Проект " Маленькие волшебники"( экспериментальная деятельность)
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Коврыга Марина Владимировна

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_volshebniki.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

http://astersoft.net/images/9/3/detskoe-ehksperimentirovanie-kak-sr_thm.jpgПроект

в средней группе

«Маленькие волшебники»

  Подготовила:

воспитатель

Антипова Марина Владимировна.

г. Сафоново

2015 г.

Название проекта «Маленькие волшебники»

Актуальность проекта:

Сегодня государство, в соответствии с ФГОС ДО, поставило перед ДОУ задачу подготовить совершенно новое поколение, активное, любознательное, стремящиеся к поиску. Дошкольное учреждение, как первая ступень в образовании, обязано создать условия для реализации познавательной активности дошкольников.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод познания соответствует возрастным особенностям.

 Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления, новые сведения о том или ином предмете, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проблема: родители и дети мало интересуются экспериментальной деятельностью.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители.

Возраст детей: 4-5 лет

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Задачи:

  1. Воспитывать  коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
  2. Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  3. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы,  способствующие решению поставленной задачи.
  4. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
  5. Продуктивное взаимодействие детского сада и семьи.

Прогнозируемые результаты: устойчивый интерес к экспериментальной деятельности

Ожидаемый результат:

Дети:

Проект позволит:

  • сформировать знания об окружающей  живой и неживой природе;
  • получить возможность удовлетворить присущую детскую любознательность;
  • заинтересовать к   проведению опытов и к исследованиям.

Родители: организация исследовательской деятельности дома.

Формы организации проекта:

  • мониторинг детей (фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей)
  • совместная деятельность вне занятий;
  • НОД;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Консультация для родителей «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»;
  • Рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». 
  • Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях»;
  • Консультация для родителей «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Этапы:

1 этап подготовительный:

  • Изучить теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике.
  • Провести анкетирование родителей на тему «Как помочь маленькому исследователю» .
  • Дать оценку условий для реализации проекта.
  • Наметить основные формы работы с детьми, родителями.
  • Создание развивающей среды.

2 этап основной

  • Внедрение системы работы по внедрению опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности в образовательный процесс
  • Составить перспективный план на 2015-2016гг
  • Совместное оформление с родителями коллекции «Чудесная коробка»
  • Постоянно обновлять рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем!»
  • Оформить тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу» и др.,

3 этап завершающий

  • Подведение итогов и формулирование выводов.
  • Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни детей средней группе» 

1 этап

Мониторинг детей (Н.В.Вераксы)

2 этап

Совместная деятельность вне занятий с детьми среднего возраста организована 1 раз в неделю по 15-20 минут:

беседы: «Совместное начинание» «Наши первые помощники», «Как этим пользоваться»,  «Кто такие ученые»;

проблемные ситуации: «Теплая капелька», «Хлебная плесень» «Красочный сахар»;

дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Чем похож, чем отличается», «Что, где, когда»; «Как мы чувствуем»;

игры-размышлялки «Найди секрет», «У шкатулки», «Из чего это сделано»;

с/ролевая игра «Играем в ученых»;

чтение художественной литературы: чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река». Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», Г. Скребицкий «Четыре художника», В. Бианки «Все самые», к. Ушинский «Проказы старухи зимы». М. Пришвин «Беличья память»;

художественно-эстетическое воспитание: «Солнышко», «Смастерим рубашку из бумаги».  «Урожай на зиму».

НОД: «Воздух-невидимка»,  «Кудесница вода», «Чудо магниты», «Световая энергия», «Воздух которым мы дышим», «Песочная страна», «Забавные фокусы».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Растения и вода», «Теплая капелька», «Всюду воздух», «Камни пишут и рисуют», «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем», «Рассмотри через лупу», «Упрямый воздух», «Вода в лед», «Песочные часы», «Одна капелька», «Вода растворитель», «Куда делась вода», «Тонет – не тонет», Может ли растения дышать», «На свету и в темноте», «Радуга в доме».

Формы работы с родителями:

Привлечь к оформлению разнообразных коллекций;

Привлечь к оформление с/р игры «Играем в ученых»

Тематические выставки фотографий

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни детей средней группе» 

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».

Используемая литература:

 Иванова А.И.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском. саду.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания.

Дыбина О.В. Неизведанное радом.

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

Савенкова А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания.

Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Маленькие фантазёры и исследователи" Ноябрь 2018г

Долгосрочый проект для детей средней группы "Маленькие фантазёры и исследователи", формирующий познавательный интерес к исследовательской деятельности....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста "Маленькие исследователи"

В данном материале представлен паспорт долгосочного проекта, расчитанного на учебный год, по опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй группы раннего возраста.В материале также присутствуе...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности "Маленькие почемучки"

Мусор - это проблема , с которой ежедневно сталкивается каждый из нас. Все дети любят гулять с родителями в парках, ездить на речку, экскурсии. И взрослых, и детей волнует один вопрос - что будет с на...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»

развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Маленькие исследователи»

Целью экспериментирования с детьми 2-3 лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неж...