Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» по теме: «Жидкости. Растворы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
закрепление представлений о свойствах жидких и сыпучих веществ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhidkost_i_rastvory.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» по теме: «Жидкости. Растворы»
Задачи:
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
- Закрепить умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Способствовать расширению кругозора детей.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать.
- Пополнить словарный запас детей за счёт слов: раствор, частица, кристаллы, рафинад, эмульсия.
- Активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
- Продолжать учить подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Оборудование:
бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус, тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды;
на каждого ребёнка: 5стаканов, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход:
Воспитатель:
Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!
Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
В лаборатории ничего не нюхать, а если это необходимо, поднести посуду с веществом недалеко от себя и махнуть ладонью в сторону носа, не шуметь.
Сегодня мы проведём несколько опытов, познакомимся с новыми словами.
Опыт № 1.
Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем.
Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
(ответы детей)
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? (ответы детей)
Вывод: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Опыт №2.
Воспитатель: Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Физминутка:
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(вращение головой в стороны).
Раз-два-три-четыре-пять, ноги надо нам размять.
(приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(ходьба на месте).
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.
Опыт №3.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал? (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой? (ответы детей).
Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Опыт №4.
Воспитатель: Скажите соль это жидкость или сыпучий материал?
(ответы детей)
Нам понадобится поваренная соль и вода. Возьмите чистый стакан с водой, добавьте соль и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжайте размешивать. Добавляйте соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель: Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Воспитатель: Ребята, мы много работали и наши пальчики устали, чтобы отдохнуть, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои, их как хочеш поверни (смотрим на раскрытые ладони).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши).
Не сидится им опять (встряхиваем кистями).
Постучали, (стучим по столу)
Повертели, (круговые вращения кистью)
И работать захотели.
Опыт № 5.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке? (ответы детей)
Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить?
Молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии.
А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим?
Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Как вы думаете, почему так получается? (ответы детей)
Воспитатель:
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Вставляю воронку в горлышко шарика, насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? (ответы детей)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»
Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Б» на тему «Вулканы».
dash; познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акти...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» на тему: «Шоколадный интерес»
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Продуктивная деятельность в подготовительной группе "Непоседы "по теме "Светлая Пасха"
Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Пасха &md...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности....