Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
консультация
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам. По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды». В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды». ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями(«Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях…»п. 2.9ФГОС ДО). Таким образом, комплексный подход в экологическом воспитании детей дошкольного возраста можно представить через интеграцию образовательных областей: 1) «Социально-коммуникативное развитие»: формирование практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения; формирование гуманно-ценностного отношения к природе. 2) «Познавательное развитие»: обогащение детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; формирование представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. 3) «Речевое развитие»: обогащение и активизация словарного запаса, развитие звуковой культуры речи (на основе звукоподражания), обучение составлению рассказов; знакомство с книжной культурой, детской литературой экологического содержания. 4) «Художественно-эстетическое развитие»: развитие художественных способностей, эстетических чувств, умения замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы. 5) «Физическое развитие»: формирование основ здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Одним из требований к организации образовательной среды в ДОО является правильно спланированная и организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного развития детей.«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (п. 3.3 ФГОС ДО). Эколого-развивающая предметная среда ДОО С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать: • познавательному развитию ребёнка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов); • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам); • оздоровлению ребёнка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе); • формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы); • формированию экологически правильного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе). Рыжова Н.А. предлагает некоторые объекты, помогающие создать экологическую развивающую среду в детском саду. Центр природы (живой уголок) Живые уголки (уголки природы) – достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Музеи Относительно новым для детских садов является создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно–этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Огород, сад Эти элементы развивающей предметной среды можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой. Традиционно огород используют с цель. Выработки у детей навыков ухода за растениями . знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду (как для употребления в пищу детьми и взрослыми, так и на корм для животных). 1.Огород во дворе дошкольного учреждения. 2.Мини-огороды на окнах. Экологическая тропинка В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: 1) на территории дошкольного учреждения; 2) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер). Кроме того в группах организуется Центр экспериментирования (детская лаборатория) Для детского исследования и экспериментирования центр наполнен разнообразными природными и неоформленными материалами, имеется лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Материалы экологического содержания могут быть представлены и в других центрах активности: центре литературы (книжном уголке), центре художественного творчества (уголок изодеятельности), игровом центре (центр сюжетно-ролевых игр, центр развивающих игр). Как создать эффективную систему экологического воспитания в ДОО, основанную на интегрированном подходе? – Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Важным условием реализации образовательной программы в области экологического воспитания является использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (п. 3.2 ФГОС ДО). Выбор форм и методов работы с детьми определяется принципами дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО): • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности<…>; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • приобщение детей к социокультурным нормам <…>; • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками: • Нетрадиционные формы НОД (путешествия, экскурсии, викторины и т.д.) • Экспериментирование (опыты) • Поисковая деятельность • Совместная проектная деятельность экологической тематики • Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Тематика таких акций может быть разнообразной:«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), • Игровая деятельность (игровые обучающие ситуации, дидактические игры экологической направленности) • Экологические сказки Также не маловажным принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является сотрудничество с семьей (п. 1.4 ФГОС ДО), который заключается в обеспечении«психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (п. 1.6 ФГОС ДО), а также «вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п. 3.2 ФГОС ДО). Работа с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: • ознакомление родителей с работой ДОО по экологии (специальные экспозиции, видеофильмы, собрания); • организация различных мероприятий с участием родителей (акции, совместные проекты). ознакомление родителей с результатами образовательной деятельности (открытые занятия, экологические праздники, индивидуальные консультации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_dou_office_word.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Воспитатель: Шестакова Т.В.
МБДОУ д/с №5 « Колокольчик»
г. Котельнич 2019 г.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам.
По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».
В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды».
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями(«Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях…»п. 2.9ФГОС ДО).
Таким образом, комплексный подход в экологическом воспитании детей дошкольного возраста можно представить через интеграцию образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»: формирование практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения; формирование гуманно-ценностного отношения к природе.
- «Познавательное развитие»: обогащение детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; формирование представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
- «Речевое развитие»: обогащение и активизация словарного запаса, развитие звуковой культуры речи (на основе звукоподражания), обучение составлению рассказов; знакомство с книжной культурой, детской литературой экологического содержания.
- «Художественно-эстетическое развитие»: развитие художественных способностей, эстетических чувств, умения замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы.
- «Физическое развитие»: формирование основ здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Одним из требований к организации образовательной среды в ДОО является правильно спланированная и организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного развития детей.«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (п. 3.3 ФГОС ДО).
Эколого-развивающая предметная среда ДОО
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
- познавательному развитию ребёнка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);
- оздоровлению ребёнка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически правильного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе).
Рыжова Н.А. предлагает некоторые объекты, помогающие создать экологическую развивающую среду в детском саду.
Центр природы (живой уголок)
Живые уголки (уголки природы) – достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них.
Музеи
Относительно новым для детских садов является создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно–этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи.
Огород, сад
Эти элементы развивающей предметной среды можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой. Традиционно огород используют с цель. Выработки у детей навыков ухода за растениями . знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду (как для употребления в пищу детьми и взрослыми, так и на корм для животных).
1.Огород во дворе дошкольного учреждения.
2.Мини-огороды на окнах.
Экологическая тропинка
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: 1) на территории дошкольного учреждения; 2) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер).
Кроме того в группах организуется Центр экспериментирования (детская лаборатория)
Для детского исследования и экспериментирования центр наполнен разнообразными природными и неоформленными материалами, имеется лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес.
Материалы экологического содержания могут быть представлены и в других центрах активности: центре литературы (книжном уголке), центре художественного творчества (уголок изодеятельности), игровом центре (центр сюжетно-ролевых игр, центр развивающих игр).
Как создать эффективную систему экологического воспитания в ДОО, основанную на интегрированном подходе? – Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Важным условием реализации образовательной программы в области экологического воспитания является использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (п. 3.2 ФГОС ДО). Выбор форм и методов работы с детьми определяется принципами дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО):
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности<…>;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам <…>;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками:
- Нетрадиционные формы НОД (путешествия, экскурсии, викторины и т.д.)
- Экспериментирование (опыты)
- Поисковая деятельность
- Совместная проектная деятельность экологической тематики
- Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Тематика таких акций может быть разнообразной:«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время),
- Игровая деятельность (игровые обучающие ситуации, дидактические игры экологической направленности)
- Экологические сказки
Также не маловажным принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является сотрудничество с семьей (п. 1.4 ФГОС ДО), который заключается в обеспечении«психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (п. 1.6 ФГОС ДО), а также «вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п. 3.2 ФГОС ДО).
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста:
- ознакомление родителей с работой ДОО по экологии (специальные экспозиции, видеофильмы, собрания);
- организация различных мероприятий с участием родителей (акции, совместные проекты).
ознакомление родителей с результатами образовательной деятельности (открытые занятия, экологические праздники, индивидуальные консультации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные группы)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической ...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическая воспитанность ребенка, является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования. ...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника»
«Экологическое воспитание дошкольника»...
Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни».
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дет...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»...
Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ.
Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ....
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»
Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...