Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:
— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;
— рaзвитие вообрaжения и творчеcкой aктивноcти;
— формировaние познaвaтельных дейcтвий, cтaновление cознaния;
—формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах мира, их свойствах и отношениях;
—о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад №2»
г. Валуйки Белгородской области
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО
Извеcтно, что дошкольный возрacт — возрacт cтaновления и рaзвития нaиболее общих cпоcобноcтей, которые по мере взроcления ребенкa будут cовершенcтвовaтьcя и дифференцировaтьcя. Однa из нaиболее вaжных cпоcобноcтей - cпоcобноcть к познaнию.
В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:
— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;
— рaзвитие вообрaжения и творчеcкой aктивноcти;
— формировaние познaвaтельных дейcтвий, cтaновление cознaния;
—формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах мира, их свойствах и отношениях;
—о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Иcходя из зaдaч, в центре внимaния педaгогов должнa быть ориентaция обрaзовaтельного процеcca нa познaвaтельные возможноcти дошкольникa и нa их реaлизaцию. Необходимо тaк оргaнизовaть взaимодейcтвие c ребенком, чтобы оно было нaпрaвлено нa формировaние познaвaтельного интереca, познaвaтельной caмоcтоятельноcти и инициaтивноcти.
Познaвaтельное рaзвитие предполaгaет познaвaтельную aктивноcть дошкольникa. A чтобы поддержaть познaвaтельную aктивноcть, необходимо опирaтьcя нa познaвaтельный интереc детей.
Познaвaтельный интереc — избирaтельнaя нaпрaвленноcть нa познaние предметов, явлений, cобытий окружaющего мирa, aктивизирующaя пcихичеcкие процеccы и деятельноcть человекa, его познaвaтельные возможноcти.
Развитие познавательных способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Являясь первым объектом деятельности, мир предметов (вещей, объектов) становится и первым объектом познания окружающей действительности.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в целевых ориентирах дошкольного возраста выделены следующие возрастные характеристики : «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования(текст ФГОС пункт 1.4.7.).
А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельность( пункт 1.6.6.).
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром «я могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться «я хочу». Для педагогов стало важным как сделать так, чтобы такое желание возникло у ребенка.
Ставим перед собой цель: выстроить систему работы для познавательной активности детей, старшего дошкольного возраста с помощью различных форм, методов и приёмов.
Для реализации данной цели решаем следующие задачи:
- Создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;
- Расширить детский кругозор;
- Пополнить развивающую среду группы;
- Разработать тематическое планирование по ООД «Познавательное развитие»;
- Привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.
В основу работы по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с окружающим миром берем следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку, положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «ребенок – ребенок», «родители – ребенок», «педагог – родители».
- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
- здоровьесберегающий принцип и др.
Эти принципы и определяют подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Реализация образовательной области познавательное развития в подготовительной группе компенсирующей направленности организуется через различные виды детской активности: режимные моменты, ООД(организованно образовательную деятельность), досуги.
Серьезное внимание уделяем созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.(п. 3.3.1. 1)
В группе организованы развивающие центры разных видов деятельности (экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный и т. п.) составлены картотеки методической и детской литературы, интересных форм работы с детьми по данному направлению.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляем ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
На организацию мероприятий в режимных моментах обращаем особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:
- «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
- игры «Эволюция вещей», «Что за чем», «Откуда пришел предмет», «Подбери пару», «Небылицы» и другие, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне ООД;
-кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы - заместители для развития аналитического восприятия, мышления, воображения ребенка. Наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений
- глобус, который является наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира».
- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
- микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними.
Для расширения кругозора детей о мире предметов, об истории создания предметов и использования их человеком, в группе размещены энциклопедии познавательного содержания: «Что нас окружает», «Все обо всем», «Хочу все знать». А так же познавательные книжки-самоделки, которые мы изготавливали вместе с детьми и родителями: «История часов», «Откуда взялся компьютер», «Что плавает?» и др.
Для знакомства детей с предшественниками предметов и вхождение в атмосферу прошлого, изготовлен макет крестьянской избы с утварью того времени.
Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.
Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, и является средством передачи социального опыта, но и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В развитии необходимых познавательных способностей дошкольников актуальны дидактические игры: « Из чего?», «Что исчезло?», «Неизвестное в известном» и др. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Следовательно, целесообразно проводить игры на развитие сенсорных способностей «Чудесный мешочек» (с предметами), «Подарки».
Словесные игры: «Что лишнее?», «Это кто к нам пришёл?», «Вспомни и покажи» и др. развивают у детей внимание, воображение, мышление, повышают знания об окружающем мире.
Для развития мышления, воображения, памяти через знакомство с предметами и их основными признаками, используем серию игр «Игры-загадки, отгадки»: «Угадай, какой предмет загадан», цель – учить детей самостоятельно загадывать загадки о предметах с описанием их признаков. Ребенок описывает предмет и его характерные особенности, не называя его, «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Назови предмет» и т. д.
Полезны игры типа “Продолжи линию”, “Дорисуй”, “Измени рисунок”, “Что предмет расскажет о себе?”, “Найди пару” (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: веник - пылесос, счеты – калькулятор).
Таким образом, в игровой форме дети учатся самостоятельно добывать, усваивать и уточнять тот или иной программный материал, приучаются одновременно наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, описывать предмет, его действия, качества, тем самым развивать познавательные способности.
При разработке содержания и методики занятий, стимулирующих познавательную активность детей, руководствуемся тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Учитываем также основные требования, которые предъявляются к деятельности развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности
Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени» и другие. Дети во время путешествия проходят испытания, преодолевают препятствия, выполняют задания на внимание, память, мышление. В игровой форме узнают про прошлое, настоящее и будущее предметов.
Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать те или иные предметы. Для подготовки занятий, используем методические пособия Дыбина О.В «Что было до… Игры путешествия»., Дыбина О.В, Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры - занятия для дошкольников»; Нищева Н.В «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ».
Повышать познавательный интерес помогают досуги, например: занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг « Мы - фокусники»,и др. игры - соревнования, КВНы.
Дети систематизируют, уточняют знания о предметах в соревновательно - игровой форме, выполняют задания на развитие внимания, памяти, мышления. Такая форма проведения помогает заинтересовать и поддерживать устойчивый интерес у дошкольников на протяжении всего мероприятия. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют. Готовятся к ним дети по желанию. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное. Замечено, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
Важное место в познание предметного мира отводим опытно - экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, наблюдательности, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
В данной работе используем экспериментальные исследования предметов и как часть неорганизованной образовательной деятельности, и в совместной деятельности педагога и детей, а также как самостоятельную деятельность детей.
Например, в процессе опытно - экспериментальной деятельности по теме: « Металлы» дети познакомились со свойствами металлических предметов, определили общие свойства металлов (блеск, твердость, ковкость, теплопроводность). В процессе сравнения металлических и деревянных предметов, научились находить отличия, определять положительные и отрицательные стороны свойств этих предметов. Вместе с детьми рассматривали разные виды металла (алюминий, сталь, чугун), определили и сравнили их свойства, обсудили, что из какого металла можно сделать.
В экспериментальной работе с детьми используем схемы и алгоритмы. Например, ребенок обследует предмет по заданному алгоритму (пиктограмме). Или, подводя итог, дети составляют рассказ о предмете по алгоритму (размер, вес, цвет, звонкость, температура поверхности и т. д). Можно сказать, что экспериментальная деятельность не только способствует всесторонне рассмотреть свойства и устройства предметов, но и позволяет ребенку развить познавательный интерес и познавательные способности.
Одно из оптимальных технологий, помогающей развивать познавательный интерес, познавательную активность, способности, можно считать проектную деятельность. В проектной деятельности происходит интеграция образовательных областей, развитие познавательных, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей.
При этом выбор содержания проекта осуществляют сами дети, а планирование разных видов деятельности и ее организацию обеспечивает воспитатель. Главное значение использования метода проектов в ДОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментально подтверждать полученные знания, развивает познавательные способности детей, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Вместе с детьми и родителями нами был реализован проект «Наши домашние помощники»
Дошкольный возраст является сенситивным в развитии познавательных способностей дошкольников. Поэтому очень важно своевременно стимулировать их развитие во всех видах деятельности.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Наша цель - вырастить успешного человека
Список литературы
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М: Речь, 2011. - 128 с. 4.Бим- Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь-М, 2012.-с.274
5. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
6.. Н.В. Нищева. , «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М:Просвящение, 2009.
8.Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 2005.
9. Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.
10.Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2009. - № 37. - С.24-29.
11. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет.- М: Мозайка- синтез, 2010.
12.Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М: Сфера, 2010.
13.Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О.В. Дыбиной. - М: ТЦ Сфера, 2014.
14.Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб, 2012.
15 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,2010. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО
Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО»
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любо...
« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»
1.Актуальность исследования. Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного р...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Познавательная активность при правильной педагогической организац...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО
В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогиче...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....