Тематическое планирование по народному костюму
методическая разработка по окружающему миру на тему

Серых Ольга Николаевна

Тематическое планирование дополнительного образования по нравственно – патриотическому направлению  с использование интегративного подхода реализации образовательных  областей  образовательной программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_po_teme_narodnyy_kostyum.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующей МБДОУ д\сад № 115

_________________Токарева Л.Н.

01.09.2016год

Тематическое планирование дополнительного образования по нравственно – патриотическому направлению  с использование интегративного подхода реализации образовательных  областей  образовательной программы

Содержание и  образовательные области

Задачи по образовательным областям

Младший дошкольный возраст (3-4 лет)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Подготовительная к школе группа  (6-7 лет)

Сентябрь

Тема   «Разнообразие народной одежды»

Содержание

Рассматривание  семейного альбома- «Имена  членов семьи,  как играют , что делают дома»,  

д\и «Что лишнее»,Уголок ряженья: сарафаны и платки., Чтение потешки «Еду – еду к бабе, к деду

аппликация  - «Нарядный платочек»

Заучивание наизусть потешки «Барашек»        

С\р «Ателье»

Д\и «Чудесный мешочек»

 Чтение «Заплатка» Н.Носов

Беседа

 «Откуда берется шерсть»

Рисование  «Украсим варежку русским узором»

Чтение сказки с драматизацией «Хаврошечка»

Лепка «Девочка в сарафане»

Настольная разрезная игра «Одень куклу»

Д\и «Угадай из чего сшито? (шерсть, хлопок) »

Беседа «Инструменты необходимые для работы портному»

с/р «Домашний театр»

Д\и «Создай образ сказочному герою»

Чтение «Кот в сапогах»

Коллаж из ткани

«Красные сапожки»

«Социально – коммуникативное

развитие»

Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать  умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.

«Познавательное развитие»

.Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлена одежда.

Закрепить знания о людях разных  профессий, об инструментах, необходимых людям для работы.

«Речевое развитие»

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием сюжета.

Запоминать небольшие и простые по содержанию потешки.

Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Приучать детей будущих школьников проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

«Художественно – эстетическое развитие»

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные элементы русских узоров.

При чтении литературных произведений обращать внимание детей на описаниеодежды  сказочных героев.

Закреплять умение делать аппликацию используя кусочки ткани разнообразной фактуры.

Октябрь  

Тема: «Роль  народных промыслов на  дизайн (оформление) национальной  одежды».

Содержание

Рассматривание – и обыгрывание

«Народная игрушка»

Рассматривание альбомов с иллюстрациями

Д\и «Русская матрешка»

Чтение потешки

«Пошла Маша на базар»

Аппликация «Фартук для матрешки»

Чтение детям

«Федорино горе»

Беседа

 «Правила поведения за столом»

Д\и

«Накрой стол для кукол»

Рисование «Праздничная скатерть для бабушки»

Беседа

«Народные праздники»

Трудовое поручение

«Каждой вещи свое место»

Д/и «Чудесный мешочек»

Нетрадиционное рисование «Расписной платок»

Составление рассказа  «Верхняя одежда»

Д/и «Подбери пару»

Д/и «Разрезные картинки»

Чтение детям

«По щучьему велению»

Работа с тканью «Тряпичные куклы»

«Социально – коммуникативное развитие»

Обращать внимание на, то как много ярких, красивых игрушек в групповой комнате.

Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению.

Воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками

Формировать интерес к учебной деятельности.

«Познавательное развитие»

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; соизмерять один предмет с другим по заданному признаку.

Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов.

Учить сравнивать предметы, составлять из части целое.

«Речевое развитие»

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Уточнять познания и назначение предметов одежды.

Развивать умение поддерживать беседу.

Продолжать учить содержательно ивыразительно пересказывать отрывки из литературных текстов.

«Художественно – эстетическое развитие»

Развивать эстетические чувства детей через приобщение к произведениям народного искусства.

Учить выделять основные средства выразительности (цвет, форма)

Познакомить с понятием «народное искусство»

Продолжать знакомить с народным декоративно прикладным искусством

(изготовление тряпичной куклы)

Ноябрь

Тема: «Украшение из природного материала (самоцветы)»

д\ упражнение – игровая ситуация: «Заплетем кукле косы»

Беседа «Каменные изделия»

Д\и «Какие камни ты видел на берегу»

Чтение - «Хотела галка пить»

Рассматривание иллюстраций

Рисование  «Бусинки»

Чтение  «Красная шапочка» (шарф, брошь, бусы, серьги, кулоны, др)

Беседа «Мастер ювелир»

С\и «Магазин украшений»

Д\и «Кому что нужно для труда  ювелира»

Аппликация

 «Красивая брошка  или бусы»

 Экскурсия в мини музей детского сада «История и культура народов России»

Д\и «Что предмет рассказывает о себе»

Игра «Ассоциации»

Лепка и рисование  - пластилиновая живопись«Бусы красавицы Ангары»

Беседа «Байкальские самоцветы»

Чтение детям Бажов «Хозяйка медной горы»

Д\и «Мозаика»

Бумагапластика

«Малахитовая шкатулка»

«Социально – коммуникативное развитие»

Формировать представления о простейших взаимосвязях в неживой природе.

Продолжать знакомить с многообразием неживой природы.

Формировать основы экологической культуры.

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как пещеры.

«Познавательное развитие»

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.

Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Закрепление  названий материала и формы предметов.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими материалами.

«Речевое развитие»

Уточнять названия и назначение украшений из природного материала.

Вводить в словарь детей существительные обозначающие профессии.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (твердый-камень, минерал,

самоцвет)

Обращать внимание детей на образные слова и выражения.

«Художественно – эстетическое развитие»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту природы.

Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина)

Закрепить умение лепить предметы комбинированным способом.

Закреплять умение складывать бумагу, прямоугольной формы в разных направлениях.

Декабрь

Тема : «Традиционная нарядная одежда для  народных праздников».

7 декабря –«Екатерина-санница»

д/упражнение –игровая ситуация : «Наряди Ваню и Машу на праздник»

Д/и «Посмотри и отгадай»

Чтение потешки «Пальчик –мальчик»

Рассматривание картины - «Зимние забавы детей»

Декоративное рисование -«Кушак»

8 декабря –« Климент»

Д/и «Одежда мужчин и женщин отличие и схожесть»

Рассматривание слайдов  и беседа- «Вологодские кружева»

Рассматривание иллюстраций вологотских изделий

Чтение стихов

Рисование «Нарисуй кружева для повязки на голову»

19 декабря «Никола зимний»

д/и «Как у наших у ворот»

Беседа и рассматривание слайдов - «Разноцветный сарафан»

Заучивание народной  песенки

 «Сундуки мы берем,

Сарафаны достаем»

Аппликация «Русский женский сарафан»

14 декабря – «Наум –грамотник»

д/и «Что предмет может рассказать о себе»

Презентация – «Выставка мужских рубашек»

Беседа «История  одного предмета -рубашки косоворотки»

Чтение « Скоморохи на ярмарке»,  «Мы – шуты Его Величества Народа!»

Аппликация «Петрушка.»

«Социально – коммуникативное развитие»

Постепенно формировать образ своего - «Я».

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать

уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу

«Познавательное развитие»

Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств)

Продолжать знакомить детей с изображением изделий или предметов одежды украшенные в народном стиле.

Рассказывать о том, что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Продолжать знакомить детей с народными наблюдениями, с этого дня устанавливался сильный мороз и с Николы открывались ярмарки.

«Речевое развитие»

Продолжать помогать детям общаться со сверстниками посредством поручений .

Предлагать детям рассматривать иллюстрированные издания знакомых произведений.

Помогать выразительно, с естественными интонациями исполнять песню.

Совершенствовать умение составлять рассказы о проведении ярмарок.

«Художественно – эстетическое развитие»

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов.

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам узоров.

Развивать эстетическое восприятие , художественный вкус.

Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.

Январь                                                                       Тема: «Ознакомление с обувью через народный фольклор»

Игровое упражнение

«Делай как я!»

Д/и «Найди такой же башмачок»

Чтение Н Павлова «Чьи башмачки?»

Рисование по трафарету «Башмачки»

Д\и «Кто во что одет?»

Рассматривание слайдов – «Выставка обуви»

Беседа «Для чего нам нужна обувь?»

Чтение и заучивание  песенки «Эх вы лапти, да лапти, да лапти мои»

Лепка «Лапти для домовенка»

Беседа «Зимняя обувь»

д\ игра «Магазин обуви»,д\ упражнение - «Одеваемся самостоятельно»

Колыбельная песенка

«Баю, баю, баиньки,

Скатаем Маше валенки»

Рисование «Валенки»

Беседа «История одного предмета - камусы»

Фотовыставка – «0бувь народов мира»

Трудовое поручение -«Высушим обувь после прогулки»

Выучить наизусть потешки

«Уж ты бабушка кожевница, дорогая рукодельница!»

Аппликация «Камусы»- обувь народов севера

«Социально – коммуникативное развитие»

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться.

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться

и раздеваться

Закреплять умение следить за чистотой одежды, обуви.

«Познавательное развитие»

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов народной обуви.

Продолжать знакомить детей с признаками народной обуви (материал, форма, изготовление).

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.

Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

«Речевое развитие»

Воспитывать умение слушать новые литературные произведения.

Обсуждать с детьми информацию

о предметахвыходящих за пределы привычного им

ближайшего окружения.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие народные песенки.

Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги.

«Художественно – эстетическое развитие»

Продолжать учить правильно держать карандаш.

Закреплять приемы лепки освоенные в предыдущих группах.

Формировать умение украшать узорами предметы зимней одежды.

Закреплять умение делать аппликацию используя кусочки ткани разнообразной фактуры.

Февраль                                                         Тема: «Ознакомление с головными уборами через игровую деятельность»

Игровое упражнение  «Одень куклу на прогулку»

С/р «Магазин русских  платков»

Чтение «Снегурочка и лиса»

Рисование «Алый шелковый платочек»

Рассматривание альбома «Народные головные уборы»

С/р «Магазин головных уборов»

Словесная игра «Чего не стало у Маши – растеряши»

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Рисование на силуэтах «Повязка на голову» (девичьи уборы)

Игра на прогулке «Взятие снежной крепости»

Д/и «Зимние головные уборы мужские и женские»

Чтение сказки «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Рисование «Малахай» (мужские уборы)

Беседа «Народные головные  уборы»

С/р «Посиделки у бабушки»

Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

Рисование «Обложка к сказке» (отразить головной убор»

«Социально – коммуникативное развитие»

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, помогать друг другу.

Воспитывать бережливость, аккуратность к своим вещам.

Побуждать к использованию в речи народного фольклора.

Формировать умение слушать собеседника не перебивая без надобности.

«Познавательное развитие»

Знакомить с ближайшим окружением (основными объектамигородской инфраструктуры – магазины)

Продолжать знакомить с культурными традициями и атрибутами народной одежды.

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих.

Расширять представления детей об истории создания одного предмета (кокошник)

«Речевое развитие»

Развивать эстетические чувства детей через произведения народного искусства (головные уборы)

Рассказывать о материалах (кожа, шерсть, ткань) из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.

Продолжать работу по обогащению бытового обществоведческого словаря детей.

«Художественно – эстетическое развитие»

Закреплять знание названий цветов (желтый, синий, зеленый, красный, белый, черный)

Использовать народные изделия (дымка, хохлома) в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Продолжать учить детей изображать фигуры людей ,

Прорисовывать мелкие детали одежды и головных уборов.

Совершенствовать технику изображения.

Март                                                                                      Тема «Знакомство с бурятским народным костюмом»

Д/и «Одень куклу в бурятский костюм» ИКТ Рассматривание фото слайдов «Бурятский пояс для халата» Чтение детям В. Стародумов «Омулевая бочка»,

Рисование «Пояс для бурятского костюма»

с/р «Откуда приехали гости»

ИКТ Рассматривание иллюстраций «Буряты в национальной одежде»

Чтение Г.Кунгуров «Богатырь Байкал»

Рисование «Ичиги (унты) –бурятская обувь»

Показ куклы в бурятской одежде. Д/и «Украшения бурят»,

практическое упражнение:( группируем предметы),

загадки об одежде

 чтение сказки В.Стародумов «Ангарские бусы»

Аппликация «Бурятское украшение»

Д\и «Угадай и назови»,

ИКТ рассматривание иллюстраций «Национальная одежда бурят» С/р «Одень куклу»

Чтение бурятской народной сказки «Хозяин Ольхона»

Работа с тканью «Пришей пуговицу на халат»

«Социально – коммуникативное развитие»

Беседовать с ребенком о

членах его семьи (национальность)

Углублять представления детей о семье ее членах (родословная)

Формировать представление о людях других

национальностей.

Воспитывать эстетическое отношение к миру и искусству.

«Познавательное развитие»

Формировать уважение к культуре других народов.

Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (обувь из кожи)

Учить детей группировать предметы по форме, действовать с эталонами.

Развивать зрительное восприятие обогащать сенсорный опыт детей

Формировать элементарные знания об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (легенды народов мира)

«Речевое развитие»

В целях уточнения представлений о предметах ближайшего окружения представлять детям самостоятельного рассматривания иллюстрации.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова более точно отражающие особенности предмета

Учить детейузнавать по описанию, выделять существенные  признаки сравнивать и сопоставлять

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

«Художественно – эстетическое развитие»

Подводить детей к изображению предметов разной формы (прямоугольник)

Учить выделять элементы одежды, видеть и называть цвета используемые в одежде.

Познакомить с бурятской сказкой.Учить внимательно слушать и оценивать поведение героев.

Формировать умение вдевать нитку в иголку; пришивать пуговицу.

Апрель                                        Тема: «Приобщение к народным промыслам через народно-прикладное искусство народов Прибайкалья

д/упражнение игровая ситуация

«Мастеровые»

Д/и «Путаница»  Чтение сказки Т.Кирюшатова

 «Лоскутное одеяло»

Работа с бумагой (фантики)

«Одеяло для куклы».

Д/и «Определи на ощупь»

С/р «Город ремесел»

Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла?»

ИКТ рассматривание

фото слайдов о народных промыслах

Лепка « Прялка», (веретено)

Презентация «10 ноября – День бабы Василисы – льняницы»

Д/и «Культуры которые нас одевают (хлопок, лен)»

Чтение детям Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Рисование «Рукодельницы»

Презентация « 14 ноября – Кузьма и Демьян – рукомесленники покровители женского рукоделия»

Д/и «Из чего сделано»

С/р «Мастерская по ремонту одежды»

Рисование «Ярмарка»

«Социально – коммуникативное развитие»

Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Развивать умение детей различать особенности для каждого вида ремесла.

Воспитывать культуру трудовой деятельности , бережное отношение к материалам, инструментам.

Закреплять планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы.

«Познавательное развитие»

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Совершенствовать тактильные ощущения детей.

Развивать умение самостоятельно определять материалы, структуру поверхности, прочность.

Рассказывать что материалы добывают и производят. (металл, ткань)

«Речевое развитие»

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам..

Познакомить с книжками оформленными Ю.Васнецовым.

Учить рассказывать о предметах по плану.

Совершенствовать умение составлять рассказы

«Художественно – эстетическое развитие»

Знакомить с элементарными средствами выразительности.

Знакомить с произведениями народного искусства (народно-прикладного)

Познакомить с понятием «народные промыслы»

Расширять представления о разнообразии народных промыслов (разные регионы)

Май                                 Тема: «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ознакомления с народным костюмом»

Дидактическое упражнение игровая ситуация «Правила поведения в музее»

Словесная игра «Я начну, ты продолжи»

Рисование «Билет в музей»

Беседа с детьми

«Музеи - как средство патриотического

воспитания ребенка»

Д/и «О чем расскажут экспонаты»

Аппликация «Придумай узор»

ИКТ экскурсия в мини -музей беседа на тему

«История одного предмета»

Д/и «Путаница»

Рисование «Как мы ходили в музей»

Выездная выставка ИОКМ

Тематическое развлечение «Во что играли в старину?»

Д/и «Иркутский музей»

Словесная игра: «Посмотри и назови»

Рисование «Иркутский музей

«Социально – коммуникативное развитие»

Приучать детей к вежливости.

( учить здороваться, прощаться,)

Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Продолжать знакомить с народными традициями,

Воспитание уважения к людям разных национальностей, их культуре,

«Познавательное развитие»

Формировать интерес к малой родине рассказывать о том, куда они ходили в выходные дни.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, его достопримечательностям.

Продолжать знакомить с  экспонатами мини-музея,  

Формировать у детей историческое сознание.

«Речевое развитие»

Учить детей называть и различать существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы)

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей , материалов из которых они изготовлены.

Обогатить словарный запас  словами и словосочетаниями по решаемой проблеме

Дать понятие музейной педагогики как средство приобщения к народным  традициям.

«Художественно – эстетическое развитие»

Приобщать  детей к посещению музея.

Развивать интерес к посещению музея.

Вовлекать детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.

Отражать полученные знания в рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции.

Март, 1-я неделя: «8 марта – Международный женский день»Цели:  способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами; ...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Праздник «Пасха»

Цели: знакомить  с культурой празднования ПасхиПланируемые результаты: сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового ...

Тематическое планирование "Посуда. Народные промыслы""

Итоговое мероприятие «Путешествие в прошлое посуды» Совместная деятельность педагога с детьми    (групповая, подгрупповая, индивидуальная)УТРО: приём детей,  включ...

Тематическое планирование недели "Народная игрушка"

Вашему вниманию представлено тематическое планирование недели "Народная игрушка" для первой младшей группы....

Комплексно - тематическое планирование "День народного единства" подготовительная группа

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках...