« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»
1.Актуальность исследования.
Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.
На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного развития уделяется большое внимание. В подготовительной группе заканчивается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов, человеческой культуры, освоения форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
В условиях нового времени важно вырастить человека, умеющего думать, Способного к анализу, самоанализу, самообразованию, способного применять приобретенные знания в совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности
Проблема познавательного интереса- одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогическая наука доказала необходимость теоритической разработки проблемы и осуществление ее практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным, стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному. Умственному, музыкальному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Наличие интереса к приобретению новых знаний, к осуществлению их в деятельности, имеет в наше время особое значение. Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности.
2.Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как являясь индивидуально – психологической чертой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвещены исследования Л.И. Бажович, А.А.Вербицкого, Л.С .Выготского, П.И.Гальперина, В.В. Давыдова, В.С.Ильина, А.Н. Леоньтьева , А.Л.Марковой, А.М.Матюшина, А.В. Петровкого, Н.Ф.Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамовой, Т.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условиям и методам ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, д.Б. Годовиновой, Е.Э.Кригер, М.И.Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А.Серебряковой, С.П.Чумаковой.
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими .
Поэтому весьма актуальна проблема познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она- важное условие и средство познания. Одним из принципов прописанных в ФГОС (пункт 1.4.7)является «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
А в задачах, которые ставит Государственный стандарт, есть «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических , интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности».(пункт 1.6.6)
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности.
Задача взрослых - развивать это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.
Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает.
Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «Субъекта собственной жизни в мире».
Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям, возможностям и особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущностью познавательного развития является вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу» ), у ребенка должно быть и желание развиваться ( то есть «хочу»).
Как же сделать так, чтобы такое желание возникло?
Поставила перед собой цель:
наметить систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с помощью различных методов, приемов и форм.
Для реализации данной цели наметила задачи :
-Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира , их свойствах и отношениях.
-Формировать познавательные действия, становление сознания
Развивать воображение и творческую активность, мышление. Память, внимание.
-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию
-Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, -самоконтроль и саморегуляцию своих действий в процессе ознакомления с природой.
«Человек, всущности не думает о том, что у него под ногами.
Всегда мчится…И, самое большое, взглянет, как облака прекрасны у него над головой, и не разу не поглядит себе под ноги, не похвалит, как прекрасна почва».
-Привлекать родителей к процессу познания окружающего мира
Наметила необходимые условия реализации задач:
--личностно-ориентированная модель взрослого и ребенка,
--деятельный подход.
--использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности,
--активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Принципы работы с детьми по теме.
1-- принцип целенаправленности ( цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного развития познавательных способностей)
2--принцип доступности (учитываются возрастные индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей)
3-- принцип воспитывающего и развивающего обучения ( правильно определять ведущие цели обучения: познавательного, воспитательного, развивающего; формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и применении этого в практике, воспитания любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.
4-- принцип наглядности обучения ( в работе тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности, метод показа, количественной и последовательной демонстрации, сочетание определенных видов наглядности)
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать- и я пойму».
5--принцип интегрированного подхода (использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия)
6--принцип систематичности и последовательности ( стремлюсь эффективно реализовывать требования ранее изложенных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике.
.
Для работы с детьми применяю следующие методы :
--метод, повышающий познавательную активность, требует использование таких форм работы, как
а) создание игровой мотивации,
б) группирование и классификация понятий,
в) сравнение по контрасту, подобию.
Г) моделирование и конструирование. (только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место)
--методы, вызывающие эмоциональную активность, требуют использование следующих форм:
а) сюрпризный момент.
б ) воображаемая ситуация
в) игры-драматизации
г) игровые технологии
--методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности, требуют использование таких форм, как
а) интеграции образовательных областей,
б) проектную деятельность
проектная деятельность- перспективный метод, способствующий развитию сотрудничества, является реализацией проекта.. В основе проекта лежит идея и для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через обьединение различных видов деятельности. Различных областей. Знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
--метод коррекции и уточнения детской предметно-исследовательской деятельности, требует использование:
а) наблюдения.
б) беседы,
в) создание проблемной ситуации
г) поисковое экспериментированиие-
-исследовательский метод: детское эксперементирование. Это эффективный путь познания ребенком окружающего мира. Стремление наблюдать и экспереентировать. Самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос. Основной вид исследовательского процесса- детское эксперементирование, которое способствует развитию у ребенка умения ставить проблемные вопросы и делать собственные умозаключения. Каждый ребенок должен уметь пояснить, что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей
--создать в группе условия для самостоятельной познавательной активности детей,
--разработать тематический план познавательного развития детей,
--пополнять развивающую среду,
--расширять детский кругозор,
--организовать цикл наблюдений в природу,
--расширять знакомство с социумом,
--привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.
--работа с родителями (законными представителями) .
В системе провожу анкетирование, консультации и, беседы. Родительские собрания по всем вопросам образовательного процесса и конечно же, по подбору игрового материала в условиях семьи. От совместной работы родителей и воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка, обеспечение всестороннего развития личности
Организации самостоятельной познавательной деятельности детей определяют следующие принципы:
- Принцип развития ориентируется на создание каждому
ребенку условий, в которых он мог бы моментально себя реализовать.
- Принцип психологической комфортности , обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психического благополучия.
- Принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт характера ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
- Принцип взаимодействия, предполагает взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах:
«ребенок-педагог»,
«родитель-ребенок»,
«педагог - родитель».
- Принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка не просто знания, это его знания о мире.
«Ч ем больше ребенок видит, слышит и переживает, тем больше он узнает и усваивает, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях и будет его творческая деятельность»
6.Здоровьесберегающий принцип направлен на формирование знаний об умении беречь и заботиться о своем здоровье с детства.
Чтобы правильно наметить пути работы в этом направлении провела мониторинг, с целью определения уровня развития познавательной активности детей.
На основе полученного результата разработала перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем разделам:
Мир природы Мир предметов. Мир людей
В плане отразила разные виды деятельности:
НОД ИГРА ТРУД САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ и ПРОДУКТИВНАЯ
деятельность
- Особое внимание стараюсь уделить созданию в группе условий , способствующих проявлению познавательной активности ребенка.
ФГОС (пункт 3.3.1.1.) назвал развивающую предметно-пространственную среду важным условием, «организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Познавательная сфера – сложное отражение. Которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное( интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
-Среда выполняет образ, развивающей , воспитывающей. Стимулирующей, организованной, коммуникативной функции.
-Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Гибкое и вариативное использование пространства среды служит удовлетворению познавательных потребностей и интересов ребенка.
-Форма и дизайн предметов среды ориентирована на безопасность детей и их возрастные особенности детей
-Организовала развивающий центр для исследовательской, познавательной, экологической, немного краеведческой деятельности.
У детей стремлюсь расширить познавательные горизонты действительности, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
-Составила картотеку методической и детской литературы, форм работы с детьми по заданному направлению.
В развитии познавательной активности детей огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня и на прогулке. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как самому открывать , сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда.
--«Стол для экспериментирования с песком, водой» -поддерживающий интересы детей, позволяет им вновь воспроизвести опыт, утвердиться еще раз в своих представлениях.
--«Дидактические игры»- блоки Дьениша, схемы, мнемотаблицы, настольные игры, поддерживающие интерес к теме, служащие поводом дл я ее обслуживания вне НОД
--Глобус и физическая карта,, которая является наглядным графическим заместителем целого «пространственного мира», хорошо знакомы современным дошкольникам.
--« Путешествие по карте»- повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и так далее.
--Настенные часы и различные календари знакомят детей с понятием «время». Формируют у них чувство времени.
--«Лупы и микроскоп» помогают увидеть удивительное в невидимом глазом.
Все предметы находятся в группе. В любое время ребенок может подойти, взять и поработать с ними.
--«Полочка умных книг» («Энциклопедии», «Все обо всем», «Что есть ,что», «Моя первая энциклопедия» и другие) помогают ребенку узнать с помощью взрослого, что то новое. Содержание этих книг доступно детям.
В развитии познавательной активности большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий.
На вечер «Почемучка» выноситься информация, требующая нашего непосредственного участия. Это и показ опытов, и сообщение новых интересных сведений.
Детям нравятся досуги разной тематики: « КВН», «ВИКТОРИНА», «ЗАГАДКИ-ОТГАДКИ»
Их цель направлена на то, чтобы показать детям, как много они знают и умеют.
Дети, после их проведения, стали больше включаться по собственной инициативе в процесс познания, возрастает интерес к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция:
громкость голоса, интонация, модуляция темпа.
В своей работе широко использую приемы, позволяющие обеспечивать эмоциональную активность детей:
-- «игровой», повышает качество усвоения познания материала,
-- «сюрпризный» , настраивает ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку
Применяю показ игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде.
-- «Элемент новизны в НОД», изменяет форму организации работы с детьми и места проведения этой работы. Это и экскурсии, путешествия, выставки и т. п
-- «Юмор и шутка», повышает эмонациональность обучения, делают проведение НОД интересным и запоминающимся.
В непосредственно образовательной деятельности организовала взаимосвязи в системах: «педагог – дети», и «дети – дети».
В НОД поощряется взаимодействие детей со сверстниками; воспринимаемая, как шалость.
А ведь именно их взаимодействие друг с другом способствует развитию познавательно интереса, осуществление контроля за своими действиями и действиями других детей.
--В своей работе создаю такие ситуации, которые побуждают детей оказывать посильную помощь друг другу. У детей появляется взаимопонимание, сопереживание.
Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, и важно сделать их активными участниками воспитательного процесса.
Для этого использую следующие формы работы.
- Сообщения об особенностях познавательной деятельности ребенка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
- Информационные стенды
- Семейные проекты» («Читающая семья», «Поможем птицам зимой»).
- Родительские собрания, позволяющие рассказать о семейных хобби.
- Познавательные занятия, где родители активные участники.
После проведения диагностики, результаты показали, что система работы по данной проблеме способствует развитию познавательной активности старших дошкольников. У большинства детей сформировался устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Практическое значение работы заключается в том, что этот материал можно использовать в практике другим педагогам.
Результативность работы.
Положительная динамика развития детей по всем разделам образовательной программы по сравнению с 2015-2016учебном где в этом году улучшилась. Таким образом решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегрировано, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приемов , образовательных областей и различных видов детской деятельности.
Вывод: осознавая важность данной работы в развитии детей, буду заниматься подбором и апробацией новых методов, технологий по развитию познавательной активности детей. Считаю, что эта деятельность способствует развитию активной самостоятельности и творческой личности.
. Практическое значение работы заключается в том, что этот материал можно использовать в практике другим педагогам
Литература :
1 Закон « Об образовании Российской федерации»
2 ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки Росссии от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федеральных государственных, образовательных стандартов дошкольного образования»
- «Основная образовательная Программа дошкольного образования От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.- Мозаика-синтез 2015г.
- Веракса н.е. «Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста» М- ПЕРСЭ 2009г.
- Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет»-методическое пособие М.-Просвещение 2010г.
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» . М.ТЦ .»Сфера»2006г.
- Алешина Н.В. «ознакомление с окружающим и социальной действительностью»-МУЦ Перспектива2009г
8 Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» М.-Знание 1994г.
- Короткова т.а. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в д/с» «дошкольное воспитание 2003г №3
10.Куриковская И.Э. «Детское эксперементирование» Н.Н. Совигр 2003г
11.Кулютин «Мотивация познавательной деятельности» СПБ 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО
В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Познавательная активность при правильной педагогической организац...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО
В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогиче...
Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические игры...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....