Календарно - тематическое планирование "Русские народные обычаи и традиции"
консультация
Предварительный просмотр:
Тема «Русские народные традиции и обычаи»
Задачи: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешка – Городецкая, Богородская; бирюльки. Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу.
Коммуникативная деятельность:
- Развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;
- Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.), иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновоских, иллюстрации к русским народным сказкам, книги «Русский сувенир», «Город мастеров»;
- Беседы: «Путешествие в волшебный Городец», «Традиции русского народа», «О русских народных промыслах», «Русская матрёшка», «Устное народное творчество в России», «Потешный промысел наших предков», «Русские народные музыкальные инструменты», «Из прошлого театра», «Русский народный костюм»;
- Экскурсия в музей («Русская изба», «Слава русской старине»);
- Составление рассказов по пословицам и поговоркам;
- Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях;
- Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям;
- Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучимся в теремок», «Мастерская городецких художников»;
- Викторина по русским народным сказкам;
- Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки»;
- Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним - рано поутру...», «Ласточка-ласточка».
Познавательно - исследовательская деятельность
- Беседы: «Народные обряды и обычаи встречи времен года», «Малые фольклорные формы», «Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки», «Народные праздники - Рождество, Святки, Масленица и Пасха», «Русские народные музыкальные инструменты», «Культурные традиции родного города», «Чем славилась русская изба»;
- Рассказ воспитателя с обсуждением: «Как жили люди на Руси», «Как раньше в гости ходили», «Из прошлого ложки», «Русская изба, чем ты красна», «Русская национальная одежда»
- Экспериментирование с водой, глиной;
- Экспериментирование в центре песка и воды
Игровая деятельность
Дидактические игры:
- «Народные традиции»;
- «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы, «Путаница», «Радость» К. Чуковского; «Шутка» В. Александровой);
- «Подбери слово»;
- «Скажи по-другому»;
- «Наоборот»;
- «Назови ласково»;
- «Кто где работает?» (город, село);
- «Расставь жилище»;
- «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент);
- «Кому что нужно для работы»;
- «Отгадай загадки»;
- «Придумай загадку»;
- «Повтори скороговорку»;
- «Придумай колыбельную для куклы»;
- «Наш дом - Россия»;
- «Народы России»;
- «Мой дом»
Сюжетно ролевые игры:
- «Дом»;
- «Семья»;
- «Ярмарка»;
- «К нам гости пришли»;
- «Магазин-лавка народных игрушек»;
- «Игра-экскурсия в «Город мастеров»»;
- Игры-ситуации: «У бабушки в деревне», «Мы встречаем гостей»- угощение блинами, «Чему должны были научиться люди»;
- Игры-путешествия в прошлое предметов;
Центр театрализованных игр:
- Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
Пальчиковая игра:
- «Матрешки»;
- «Мальчик пальчик»
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
- Игры – хороводы: «Три веселых братца», «Огород», «Ветер», «Гори-гори ясно»;
- Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «Зайка серый умывается», «Перетяни канат», «Ручеек»;
- «Мыши и кот», «Лиса в курятнике», «Кто дальше бросит мешочек», «Наседка и цыплята», «Ловишки», «Вороны и гнезда», «Пустое место», « Мы - веселые ребята», «Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Надень шапку», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог»;
- Игры малой подвижности «Поиграем с матрешкой в прятки»
Конструирование
- Изготовление из природного материала макета «Подворье»;
- Строительство из деталей конструктора теремка для настольного театра по сказке «Теремок»;
- Конструирование из бумаги: «Скамья» (лавка), «Стол», «Печка», «Изба»;
Восприятие художественной литературы и фольклора
- Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей, «Лисичка-сестричка и волк», «Чудесные лапоточки», «Лиса и козел», «Золотое веретено», «Крошечка – Хаврошечка»;
- Знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками («Барабек», «Мешок»);
- Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь»;
- Разучивание поговорок и пословиц;
- Заучивание Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки»;
- Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка»;
- Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»
- Уборка участка
- Развешивание кормушек для птиц
Изобразительная деятельность
Рисование
- Рассматривание иллюстрации: «О праздниках на Руси», «Устройство русской печи», «Строительство избы», глиняных предметов, Иллюстрации художника Ю. Васнецова к потешкам;
- Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски-франтихи» или «Дымковский конь»;
- Декоративное по мотивам городецкой росписи: «Узор на полосе из бутонов и листьев» или «Узоры на кухонных досках»;
Лепка
- «Пластилиновая роспись» (дымковская);
- Знакомство с искусством - керамическая посуда, украшенная росписью и рельефом: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов»;
- Декоративная лепка «Гжельский чайник» – слоеное тесто.
Аппликация
- «Украшение фартука»;
- «Укрась Даше сарафан»;
- Декоративная лепка. «Гжельский чайник» – слоеное тесто.
Самостоятельное художественное творчество:
- Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
- Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
- Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
- Пение русских народных песенок и попевок.
- Придумывание пословиц и поговорок.
- Инсценированное чтение потешек.
- Рассказывание сказок по ролям.
Музыкальная деятельность
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
- П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
Пляски и игры:
- «Заинька», обр. С.Кондратьева, «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского, Русской нар. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
- Игры с деревянными ложками;
Пение:
- Заклички, приговорки, прибаутки;
- Рус. нар. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись»;
- Знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка.
Работа с родителями
- Рассматривание книг, обсуждение, предметов на тему «Русской избы», фотоальбом «Национальные костюмы»;
- Создание выставки в группе «Русские художественные промыслы»;
- Маршрут выходного дня: посещение вместе с детьми музеев, выставок (Калачеевский Краеведческий музей);
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции»;
- Просмотр телепередачи «Играй, гармонь»;
- Приобщение детей к семейным традициям;
- Посещение концертов русского народного хора, оркестра музыкальных инструментов;
- Нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;
- Консультация для родителей «Игры детей с матрешками», «Народно-прикладное искусство в жизни детей», «Народные промыслы» (вязание, вышивание, плетение и др.)
Итоговое мероприятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Народные традиции"
Цель: Формирование у детей представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Фор...
Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)
Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...
Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе
В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...
Календарно-тематическое планирование "Народные традиции и обычаи на Руси"
Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования - одно из приоритетовКонцепции развития дошкольного образованияв Красноярском крае на 2022-2025. При составлении календа...
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе...
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в подготовительной группе
Цель: Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, Приобщения к народной игровой культуре.Задачи: знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тр...