"Экологическое воспитание дошкольников в соответствие с ФГОС "
рабочая программа по теме
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 39.69 КБ |
programma_ekologiya_v_detskom_sadu.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Утверждаю
Педагогическом совете № 1 заведующий МКДОУ -
«09» сентября 2016 г. _ детский сад «Ромашка»
________ Г. Ф. Нестюшенко
«09» сентября 2016 г.
Утверждена приказом
от 12.09.2016 № 32/1
Рабочая Программа
на 2016 – 2019 учебный год
« Экология в детском саду»
МКДОУ – детский сад «Ромашка»
с. Луговое Каменского района
2016 год
Содержание
I. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками 5
1.3. Ожидаемые результаты 6
II.Содержательный раздел 7
2.1. Программное содержание старшей разновозрастной группы 7
2.2. . Программное содержание младшей разновозрастной группы 9
III. Организационный раздел 12
3.1. Условия реализации программы 12
3.2. Материально – техническое обеспечение программы 12
IV. Дополнительный раздел 12
4.1. Используемая литература 12
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность);
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии);
- средствах обучения (дидактический материал – презентации «Времена года», «природа родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиодиски «Голоса птиц»).
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Задачи программы:
Обучающие:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
- Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
- Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
- Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами;
- Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитывающие:
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- Воспитывать ответственность за свои поступки;
- Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью;
- Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:
1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;
2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;
3-й – участок детского сада;
4-й – территория, примыкающая к детскому саду.
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками
Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:
- Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
- Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
- Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
- Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
- Системность. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.
1.3. Ожидаемые результаты
К семи годам ребёнок:
- Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
- Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
- Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.
- Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями.
- Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.
II. Организационный раздел
3.1. Содержание программы для младшей разновозрастной группы
Месяц | № п/п | Тема | Содержание |
Сентябрь | 1 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. |
2 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | |
Октябрь | 3 | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
4 | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | |
Ноябрь | 5 | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. |
6 | «Воробей» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | |
Декабрь | 7 | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
8 | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | |
Январь | 9 | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
10 | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | |
Февраль | 11 | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. |
12 | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | |
Март | 13 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
14 | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | |
Апрель | 15 | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
16 | «Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | |
Май | 17 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
18 | «Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. |
3.2. Содержание программы для старшей разновозрастной группы
Месяц | № п/п | Тема | Содержание |
Сентябрь | 1 | Экскурсия в осенний парк | Беседа об осенних изменениях происходящих в природе. Беседа «Почему птиц стало меньше» Наблюдения детей за изменениями в природе. |
2 | «Перелетные птицы» | Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы». | |
Октябрь | 3 | «Дождь» | Беседа о дожде как о природном явлении. Загадывание загадок о дожде, зонте. |
4 | «Как увидеть воздух» | Беседа о роле воздуха для человека, растений, животных; экспериментирование с воздухом. | |
Ноябрь | 5 | «Здравствуй ветер» | Беседа о ветре как о природном явлении, причинах его возникновения, о роли в жизни организмов, в том числе и человека. Экспериментирование с ветром. |
6 | Природная стихия – огонь | Беседа о пользе и вреде огня; экспериментирование. | |
Декабрь | 7 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает». Беседа об осенних изменениях происходящих в природе. Беседа «Почему птиц стало меньше» Наблюдения детей за изменениями в природе. |
8 | «Зимующие птицы и животные» | Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время. | |
Январь | 9 | «Лес и его значение в жизни человека» | Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя». |
10 | Что где растет, кто где живет? | Беседа о обитателях почвенной, наземной, водной и воздушной среды. | |
Февраль | 11 | «Вода в природе и в жизни человека» | Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой. |
12 | Космос. Вселенная. Звезды. | Беседа о космосе, работе космонавтов. | |
Март | 13 | «Весенний уход за комнатными растениями» | Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы. |
14 | Взаимодействие человека с природой | Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу. | |
Апрель | 15 | «Солнце и облака» | Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень». Беседа об облаках. Отгадывание загадок об облаках. |
16 | Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания | Беседа о росте и развитии растений, животных и их связи со средой обитания. Беседа о млекопитающих, их росте и развитии. | |
Май | 17 | Экскурсия в весенний парк | Беседа о весенних изменениях происходящих в природе. Наблюдения детей за изменениями в природе. |
18 | Жизнь растений и животных в сообществе | Беседы: лес как экосистема; пруд, озеро, река как экосистема; луг как экосистема. |
III. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
1.Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.
2. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.
3.Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:«Уголок природы», календарь природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины). Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- столы, стулья;
- интерактивная доска;
- дидактические игры;
- природный уголок;
- мольберт;
- инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.)
- природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)
- дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.)
IV. Дополнительный раздел
4.1. Список использованной литературы
1. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.
3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.
4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016. – 112с.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.А.Сухомлинский .
Проблема экологического воспитания Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.
Актуальность Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы .
Задачи Обучающие: Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях. Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие). Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы. Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Задачи Развивающие: Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Задачи Воспитывающие: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью. Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.
Методы и приёмы работы с детьми практические (игры, ребусы, загадки, акции, проекты) наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д .) словесные (художественное чтение, беседы) и спользование ИКТ
Уровни развивающей среды в ДОУ: групповой – уголок природы в детском саду; межгрупповой – коридоры, холлы; участок детского сада; территория, примыкающая к детскому саду.
Принципы экологического образования : Гуманность Доступность Научность Деятельность Целостность Системность
Условия реализации программы Организовано «экологическое пространство» Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов. Развивающая экологическая среда
Ожидаемые результаты Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года. Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.
Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.
Реализация программы в МКДОУ – детский сад «Ромашка» Экологические занятия как специально организованная форма обучения
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей
Выставки совместно с детьми и родителями
Развивающая среда
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое ...
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Экологическое воспитание дошкольников по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог»...
Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
laquo;Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлени...