем сильнее .
-Что вы почувствовали ? (Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха ).
В природе такое ощутимое передвижение воздуха называют - ВЕТЕР.
Но ветер есть не всегда . Иногда бывает безветренная погода . Если мы ощущаем движение воздуха в помещении – это называют сквозняк , тогда мы знаем наверняка , что окно или форточка открыты.
Сейчас в нашей группе закрыты окна , мы не ощущаем движения воздуха.
- Это значит ,что воздух неподвижен.
-У меня в руках герметично закрытая банка , в ней апельсиновые корки. Мы не чувствуем запаха , потому что воздух из закрытой банки не перемещается в комнату .
- А сможем ли мы вдохнуть запах , сели банка будет открыта ? (Открываем крышку). Запаха нет , но через некоторое время мы начнем его ощущать.
- Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод : Воздух всегда движении , даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк .
- ( 2 апельсина , миска с водой )
Один апельсин кладу в воду , он будет плавать . И даже , если постараться , его нельзя утопить . А очищенный апельсин попал в миску и утонул.
- Почему ? В апельсиновой кожуре есть много пор ( пузырьков воздуха) , они и выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды , которую вытесняет.
Вывод : апельсин не тонет в воде , потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности . Воздух находится не только вокруг нас , но и в различных предметах.
- Итак , ребята , что мы узнали о воздухе?
Воздух невидим , но без него мы не можем обойтись. Воздухом дышат люди , птицы , животные и растения . Воздух прозрачен , потому что мы видим через него предметы . Воздух бесцветен , мы видим , что окно белого цвета , у нашей одежды есть цвет , а у воздуха нет, воздух не имеет запаха. В каждом помещении свой запах : в аптеке , в парикмахерской , в столовой. Воздух всегда в движении. Воздух есть не только вокруг нас ,но у в различных предметах.
-Молодцы ,ребята!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)
Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия, предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...
конспект открытого занятия опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы
Такая разная вода...
«Резина и её свойства» Конспект интегрированной НОД познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (гладкая, упругая, непромокаемая, прочная) учить детей делать выводы на основе опытно-эксперименталь...
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать осн...
Опытно – исследовательская деятельность в подготовительной группе по теме: «Снег и его свойства».
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятел...
«Резина и её свойства» Конспект интегрированной НОД познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 45 « Теремок» комбинированного вида «Резина и её свойства»Конспект...
Картотека «Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы
Картотека«Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы...
- Мне нравится (1)