Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО
статья по теме
В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогических условиях развития познавательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie3.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО
Начало 21 столетия ознаменовалось витком развития науки и техники, стремительно трансформирующих и преобразующих наш мир. Активно развивающаяся электроника, космическое производство, биотехнологии, компьютерные технологии обострили потребность общества в активной интеллектуально развитой личности. Все это отразилось на содержании, целях, задачах и принципах образования.
В соответствии с ФГОС актуальной задачей является создание в ДОУ педагогических условий способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития.
Современная система организации познавательной деятельности дошкольников должна быть ориентирована на становление поисково-исследовательской активности, развитие мотивации на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром.
Знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом и определяют его успешность на последующих ступенях образования.
С внедрением новых стандартов образования изменился взгляд на образ выпускника дошкольного образовательного учреждения. Акценты смещены с накопления знаний на овладение способами и средствами активного познания, на формирование желания и умения учиться.
В соответствии с ФГОС ДО согласно целевым ориентирам «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире в котором он живет…Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Ведущим принципом ФГОС ДО провозглашен принцип системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающий условия в которых дети выступают
активными участниками, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Идея активизации познавательного развития поднималась еще в древние времена. Педагогам давно было известно, что познавательная активность человека способствует более эффективному запоминанию материала. Проблемные вопросы были характерны для диссуссий Сократа, применялись в школе Пифагора.
Проблема рассматривалась в трудах большинства выдающихся педагогов и психологов.
Я.А Каменский, К.Д.Ушинский, Жан-Жак Руссо рассматривали познавательную активность как естественное стремление к познанию.
Развитие познавательной активности дошкольников -одна из самых актуальных проблем в современной психологии.
Э.А.Красновский считает познавательную активность –проявлением всех сторон личности.
А.К.Маркова, Г .И Щукина, Е.Э Кригер изучали особенности познавательной активности дошкольников и пути ее развития.
Д.Т. Эльконин указывал на то, что познавательная активность развивается путем положительного познавательно-учебного опыта.
Г.И.Щукина считает познавательную активность личностным образованием, которое выражает эмоциональный отклик на познание, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе.
Познание-«приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира»
(толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова)
Результат познания - знания, усвоенная человеком информация, которая помогает ему ориентироваться в мире, делать выбор, принимать правильные решения, чувствовать себя уверенно и защищено.
Познавательное развитие – развитие способности самому добывать знания об окружающем мире используя для этого разные средства и способы познавательной деятельности.
Основной путь познавательного развития ребенка-его собственная познавательная активность, в основе которой лежит– потребность в новых впечатлениях и знаниях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем как любознательность и как устойчивый познавательный интерес.
В психологии познавательная активность- это деятельная составляющая личности, которая характеризуется стремлением к цели, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Познавательная активность ребенка проявляется в умении принимать от взрослого и ставить самостоятельно познавательные задачи, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения, производить определение действий и операций, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Рождается ли ребенок с познавательной активностью?
Ребенок рождается на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизни. В основе познавательной активности- безусловный рефлекс «Что такое?»
«Познание начинается с удивления» Аристотель
Постепенно первичная познавательная направленность перерастает в познавательную активность- состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.
Познавательная активность –меняющееся свойство личности, которое означает желание познавать, убежденность в необходимости познания и усвоении системы научных знаний .Познавательная активность сформированная в детстве является важной движущей силой познавательного развития.
Познавательная активность детей проявляется в исследовательских (поисковых ) действиях, направленных на получение впечатлений об окружающем мире:
-в осознании цели деятельности,
-мотивации или готовности к действию,
-в непосредственно самой познавательной деятельности.
Особенности проявления познавательной активности у дошкольников
-познавательная активность интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства, обеспечивая накопление разных способов познания мира,
-проявляется в разных видах деятельности и характеризуется направленностью познания в отдельные сферы,
-проявляется в вопросах,
-познавательная активность дошкольника имеет эмоциональную окраску,
-в старшем дошкольном детстве познавательная активность проявляется в самостоятельности, саморегуляции и самоконтроле,
-познавательная активность характеризует ребенка как полноценную личность, способную к
удовлетворению интересов и потребностей,
-фактором развития познавательной активности является создание условий для проявления ребенка как субъекта своей деятельности,
-в 4-5 лет познавательная активность перерастает в формирование инициатив преобразования
действительности. Приобретенные ранее знания и опыт дают возможность осознать свои возможности и побуждают к творческой деятельности,
-все особенности познавательной активности в дошкольном детстве пребывают на уровне становления.
Каковы же показатели познавательной активности дошкольника?
Показатели познавательной активности Щербакова Е.И.
1.Увлеченность изучаемым материалом (сосредоточенность, внимание)
2. Ярко выраженное желание выполнять разнообразные и особенно сложные задания
3. Желание продолжать занятие
4. Проявление самостоятельности в подборе способов действий, достижении результата,
осуществлении контроля.
5. Использование полученных знаний в СДД.
6.Обращение ко взрослому с вопросами.
На формирование познавательной активности влияют две группы факторов: личностные качества и
образовательная среда.
Факторы, влияющие на формирование познавательной активности
Субъективные:
- усидчивость,
-воля,
-мотивация.
Объективные: (образовательная среда)
- условия,
- формы,
- методы,
- средства,
- личность учителя.
В зависимости от возраста дошкольников, личностного развития, системы познавательного развития в ДОУ и семье, личности и заинтересованности проблемой педагога проявляются разные уровни познавательной активности дошкольников.
Уровни познавательной активности
1 – Репродуктивно-подражательская активность (опыт накапливается посредством опыта других);
2 - Поисково – исполнительский уровень(более высокий,предполагает большую степень самостоятельности в понимании задачи и нахождениисредств ее решения);
3 – Творческий уровень – самый высокий (самостоятельно ставит задачу,находит оригинальные пути решения).
Цель ДОУ – развить у дошкольников самый высокий творческий уровень познавательной активности и тем самым обеспечить успешное обучение в школе.
Каковы же педагогические условия обеспечивающие познавательную активность дошкольника?
Для поддержки и формирования познавательной активности дошкольников необходимо соблюдение следующих принципов:
Принципы развития исследовательской активности
1.Принцип проблематизации детской жизни
2.Принцип активизации и стимулирования исследовательского опыта детей
3.Принцип занимательности и актуализации интересов дошкольников
3.Принцип сочетания разных форм организации исследовательской деятельности
4.Принцип дифференцированного подхода к развитию исследовательской деятельности
Современный подход к решению задач познавательного развития ориентирован на поддержку взрослыми его поисковой активности, стимулирование познавательных интересов и потребностей, развитие его мотивационнной направленности на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром.
Один из ведущих отечественных специалистов в области познавательного развития Н.Н.Поддьяков подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к знаниям, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Он говорил, что наряду со сформированными знаниями у ребенка должна существовать зона неопределенных знаний, заставляющая его познавать. Своеобразная проблемность в форме неопределенных знаний является мощным стимулом развития познавательной активности.
В.А.Сухомлинский призывал педагогов « …не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать все то что вы знаете- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир, оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок возвращался к тому, что он узнал.»
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем чаще взрослый ставит перед воспитанниками проблемы, тем оптимальнее развивается познавательная сфера ребенка и тем больше у дошкольника шансов на успешное обучение в школе. Роль взрослого в поддержке познавательной активности путем создания условий для самостоятельного поиска.
Педагогические условия обеспечивающие развитие познавательной активности дошкольника
(С.А.Козлова,С.В.Кожухарь)
1.Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды
2.Организация разнообразной поисковой деятельности
3.Вовлечение детей в выполнение творческих заданий.
4.Интеграция разнообразных видов деятельности.
5.Создание проблемно-поисковых ситуаций
6.Формированиеу детей позитивной психологической установки к будущей деятельности.Мотивация.
7.Включение занимательности в учебный материал.
8.Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребенка к проблеме,предметам и видам деятельности.
9.Использование адекватных средств и методов на каждом этапе познания.
Развивающая предметно-пространственная среда
Активность ребенка в ДОУ должна быть максимально обеспечена оптимальной развивающей средой,
позволяющей ребенку выбрать и включится в любой вид деятельности. Среда должна содержать развивающий компонент, учитывающий зону ближайшего развития ребенка. Вариативность среды
должна обеспечить возможность каждому ребенку организовать самостоятельную деятельность в соответствии со своими интересами.
«Мы ничему не можем научить ребенка.Мы можем только создать условия, для того,чтобы он научился этому сам». Галилео Галилей
Организация разнообразной поисковой деятельности
В ДОУ организация поисково-исследовательской деятельности имеет организованный характер. В поисково-исследовательской деятельности важно научить ребенка исследовательским действиям (наблюдение, обследование, поиск и восприятие информации, выдвижение гипотез). Расширяя опыт выполнения исследовательских действий педагог формирует познавательные умения и познавательную активность ребенка.
Интеграция разнообразных видов деятельности позволяет организовать познавательную деятельность детей в соответствии с их интересами и наклонностями, включить в познавательный процесс различные формы и способы получения информации.
Стимулирование познавательной активности ребенка.
Проблема влияния взрослого на формирование познавательной активности ребенка не сводится к передаче средств и способов познавательной деятельности. Важным моментом является оценивание познавательной
деятельности дошкольника с целью стимулирования ее развития. Дошкольники особенно чувствительны к поощрениям и порицаниям.
Поощряя ребенка в разных видах активности взрослый стимулирует и закрепляет ее проявления. Но важно, чтобы похвала не стала целью. Ребенок должен получать удовольствие от познавательного процесса и его результата.
Мотивация. Создание положительного отношения к деятельности.
Проявления познавательной активности прямо пропорциональны мотивации предыдущей деятельности Она должна быть эмоционально значимой и доступной для детей. Игровой характер исследовательской
деятельности способствует поддержанию интереса к познанию.
В старшем дошкольном возрасте на развитие познавательной активности влияют соревновательные мотивы.
Становлению познавательной активности способствуют игры интеллектуального характера «Умницы и умники», «Брейн- ринг», игры-квесты с позитивной мотивацией, игры поискового характера в рамках различных проектов.
Создание проблемно-поисковых ситуаций
В числе современных педагогических технологий, обогащающий субъектный опыт дошкольников является проблемное обучение
В середине 80-х годов прошлого столетия группа советских ученых провела исследования познавательного развития дошкольников (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Подьяков).В результате была разработана стратегия теории проблемного обучения, основанная на самостоятельном творческом поиске ребенка, позволяющем утолить жажду познания. Проблемное обучение это метод в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо факту, а знакомые способы решения ситуации не помогают. Это ставит ребенка в позицию поиска новых путей и средств решения.
Суть проблемного обучения состоит в создании педагогов познавательной задачи, ситуации и предоставлении возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания.
В процессе проблемного обучения используются вопросы, побуждающие детей к сравнению, установлению сходства и различия.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает ребенка к самостоятельности.
В целях реализации задач познавательного развития педагогами широко применяются инновационные технологии интеллектуально творческого развития:
Технологии познавательно-творческого развития дошкольников
В работе с дошкольниками достаточно эффективна технология проектной деятельности в обучении и воспитании дошкольников (разработанаВеракса Н.Е.,Виноградовой Н.А.).
Суть технологии-стимулирование интереса детей к проблеме и показ практического применения полученных знаний. Проект - форма реализации целей, задач и содержания, которая обеспечивает субъектную позицию его участников.
Проектная деятельность основана на решении программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности. Ведущий видом деятельности в рамках проекта является игра.
Данный метод позволяет обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения. воспитания и развития детей. Он дает возможность детям действовать и экспериментировать, анализировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того в проект вовлекается
семья, что позволяет выработать единые подходы к решению воспитательно-образовательных задач.
Ребенку важно увидеть значимость своего участия в проекте, услышать оценку взрослого и ощутить гордость за свою работу. Это позитивно влияет на формирование самооценки и уверенности в себе.
Проектная деятельность широко используется педагогами учреждения с целью вовлечения в познавательный процесс и формирования познавательной активности.
Уникальной в работе с дошкольниками, формирующей творческую познавательную активность является ТРИЗ технология
ТРИЗ –технология применяется в работе с дошкольниками с целью стимулирования творческой активности, развития познавательных способностей и подготовки детей к реальной жизни .В ее основе принцип природосообразности обучения. ТРИЗ- технология позволяет научить ребенка мыслить и решать проблемы, доступные его пониманию.
Теория решения изобретательских задач основана на следующих принципах:
Принцип самостоятельного мышления. Игры и упражнения ТРИЗ побуждают ребенка не повторять слова воспитателя, а искать свой вариант ответа, высказывать любые нестандартные и нестереотипные идеи.В формировании познавательной активности необходимо поощрять желание ребенка высказаться.
Принцип системного подхода. Системный подход заключается в умении видеть мир во взаимосвязи всех его элементов.
Принцип нахождения резервов. Поиск путей выхода из различных проблемных ситуаций учит ребенка не бояться трудностей и находить различные резервные решения.
Применение технологии ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе позволяет стимулировать мыслительные процессы ребенка, формировать умение решать интеллектуальные задачи и вносить творчество вовсе виды деятельности, помогает преодолевать психологическую инерцию и применять полученные знания в реальной жизни.
Метод моделирования разработан для дошкольников Элькониным Д.Б.,Ветлугиной Н.А.
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период для развития познавательной сферы. Познавательная деятельность начинается с непосредственного восприятия, а в дальнейшем становится предметом абстрактного мышления и проверяется практикой. У детей дошкольного возраста чувственное и рациональное составляют единую познавательную деятельность.
Результативность процесса обучения дошкольников зависит от того насколько он динамичен и нагляден. Одним из самых эффективных методов обучения является метод моделирования (реального, математического, наглядного, символического, мысленного).
В работе с дошкольниками наиболее применимым является наглядное моделирование. В основе моделирования замещение реальных объектов условными предметами или изображениями. Модель - это образ какого-либо объекта, который отображает структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами изучаемого объекта в виде схемы, конструкций, знаков, форм.
Моделирование исключает формальную передачу знаний - изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности.
Технология моделирования позволяет ребенку взаимодействовать с объектом необходимое количество раз и увидеть наглядно определенные свойства объектов. Метод наглядного моделирования помогает ребенку наглядно представить и усвоить абстрактные понятия.
Экспериментальная деятельность разработана для дошкольников Поддьяковым Н.Н., Прохоровым Л.Н.
Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет дошкольнику моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах и установлении закономерностей и взаимозависимостей. Экспериментирование соответствует характеру детского мышления наглядно-действенного и наглядно-образного и позволяет ребенку самостоятельно путем проб и ошибок познавать явления и свойства предметов. Н.Н. Поддьяков дает такое определение: «Детское экспериментирование - это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей»
Игровые технологии позволяют стимулировать познавательную активность, снимают зажимы и создают ситуацию успеха.
…Игра-это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский
Технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича –это модель развивающего обучения дошкольников в игровой деятельности .
Особенности игр В.В. Воскобовича делают их интересными для дошкольников :
Наличие конструктивных элементов (резинка, меняющийся квадрат, шнурок, меняющийся квадрат и др.),позволяющие удовлетворить потребность ребенка в исследовательских действиях.
Широкий диапазон участников (от 2 до 10 лет). В играх предусмотрены задания для малышей в одно-два действия и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Многофункциональность.С помощью игр можно решить большое количество образовательных задач. Незаметно и непроизвольно ребенок усваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, тренирует мелкую моторику рук, активизирует психические процессы.
Творческий потенциал. Игры позволяют ребенку притворить в действительность свои задумки, изменять, перевоплощаться.
Сказочная «огранка».Сказочный характер заданий это дополнительная мотивация, это проявление интереса к познавательной деятельности. Сказочные образы воспринимаются детьми в соответствии с характером их мышления.
Личностно ориентированный характер заданий. Автор обращается к ребенку и делает его участником сказки, приключений и превращений героев. Отношения между взрослым и детьми в играх - партнерские.
Основные принципы технологии:
Игровой характер заданий. «Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета ( игры и сказки), в который включены образовательные задачи.
Интеллект. Игры направлены на развитие психических процессов и обеспечивают развитие невербального интеллекта у детей.
Творчество. Третий принцип - раннее творческое развитие ребенка. Игра создает условия для проявления творчества и развития способностей.
Технология органично вплетается в различные виды занятий. С ее помощью решаются задачи сенсорного, логико-математического, познавательного, речевого развития дошкольников.
Вышеуказанные педагогические условия предполагают высокий уровень профессиональной компетентности педагога: его технологичности, личной заинтересованности ,широкого кругозора и активной педагогической позиции.
Выделенные в ФГОС задачи познавательного развития дошкольников могут быть выполненными при
условии собственной познавательной активности ребенка, использующего разные средства и способы познания окружающего мира
Поэтому педагогу необходимо различными вышеуказанными приемами поддерживать интерес детей к познанию окружающего мира, стимулировать проявление познавательной активности. Характер взаимодействия ребенка со взрослыми имеет решающее значение для формирования познавательной активности, так как именно взрослый передает ребенку средства и способы познавательной деятельности.
Учеными доказано, что современные дошкольники сохраняют менее 30% получаемой информации, поэтому чем разнообразнее способы познания, чем активнее участвует ребенок в процессе познания тем полнее будут представления детей об окружающем мире, тем успешнее его личностное развитие.
ЛИТЕРАТУРА:
Веракса Н.Е., ВераксаА.Н. «Развитие ребенка в дошкольном детстве», Москва,2008
Венгер Л.А.«Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», Москва ,1986.
Кригер Е.Э «Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Автореферат диссертации, Барнаул,2000.
Поддьяков А.Н. «Исследование поведения:стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт» Москва,2000.
Поддьяков А.Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет», Москва,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО
В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...
« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»
1.Актуальность исследования. Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного р...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Познавательная активность при правильной педагогической организац...
Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические игры...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....