Тематическое планирование по народному костюму
методическая разработка по окружающему миру на тему
Тематическое планирование дополнительного образования по нравственно – патриотическому направлению с использование интегративного подхода реализации образовательных областей образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_po_teme_narodnyy_kostyum.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующей МБДОУ д\сад № 115
_________________Токарева Л.Н.
01.09.2016год
Тематическое планирование дополнительного образования по нравственно – патриотическому направлению с использование интегративного подхода реализации образовательных областей образовательной программы
Содержание и образовательные области | Задачи по образовательным областям | |||
Младший дошкольный возраст (3-4 лет) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |
Сентябрь | Тема «Разнообразие народной одежды» | |||
Содержание | Рассматривание семейного альбома- «Имена членов семьи, как играют , что делают дома», д\и «Что лишнее»,Уголок ряженья: сарафаны и платки., Чтение потешки «Еду – еду к бабе, к деду аппликация - «Нарядный платочек» | Заучивание наизусть потешки «Барашек» С\р «Ателье» Д\и «Чудесный мешочек» Чтение «Заплатка» Н.Носов Беседа «Откуда берется шерсть» Рисование «Украсим варежку русским узором» | Чтение сказки с драматизацией «Хаврошечка» Лепка «Девочка в сарафане» Настольная разрезная игра «Одень куклу» Д\и «Угадай из чего сшито? (шерсть, хлопок) » | Беседа «Инструменты необходимые для работы портному» с/р «Домашний театр» Д\и «Создай образ сказочному герою» Чтение «Кот в сапогах» Коллаж из ткани «Красные сапожки» |
«Социально – коммуникативное развитие» | Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. | Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. | Воспитывать умение самостоятельно находить общие интересные занятия. | Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм. |
«Познавательное развитие» | .Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней. | Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда | Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлена одежда. | Закрепить знания о людях разных профессий, об инструментах, необходимых людям для работы. |
«Речевое развитие» | Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием сюжета. | Запоминать небольшие и простые по содержанию потешки. | Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | Приучать детей будущих школьников проявлять инициативу с целью получения новых знаний. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. | Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные элементы русских узоров. | При чтении литературных произведений обращать внимание детей на описаниеодежды сказочных героев. | Закреплять умение делать аппликацию используя кусочки ткани разнообразной фактуры. |
Октябрь | Тема: «Роль народных промыслов на дизайн (оформление) национальной одежды». | |||
Содержание | Рассматривание – и обыгрывание «Народная игрушка» Рассматривание альбомов с иллюстрациями Д\и «Русская матрешка» Чтение потешки «Пошла Маша на базар» Аппликация «Фартук для матрешки» | Чтение детям «Федорино горе» Беседа «Правила поведения за столом» Д\и «Накрой стол для кукол» Рисование «Праздничная скатерть для бабушки» | Беседа «Народные праздники» Трудовое поручение «Каждой вещи свое место» Д/и «Чудесный мешочек» Нетрадиционное рисование «Расписной платок» | Составление рассказа «Верхняя одежда» Д/и «Подбери пару» Д/и «Разрезные картинки» Чтение детям «По щучьему велению» Работа с тканью «Тряпичные куклы» |
«Социально – коммуникативное развитие» | Обращать внимание на, то как много ярких, красивых игрушек в групповой комнате. | Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению. | Воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками | Формировать интерес к учебной деятельности. |
«Познавательное развитие» | Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; соизмерять один предмет с другим по заданному признаку. | Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. | Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов. | Учить сравнивать предметы, составлять из части целое. |
«Речевое развитие» | На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. | Уточнять познания и назначение предметов одежды. | Развивать умение поддерживать беседу. | Продолжать учить содержательно ивыразительно пересказывать отрывки из литературных текстов. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Развивать эстетические чувства детей через приобщение к произведениям народного искусства. | Учить выделять основные средства выразительности (цвет, форма) | Познакомить с понятием «народное искусство» | Продолжать знакомить с народным декоративно прикладным искусством (изготовление тряпичной куклы) |
Ноябрь | Тема: «Украшение из природного материала (самоцветы)» | |||
д\ упражнение – игровая ситуация: «Заплетем кукле косы» Беседа «Каменные изделия» Д\и «Какие камни ты видел на берегу» Чтение - «Хотела галка пить» Рассматривание иллюстраций Рисование «Бусинки» | Чтение «Красная шапочка» (шарф, брошь, бусы, серьги, кулоны, др) Беседа «Мастер ювелир» С\и «Магазин украшений» Д\и «Кому что нужно для труда ювелира» Аппликация «Красивая брошка или бусы» | Экскурсия в мини музей детского сада «История и культура народов России» Д\и «Что предмет рассказывает о себе» Игра «Ассоциации» Лепка и рисование - пластилиновая живопись«Бусы красавицы Ангары» | Беседа «Байкальские самоцветы» Чтение детям Бажов «Хозяйка медной горы» Д\и «Мозаика» Бумагапластика «Малахитовая шкатулка» | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Формировать представления о простейших взаимосвязях в неживой природе. | Продолжать знакомить с многообразием неживой природы. | Формировать основы экологической культуры. | Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как пещеры. |
«Познавательное развитие» | Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. | Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. | Закрепление названий материала и формы предметов. | Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими материалами. |
«Речевое развитие» | Уточнять названия и назначение украшений из природного материала. | Вводить в словарь детей существительные обозначающие профессии. | Упражнять в подборе существительных к прилагательному (твердый-камень, минерал, самоцвет) | Обращать внимание детей на образные слова и выражения. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. | Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина) | Закрепить умение лепить предметы комбинированным способом. | Закреплять умение складывать бумагу, прямоугольной формы в разных направлениях. |
Декабрь | Тема : «Традиционная нарядная одежда для народных праздников». | |||
7 декабря –«Екатерина-санница» д/упражнение –игровая ситуация : «Наряди Ваню и Машу на праздник» Д/и «Посмотри и отгадай» Чтение потешки «Пальчик –мальчик» Рассматривание картины - «Зимние забавы детей» Декоративное рисование -«Кушак» | 8 декабря –« Климент» Д/и «Одежда мужчин и женщин отличие и схожесть» Рассматривание слайдов и беседа- «Вологодские кружева» Рассматривание иллюстраций вологотских изделий Чтение стихов Рисование «Нарисуй кружева для повязки на голову» | 19 декабря «Никола зимний» д/и «Как у наших у ворот» Беседа и рассматривание слайдов - «Разноцветный сарафан» Заучивание народной песенки «Сундуки мы берем, Сарафаны достаем» Аппликация «Русский женский сарафан» | 14 декабря – «Наум –грамотник» д/и «Что предмет может рассказать о себе» Презентация – «Выставка мужских рубашек» Беседа «История одного предмета -рубашки косоворотки» Чтение « Скоморохи на ярмарке», «Мы – шуты Его Величества Народа!» Аппликация «Петрушка.» | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Постепенно формировать образ своего - «Я». | Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). | Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. | Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу |
«Познавательное развитие» | Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств) | Продолжать знакомить детей с изображением изделий или предметов одежды украшенные в народном стиле. | Рассказывать о том, что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее. | Продолжать знакомить детей с народными наблюдениями, с этого дня устанавливался сильный мороз и с Николы открывались ярмарки. |
«Речевое развитие» | Продолжать помогать детям общаться со сверстниками посредством поручений . | Предлагать детям рассматривать иллюстрированные издания знакомых произведений. | Помогать выразительно, с естественными интонациями исполнять песню. | Совершенствовать умение составлять рассказы о проведении ярмарок. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов. | Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам узоров. | Развивать эстетическое восприятие , художественный вкус. | Продолжать знакомить детей с произведениями живописи. |
Январь Тема: «Ознакомление с обувью через народный фольклор» | ||||
Игровое упражнение «Делай как я!» Д/и «Найди такой же башмачок» Чтение Н Павлова «Чьи башмачки?» Рисование по трафарету «Башмачки» | Д\и «Кто во что одет?» Рассматривание слайдов – «Выставка обуви» Беседа «Для чего нам нужна обувь?» Чтение и заучивание песенки «Эх вы лапти, да лапти, да лапти мои» Лепка «Лапти для домовенка» | Беседа «Зимняя обувь» д\ игра «Магазин обуви»,д\ упражнение - «Одеваемся самостоятельно» Колыбельная песенка «Баю, баю, баиньки, Скатаем Маше валенки» Рисование «Валенки» | Беседа «История одного предмета - камусы» Фотовыставка – «0бувь народов мира» Трудовое поручение -«Высушим обувь после прогулки» Выучить наизусть потешки «Уж ты бабушка кожевница, дорогая рукодельница!» Аппликация «Камусы»- обувь народов севера | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Приучать детей следить за своим внешним видом. | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. | Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться | Закреплять умение следить за чистотой одежды, обуви. |
«Познавательное развитие» | Побуждать вычленять некоторые особенности предметов народной обуви. | Продолжать знакомить детей с признаками народной обуви (материал, форма, изготовление). | Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. | Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов. |
«Речевое развитие» | Воспитывать умение слушать новые литературные произведения. | Обсуждать с детьми информацию о предметахвыходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. | Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие народные песенки. | Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Продолжать учить правильно держать карандаш. | Закреплять приемы лепки освоенные в предыдущих группах. | Формировать умение украшать узорами предметы зимней одежды. | Закреплять умение делать аппликацию используя кусочки ткани разнообразной фактуры. |
Февраль Тема: «Ознакомление с головными уборами через игровую деятельность» | ||||
Игровое упражнение «Одень куклу на прогулку» С/р «Магазин русских платков» Чтение «Снегурочка и лиса» Рисование «Алый шелковый платочек» | Рассматривание альбома «Народные головные уборы» С/р «Магазин головных уборов» Словесная игра «Чего не стало у Маши – растеряши» Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Рисование на силуэтах «Повязка на голову» (девичьи уборы) | Игра на прогулке «Взятие снежной крепости» Д/и «Зимние головные уборы мужские и женские» Чтение сказки «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Рисование «Малахай» (мужские уборы) | Беседа «Народные головные уборы» С/р «Посиделки у бабушки» Чтение сказки «Василиса Прекрасная» Рисование «Обложка к сказке» (отразить головной убор» | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, помогать друг другу. | Воспитывать бережливость, аккуратность к своим вещам. | Побуждать к использованию в речи народного фольклора. | Формировать умение слушать собеседника не перебивая без надобности. |
«Познавательное развитие» | Знакомить с ближайшим окружением (основными объектамигородской инфраструктуры – магазины) | Продолжать знакомить с культурными традициями и атрибутами народной одежды. | Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих. | Расширять представления детей об истории создания одного предмета (кокошник) |
«Речевое развитие» | Развивать эстетические чувства детей через произведения народного искусства (головные уборы) | Рассказывать о материалах (кожа, шерсть, ткань) из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. | Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения. | Продолжать работу по обогащению бытового обществоведческого словаря детей. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Закреплять знание названий цветов (желтый, синий, зеленый, красный, белый, черный) | Использовать народные изделия (дымка, хохлома) в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. | Продолжать учить детей изображать фигуры людей , Прорисовывать мелкие детали одежды и головных уборов. | Совершенствовать технику изображения. |
Март Тема «Знакомство с бурятским народным костюмом» | ||||
Д/и «Одень куклу в бурятский костюм» ИКТ Рассматривание фото слайдов «Бурятский пояс для халата» Чтение детям В. Стародумов «Омулевая бочка», Рисование «Пояс для бурятского костюма» | с/р «Откуда приехали гости» ИКТ Рассматривание иллюстраций «Буряты в национальной одежде» Чтение Г.Кунгуров «Богатырь Байкал» Рисование «Ичиги (унты) –бурятская обувь» | Показ куклы в бурятской одежде. Д/и «Украшения бурят», практическое упражнение:( группируем предметы), загадки об одежде чтение сказки В.Стародумов «Ангарские бусы» Аппликация «Бурятское украшение» | Д\и «Угадай и назови», ИКТ рассматривание иллюстраций «Национальная одежда бурят» С/р «Одень куклу» Чтение бурятской народной сказки «Хозяин Ольхона» Работа с тканью «Пришей пуговицу на халат» | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Беседовать с ребенком о членах его семьи (национальность) | Углублять представления детей о семье ее членах (родословная) | Формировать представление о людях других национальностей. | Воспитывать эстетическое отношение к миру и искусству. |
«Познавательное развитие» | Формировать уважение к культуре других народов. | Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (обувь из кожи) | Учить детей группировать предметы по форме, действовать с эталонами. Развивать зрительное восприятие обогащать сенсорный опыт детей | Формировать элементарные знания об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (легенды народов мира) |
«Речевое развитие» | В целях уточнения представлений о предметах ближайшего окружения представлять детям самостоятельного рассматривания иллюстрации. | Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова более точно отражающие особенности предмета | Учить детейузнавать по описанию, выделять существенные признаки сравнивать и сопоставлять | Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Подводить детей к изображению предметов разной формы (прямоугольник) | Учить выделять элементы одежды, видеть и называть цвета используемые в одежде. | Познакомить с бурятской сказкой.Учить внимательно слушать и оценивать поведение героев. | Формировать умение вдевать нитку в иголку; пришивать пуговицу. |
Апрель Тема: «Приобщение к народным промыслам через народно-прикладное искусство народов Прибайкалья | ||||
д/упражнение игровая ситуация «Мастеровые» Д/и «Путаница» Чтение сказки Т.Кирюшатова «Лоскутное одеяло» Работа с бумагой (фантики) «Одеяло для куклы». | Д/и «Определи на ощупь» С/р «Город ремесел» Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла?» ИКТ рассматривание фото слайдов о народных промыслах Лепка « Прялка», (веретено) | Презентация «10 ноября – День бабы Василисы – льняницы» Д/и «Культуры которые нас одевают (хлопок, лен)» Чтение детям Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Рисование «Рукодельницы» | Презентация « 14 ноября – Кузьма и Демьян – рукомесленники покровители женского рукоделия» Д/и «Из чего сделано» С/р «Мастерская по ремонту одежды» Рисование «Ярмарка» | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. | Развивать умение детей различать особенности для каждого вида ремесла. | Воспитывать культуру трудовой деятельности , бережное отношение к материалам, инструментам. | Закреплять планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы. |
«Познавательное развитие» | В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила. | Совершенствовать тактильные ощущения детей. | Развивать умение самостоятельно определять материалы, структуру поверхности, прочность. | Рассказывать что материалы добывают и производят. (металл, ткань) |
«Речевое развитие» | Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.. | Познакомить с книжками оформленными Ю.Васнецовым. | Учить рассказывать о предметах по плану. | Совершенствовать умение составлять рассказы |
«Художественно – эстетическое развитие» | Знакомить с элементарными средствами выразительности. | Знакомить с произведениями народного искусства (народно-прикладного) | Познакомить с понятием «народные промыслы» | Расширять представления о разнообразии народных промыслов (разные регионы) |
Май Тема: «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ознакомления с народным костюмом» | ||||
Дидактическое упражнение игровая ситуация «Правила поведения в музее» Словесная игра «Я начну, ты продолжи» Рисование «Билет в музей» | Беседа с детьми «Музеи - как средство патриотического воспитания ребенка» Д/и «О чем расскажут экспонаты» Аппликация «Придумай узор» | ИКТ экскурсия в мини -музей беседа на тему «История одного предмета» Д/и «Путаница» Рисование «Как мы ходили в музей» | Выездная выставка ИОКМ Тематическое развлечение «Во что играли в старину?» Д/и «Иркутский музей» Словесная игра: «Посмотри и назови» Рисование «Иркутский музей | |
«Социально – коммуникативное развитие» | Приучать детей к вежливости. ( учить здороваться, прощаться,) | Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. | Продолжать знакомить с народными традициями, | Воспитание уважения к людям разных национальностей, их культуре, |
«Познавательное развитие» | Формировать интерес к малой родине рассказывать о том, куда они ходили в выходные дни. | Продолжать воспитывать любовь к родному краю, его достопримечательностям. | Продолжать знакомить с экспонатами мини-музея, | Формировать у детей историческое сознание. |
«Речевое развитие» | Учить детей называть и различать существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы) | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей , материалов из которых они изготовлены. | Обогатить словарный запас словами и словосочетаниями по решаемой проблеме | Дать понятие музейной педагогики как средство приобщения к народным традициям. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Приобщать детей к посещению музея. | Развивать интерес к посещению музея. | Вовлекать детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея. | Отражать полученные знания в рисунках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции.
Март, 1-я неделя: «8 марта – Международный женский день»Цели: способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами; ...
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Праздник «Пасха»
Цели: знакомить с культурой празднования ПасхиПланируемые результаты: сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового ...
Тематическое планирование "Посуда. Народные промыслы""
Итоговое мероприятие «Путешествие в прошлое посуды» Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная)УТРО: приём детей, включ...
Тематическое планирование недели "Народная игрушка"
Вашему вниманию представлено тематическое планирование недели "Народная игрушка" для первой младшей группы....
Комплексно - тематическое планирование "День народного единства" подготовительная группа
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках...