Экологический урок "Наши заповедники!" в соответствии с ФГОС
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Познакомить детей с Воронежским заповедником нашей страны; Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Воронежской области, побуждать желание побывать в этих местах. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Обогащать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_urok.docx | 744.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №83 г. Россошь Воронежской области
Тема: экологический урок
Воспитатель МКДОУ д/с №83
г. Россошь:
Сычева С.И.
Экологический урок « Знакомьтесь, Воронежский заповедник»
"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
А.Сухомлинский.
● Цель: Познакомить детей с Воронежским заповедником нашей страны; Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Воронежской области, побуждать желание побывать в этих местах. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Обогащать словарный запас детей.
.
Звучит фонограмма птичьи голоса. Появляется Лесовичок- дедушка Ау!
Лесовичок: Я в городе большом
Сегодня заблудился,
Поэтому с визитом
Немного припозднился!
Здравствуйте, дети,
Лесной вам привет!
Я пришел вас навестить, в гости в заповедник пригласить-
В таинственное царство, Воронежского края государство!
Очень богатое царство мое,
Несет красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес!
Лесовичок: А вы знаете, что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы. Деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Лесовичок: Но, прежде чем мы отправимся в заповедные места. Давайте вспомним о том, как надо себя вести в лесу.
Дети с лесовичком записывают правила на фланелеграфе в виде картинок-иллюстраций.
:
● - Ходить только по тропинкам.
● - Не ломать ветки кустарников и деревьев.
● - Не топтать и не рвать цветы, травы.
● - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.
● - Не разорять птичьих гнезд и муравейники.
● - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.
● - Не разжигать костров, не оставлять мусор.
● - Сажать новые деревья и кустарники.
● - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.
● - Подкармливать птиц.
Лесовичок: Ребята, а трудности и опасности вас не пугают?
Путь в мое царство нелегкий, вы готовы?
Полоса препятствий (дети идут «змейкой» за лесовичком).
Мы идем по тропинке
Мы идем по узкой.
Через город мы прошли
И к лесовичку подошли.
Лесовичок: Вот мы и пришли. И куда же вы попали?
Послушайте загадку.
Есть главные жители в царстве моем
А как же мы жителей этих зовем?
( деревья)
- А царство мое так и называется? (лес)
Вот деревья здесь стоят
И листвою шелестят.
Ручьи малые текут,
Громко птицы здесь поют.
Кто немного помолчит.
Для тех лес вдруг зазвучит.
( звучит фонограмма « Звуки леса, птиц, шум ветра т. д.)
Лесовичок: В нашем заповеднике растет почти тысяча видов растений. Среди них обычные и редкие породы сосны, дуба, клена, ясеня, березы, осины.
Под деревьями и кустарниками в низинах, на буграх и полянах бок о бок уживаются такие разные растения, как северный олений лишайник и степной ковыль, всем известный ландыш и ночная фиалка.
Беседа о деревьях.
Царство мое – лес, в нем много деревьев. Что вы знаете о них? Что такое дерево? (дерево – это большое растение)
-Назовите его части? (корни, ствол, ветки и листья - крона)
-Как вы думаете, дерево живое? Почему?
(оно дышит, питается, у него появляются детки-побеги)
- А кто еще живет в лесу? (звери, птицы)
-Да. И растения, и звери, и птицы - они все живые.
Чем же отличаются деревья, растения от птиц и зверей? (деревья молчат и не могут двигаться).
Дидактическая игра, « Какой лист, с какого дерева» (гербарий)
Игровая задача: назвать лист, с какого дерева.
Друг за другом попевали,
деревья правильно называли.
А вот и главные лесные жители!
Загадки послушать о них, не хотите ли?
Лесовичок:
Ай, да молодцы! Все деревья, ягоды узнали! Ребята, вы пришли в гости к лесу, а подарки принесли? Нет. Забыли. Да, непорядок. А вы любите рисовать? Ваш рисунок самый лучший подарок для леса. Но он должен быть необычным, согласны? Сначала приготовим наши ручки к рисованию.
Пальчиковая гимнастика
Твои помощники взгляни.
Десяток дружных пальцев
(пальцы, начиная с указательного, поочередно соединяют с большим)
Как славно жить, когда они
Работы не бояться.
В любой работе сложной
Им равных не сыскать (сжимают и разжимают пальцы)
А нам они сегодня
Помогут рисовать.
Лесовичок: Сегодня главным художником будет ваша ладошка. Посмотрите,. Кладем ладошку на лист бумаги и обводим его простым карандашом. На что это похоже? А на дерево? Покажите где ствол, где ветки, крона. А теперь попробуйте сами
( дети обводят свои ладошки, закрашивают ствол, ветки - коричневой краской)
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Лесовичок: ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего не пойму?
( листьев). Когда дерево бывает с листьями? крону будем рисовать необычно: с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это делается. (Показ)
Как красиво!
Дуб направо, дуб налево.
Просто целая дубрава!
Жителям лесным рисунки вручу.
А вас, ребята, дальше приглашаю двигаться по заповедном лесу.
На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.
● Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (Бобры)
● Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (Олень)
Лесовичок: Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан, прежде всего, бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарию, в Белоруссию, в Азербайджан.
Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов – уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и повелением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес…»
Лось - рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон. ( Показ слайдов животных в заповедном лесу)
Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
Десятки и сотни бобров, кабанов и оленей ежегодно отлавливаются в нашем заповеднике и расселяются по разным краям.
Нелегок труд работников заповедника, но красота и богатство природы воодушевляют их. Будто в живом музее, собрались здесь многочисленные виды растений и животных. Это замечательный «остров сокровищ».
На бобровых запрудах поселяется водоплавающая дичь. Вокруг оставленных ими пней образуется мощная поросль, которой охотно кормятся лоси, олени, косули, зайцы. Там, где живут бобры, реки полноводны. В случае лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню. Создание заповедника благотворно сказалось на развитии жизни бобров, но и всех животных и растений, обитающих на его территории.
Заповедники - это острова спасения для растений и животных.
В этом храме природы живут и работают ученые – биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.
Аутотренинг
Лесовичок:
А сейчас закройте глаза - мы с вами отдохнем…(звучит запись «Голоса леса»)
Ярко светит солнце.
Дует легкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышутся травы, луга.
Надо мною гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
Лесовичок: Ребята, смотрите там, на полянке вас ждут – это лисичка и волк.
Игры, танцы с лисичкой и волком « Догонялки», «Хитрая лиса»
Лесовичок: Нам пора возвращаться домой, но прежде чем уйти их леса заповедного я вас, ребята, угощу. Подходите, не стесняйтесь!
Мы на миг закроем глазки.
Открываем…
В детский сад вам всем пора.
До свиданья, детвора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...
"Экологическое воспитание дошкольников в соответствие с ФГОС "
Рабочая программа...
Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое ...
- Мне нравится (1)