« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Терещенко Анна Абрамовна
1.Актуальность исследования. 
Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.
На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного развития уделяется большое внимание. В подготовительной группе заканчивается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов, человеческой культуры, освоения форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
В условиях нового времени важно вырастить человека, умеющего думать, Способного  к анализу, самоанализу, самообразованию, способного применять приобретенные знания в совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности
Проблема познавательного интереса- одна из наиболее актуальных в современной педагогике.  Педагогическая наука доказала необходимость  теоритической  разработки проблемы и осуществление ее практикой воспитания. 
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным, стойким в этих исканиях.  Интерес  помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному. Умственному, музыкальному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Наличие интереса к приобретению новых знаний, к осуществлению их в деятельности, имеет в наше время особое значение. Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. В дошкольном возрасте закладываются основы  будущей  личности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»

1.Актуальность исследования.

Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.

На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного развития уделяется большое внимание. В подготовительной группе заканчивается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов, человеческой культуры, освоения форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

В условиях нового времени важно вырастить человека, умеющего думать, Способного  к анализу, самоанализу, самообразованию, способного применять приобретенные знания в совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности

Проблема познавательного интереса- одна из наиболее актуальных в современной педагогике.  Педагогическая наука доказала необходимость  теоритической  разработки проблемы и осуществление ее практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным, стойким в этих исканиях.  Интерес  помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному. Умственному, музыкальному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Наличие интереса к приобретению новых знаний, к осуществлению их в деятельности, имеет в наше время особое значение. Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. В дошкольном возрасте закладываются основы  будущей  личности.

2.Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как  являясь индивидуально – психологической  чертой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.  Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвещены   исследования Л.И. Бажович,  А.А.Вербицкого,  Л.С .Выготского, П.И.Гальперина,  В.В. Давыдова,  В.С.Ильина,  А.Н. Леоньтьева ,  А.Л.Марковой,  А.М.Матюшина,  А.В. Петровкого,  Н.Ф.Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамовой, Т.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина

Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условиям и методам ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, д.Б. Годовиновой, Е.Э.Кригер, М.И.Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А.Серебряковой, С.П.Чумаковой.

  В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими .

Поэтому весьма актуальна проблема познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она- важное условие и средство познания. Одним из принципов прописанных в ФГОС (пункт 1.4.7)является «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

А в задачах, которые ставит Государственный стандарт, есть «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических , интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности».(пункт 1.6.6)

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности.

Задача взрослых - развивать это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает.

Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «Субъекта собственной жизни в мире».

Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям, возможностям и особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Сущностью  познавательного развития является вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу» ), у ребенка должно быть и желание развиваться ( то есть «хочу»).

Как же сделать так, чтобы такое желание возникло?

Поставила перед собой цель:

 наметить систему работы по  развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с помощью различных методов, приемов и форм.

Для реализации данной цели наметила  задачи :

-Формирование  первичных представлений об объектах окружающего мира , их свойствах и отношениях.

-Формировать познавательные действия, становление сознания

 Развивать воображение и творческую активность, мышление. Память, внимание.

-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию

-Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, -самоконтроль  и саморегуляцию  своих действий в процессе ознакомления с природой.

       «Человек, всущности  не думает о том, что у него под ногами.

Всегда мчится…И,  самое большое,  взглянет, как облака прекрасны у него над головой, и не разу не поглядит себе под ноги, не похвалит, как прекрасна  почва».

-Привлекать родителей к процессу познания окружающего мира 

Наметила необходимые  условия реализации задач:

--личностно-ориентированная модель взрослого и ребенка,

--деятельный подход.

--использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности,

--активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Принципы работы с детьми по теме.

1--     принцип целенаправленности ( цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного развития познавательных способностей)

2--принцип доступности  (учитываются возрастные индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей)

3--   принцип воспитывающего и развивающего обучения ( правильно определять ведущие цели обучения: познавательного, воспитательного, развивающего; формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и применении этого в практике, воспитания любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.

4-- принцип наглядности обучения ( в работе тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности, метод показа, количественной и последовательной демонстрации, сочетание определенных видов наглядности)

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать- и я пойму».

5--принцип интегрированного подхода (использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия)

6--принцип систематичности и последовательности ( стремлюсь эффективно реализовывать требования ранее изложенных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике.

.

 Для работы с детьми применяю следующие методы :

--метод, повышающий познавательную активность, требует использование таких форм работы, как

                а) создание игровой мотивации,

             б) группирование и классификация понятий,

             в) сравнение по контрасту, подобию.

             Г) моделирование и конструирование. (только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место)

--методы, вызывающие эмоциональную активность, требуют использование следующих форм:

              а) сюрпризный момент.

              б ) воображаемая ситуация

              в) игры-драматизации

              г) игровые технологии

--методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности, требуют использование таких форм, как

             а) интеграции образовательных областей,

             б) проектную деятельность

 проектная деятельность- перспективный метод,  способствующий развитию сотрудничества, является реализацией проекта.. В основе проекта лежит идея  и для ее  решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через обьединение различных видов деятельности. Различных областей. Знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

--метод коррекции и уточнения детской предметно-исследовательской деятельности, требует использование:

        а)  наблюдения.

        б) беседы,

        в) создание проблемной ситуации

       г) поисковое экспериментированиие-

-исследовательский метод:  детское эксперементирование. Это эффективный путь познания ребенком окружающего мира. Стремление наблюдать и экспереентировать. Самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос. Основной вид исследовательского процесса- детское эксперементирование, которое способствует развитию у ребенка умения ставить проблемные вопросы и делать собственные умозаключения. Каждый ребенок должен уметь пояснить, что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей

--создать в группе условия для самостоятельной познавательной активности детей,

--разработать тематический план  познавательного развития детей,

--пополнять развивающую среду,

--расширять детский кругозор,

--организовать цикл наблюдений в природу,

--расширять знакомство  с социумом,

--привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.

--работа с родителями (законными представителями) .

В системе провожу анкетирование, консультации и, беседы. Родительские собрания по всем вопросам образовательного процесса и конечно же, по подбору игрового материала в условиях семьи. От совместной работы родителей и воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка, обеспечение всестороннего развития личности

 Организации самостоятельной познавательной деятельности детей определяют следующие принципы:

  • Принцип развития ориентируется на создание каждому

 ребенку условий, в которых он мог бы моментально себя реализовать.

  • Принцип психологической комфортности , обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психического благополучия.
  • Принцип природосообразности  воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт характера ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
  •  Принцип взаимодействия, предполагает взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах:

                                                                                          «ребенок-педагог»,

                                                                                          «родитель-ребенок»,

                                                                                                 «педагог - родитель».

  • Принцип смыслового отношения к окружающему миру,                 ориентирующий на то, что образ мира для ребенка не просто знания, это   его знания о мире.

«Ч ем больше ребенок видит, слышит и переживает, тем больше он узнает и усваивает, тем большим количеством  элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях и будет его творческая деятельность»

6.Здоровьесберегающий принцип направлен на формирование знаний об умении беречь и заботиться о своем здоровье с детства.

Чтобы правильно наметить  пути работы в этом направлении  провела мониторинг,  с целью определения  уровня  развития  познавательной активности  детей.

На основе полученного результата разработала перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем разделам:

Мир природы                           Мир предметов.           Мир людей

В плане отразила разные виды деятельности:

НОД          ИГРА          ТРУД       САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ       и      ПРОДУКТИВНАЯ

                                                                       деятельность      

  • Особое внимание стараюсь уделить созданию в группе  условий , способствующих проявлению познавательной активности ребенка.

 ФГОС  (пункт 3.3.1.1.)   назвал развивающую предметно-пространственную среду важным условием, «организация образовательного пространства и разнообразие материалов,  оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).  

Познавательная сфера – сложное отражение. Которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное( интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

-Среда выполняет образ, развивающей , воспитывающей. Стимулирующей, организованной, коммуникативной функции.

-Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

- Гибкое и вариативное использование пространства среды служит удовлетворению познавательных потребностей и интересов ребенка.

-Форма и дизайн предметов среды ориентирована на безопасность детей и их возрастные особенности детей

-Организовала развивающий центр для исследовательской, познавательной, экологической, немного краеведческой деятельности.

У детей стремлюсь расширить познавательные горизонты действительности, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

-Составила картотеку методической и детской литературы, форм работы с детьми по заданному направлению.

В развитии познавательной активности детей огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня и на прогулке. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как  самому открывать , сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда.

--«Стол для экспериментирования с песком, водой» -поддерживающий интересы детей, позволяет им вновь воспроизвести опыт, утвердиться еще раз в своих представлениях.

--«Дидактические игры»- блоки Дьениша, схемы, мнемотаблицы, настольные игры, поддерживающие интерес к теме, служащие поводом  дл я ее обслуживания вне НОД

--Глобус и физическая карта,, которая является наглядным графическим заместителем целого «пространственного мира», хорошо знакомы современным дошкольникам.

--« Путешествие по карте»- повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и так далее.

--Настенные часы и различные   календари знакомят детей с понятием «время». Формируют у них чувство времени.

--«Лупы и микроскоп»  помогают увидеть удивительное в невидимом глазом.

Все предметы находятся в группе.  В любое время ребенок может подойти, взять и поработать с ними.

--«Полочка умных книг» («Энциклопедии»,  «Все обо всем», «Что есть ,что», «Моя первая энциклопедия» и другие) помогают ребенку узнать с помощью взрослого, что то новое. Содержание этих книг доступно детям.

В развитии познавательной активности большое место отвожу организации  разнообразных познавательных мероприятий.

На вечер  «Почемучка» выноситься информация, требующая нашего непосредственного участия. Это и показ опытов, и сообщение новых интересных сведений.

Детям нравятся досуги разной тематики: « КВН»,  «ВИКТОРИНА», «ЗАГАДКИ-ОТГАДКИ»

Их цель направлена на то, чтобы показать детям, как много они знают и умеют.

Дети, после их проведения,  стали больше включаться по собственной инициативе в процесс познания, возрастает интерес к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция:

громкость голоса, интонация, модуляция темпа.

В своей работе широко использую приемы, позволяющие обеспечивать эмоциональную активность детей:

-- «игровой»,  повышает качество усвоения познания материала,

--  «сюрпризный» , настраивает ребенка  на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку

 Применяю показ игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде.

-- «Элемент новизны в НОД», изменяет форму организации работы с детьми и места проведения этой работы. Это и экскурсии, путешествия, выставки и т. п

-- «Юмор и шутка»,  повышает  эмонациональность  обучения, делают проведение НОД  интересным и запоминающимся.

В непосредственно образовательной деятельности  организовала взаимосвязи в системах: «педагог – дети», и «дети – дети».

 В НОД поощряется взаимодействие детей со сверстниками; воспринимаемая, как шалость.

А ведь именно их взаимодействие друг с другом способствует развитию познавательно интереса, осуществление  контроля за своими действиями и действиями других  детей.

--В своей работе создаю такие ситуации, которые побуждают детей оказывать посильную помощь друг другу. У детей появляется взаимопонимание, сопереживание.

Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, и важно сделать их активными участниками воспитательного процесса.

Для этого использую следующие формы работы.

  • Сообщения об особенностях познавательной деятельности ребенка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
  • Информационные стенды
  • Семейные проекты» («Читающая семья»,  «Поможем птицам зимой»).
  • Родительские собрания, позволяющие рассказать о семейных хобби.
  • Познавательные занятия, где родители активные участники.

После проведения диагностики, результаты показали, что система работы по данной проблеме способствует развитию познавательной активности  старших дошкольников. У большинства детей сформировался устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

Практическое значение работы заключается в том, что этот материал можно использовать в практике другим педагогам.

Результативность работы.

Положительная динамика развития детей по всем разделам образовательной программы  по сравнению с  2015-2016учебном где в этом году улучшилась.  Таким образом решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегрировано, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приемов , образовательных областей и различных видов детской деятельности.

Вывод: осознавая важность данной работы в развитии детей, буду заниматься подбором и апробацией новых методов, технологий по развитию познавательной активности детей. Считаю, что эта деятельность способствует развитию активной самостоятельности и творческой личности.

. Практическое значение работы заключается в том, что этот материал можно использовать в практике другим педагогам

                   Литература :

1   Закон « Об образовании Российской федерации»

2  ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки  Росссии от 17 октября 2013г 1155 «Об утверждении федеральных государственных, образовательных стандартов дошкольного образования»

  • «Основная образовательная Программа дошкольного образования От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.- Мозаика-синтез 2015г.

  • Веракса н.е. «Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста» М- ПЕРСЭ 2009г.
  • Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет»-методическое пособие М.-Просвещение 2010г.
  • Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» . М.ТЦ .»Сфера»2006г.
  • Алешина Н.В. «ознакомление с окружающим и социальной действительностью»-МУЦ Перспектива2009г

 8  Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» М.-Знание 1994г.

  • Короткова т.а. «Познавательно-исследовательская деятельность  старшего дошкольника в д/с» «дошкольное воспитание 2003г 3

10.Куриковская И.Э. «Детское эксперементирование» Н.Н. Совигр 2003г

        11.Кулютин «Мотивация познавательной деятельности» СПБ 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО

В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.     Познавательная активность при правильной педагогической организац...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО

В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогиче...

Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические  игры...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....