Календарно - тематическое планирование "Русские народные обычаи и традиции"
консультация

Воронина Елена Алексеевна

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_nar._traditsii_i_obychai.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Русские народные традиции и обычаи»

Задачи: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным  декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешка – Городецкая, Богородская; бирюльки. Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу.

Коммуникативная деятельность:

  • Развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;
  • Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.), иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновоских, иллюстрации к русским народным сказкам, книги «Русский сувенир», «Город мастеров»;
  • Беседы: «Путешествие в волшебный Городец», «Традиции русского народа», «О русских народных промыслах», «Русская матрёшка», «Устное народное творчество в России», «Потешный промысел наших предков», «Русские народные музыкальные инструменты», «Из прошлого театра», «Русский народный  костюм»;
  • Экскурсия в  музей («Русская изба», «Слава русской старине»);
  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам;
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях;
  • Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям;
  • Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучимся в теремок», «Мастерская городецких художников»;
  • Викторина по русским народным сказкам;
  • Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки»;
  • Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним - рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Познавательно - исследовательская деятельность

  • Беседы: «Народные обряды и обычаи встречи времен года», «Малые фольклорные формы»,  «Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки», «Народные праздники - Рождество, Святки, Масленица и Пасха», «Русские народные музыкальные инструменты», «Культурные традиции родного города», «Чем славилась русская изба»;
  • Рассказ воспитателя с обсуждением: «Как  жили люди на Руси», «Как раньше в гости ходили», «Из прошлого ложки», «Русская изба, чем ты красна», «Русская национальная одежда»
  • Экспериментирование с водой, глиной;
  • Экспериментирование в центре песка и воды

Игровая деятельность 

Дидактические игры:

  • «Народные традиции»;
  • «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы, «Путаница», «Радость» К. Чуковского; «Шутка» В. Александровой);
  • «Подбери слово»;
  • «Скажи по-другому»;
  • «Наоборот»;
  • «Назови ласково»;
  • «Кто где работает?» (город, село);
  • «Расставь жилище»;
  • «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент);
  • «Кому что нужно для работы»;
  • «Отгадай загадки»;
  • «Придумай загадку»;
  • «Повтори скороговорку»;
  • «Придумай колыбельную для куклы»;
  • «Наш дом - Россия»;
  • «Народы России»;
  • «Мой дом»

Сюжетно ролевые игры:

  • «Дом»;
  • «Семья»;
  • «Ярмарка»;
  • «К нам гости пришли»;
  • «Магазин-лавка народных игрушек»;
  • «Игра-экскурсия в «Город мастеров»»;
  • Игры-ситуации: «У бабушки в деревне», «Мы встречаем гостей»- угощение блинами, «Чему должны были научиться люди»;
  • Игры-путешествия в прошлое предметов;

Центр театрализованных игр:

  • Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

Пальчиковая игра:

  • «Матрешки»;
  • «Мальчик пальчик»

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

  • Игры – хороводы: «Три веселых братца», «Огород», «Ветер», «Гори-гори ясно»;
  • Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «Зайка серый умывается», «Перетяни канат», «Ручеек»;
  •  «Мыши и кот», «Лиса в курятнике», «Кто дальше бросит мешочек», «Наседка и цыплята», «Ловишки», «Вороны и гнезда», «Пустое место»,  « Мы - веселые ребята», «Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Надень шапку», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог»;
  • Игры малой подвижности «Поиграем с матрешкой в прятки»

Конструирование

  • Изготовление из природного материала макета «Подворье»;
  • Строительство из деталей конструктора теремка для настольного театра по сказке «Теремок»;
  • Конструирование из бумаги: «Скамья» (лавка), «Стол», «Печка», «Изба»;

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей, «Лисичка-сестричка и волк», «Чудесные лапоточки»,  «Лиса и козел», «Золотое веретено», «Крошечка – Хаврошечка»;
  • Знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками («Барабек», «Мешок»);
  •  Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь»;
  • Разучивание поговорок и пословиц;
  •  Заучивание Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки»;
  • Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка»;
  • Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»
  • Уборка участка
  • Развешивание кормушек для птиц

Изобразительная деятельность

Рисование

  • Рассматривание иллюстрации: «О праздниках на Руси», «Устройство русской печи»,  «Строительство избы», глиняных предметов, Иллюстрации художника Ю. Васнецова к потешкам;
  • Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски-франтихи» или «Дымковский конь»;
  • Декоративное по мотивам городецкой росписи: «Узор на полосе из бутонов и листьев» или «Узоры на кухонных досках»;

Лепка

  • «Пластилиновая роспись» (дымковская);
  • Знакомство с искусством - керамическая посуда, украшенная росписью и рельефом: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов»;
  • Декоративная лепка «Гжельский чайник» – слоеное тесто.

Аппликация

  • «Украшение фартука»;
  • «Укрась Даше сарафан»; 
  • Декоративная лепка. «Гжельский чайник» – слоеное тесто.

Самостоятельное художественное творчество:

  • Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
  • Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
  • Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
  • Пение русских народных песенок и попевок.
  • Придумывание пословиц и поговорок.
  • Инсценированное чтение потешек.
  • Рассказывание сказок по ролям.

Музыкальная деятельность

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

  • П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

  • «Заинька», обр. С.Кондратьева, «Кострома» и  «Казачок», обр. М.Иорданского, Русской нар. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
  • Игры с деревянными  ложками;

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки;
  • Рус. нар. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись»;
  • Знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка.

Работа с родителями

  • Рассматривание книг, обсуждение, предметов на тему «Русской избы», фотоальбом «Национальные костюмы»;
  • Создание выставки в группе «Русские художественные промыслы»;
  • Маршрут выходного дня: посещение вместе с детьми музеев, выставок (Калачеевский Краеведческий музей);
  • Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции»;
  • Просмотр телепередачи «Играй, гармонь»;
  • Приобщение детей к семейным традициям;
  • Посещение концертов русского народного хора, оркестра музыкальных инструментов;
  • Нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;
  • Консультация для родителей «Игры детей с матрешками», «Народно-прикладное искусство в жизни детей», «Народные промыслы» (вязание, вышивание, плетение и др.)

Итоговое мероприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Народные традиции"

Цель: Формирование у детей представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей. Фор...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)

Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...

Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе

В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...

Календарно-тематическое планирование "Народные традиции и обычаи на Руси"

Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования - одно из приоритетовКонцепции развития дошкольного образованияв Красноярском крае  на 2022-2025. При составлении календа...

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе...

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в подготовительной группе

Цель: Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, Приобщения к народной игровой культуре.Задачи: знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тр...