Конспект экскурсии "Осень золото роняет"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект
экскурсии на тему: «Осень золото роняет»
Возрастная группа. Старшая.
Задачи. Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе. Уточнить знания об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Дать сведения о лесе, как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. Продолжать учить различать некоторые деревья, зимующих птиц. Учить различать некоторые деревья, зимующих птиц. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
Интеграция образовательных областей. Познавательная, речевая, социально – коммуникативная, здоровье.
Словарная работа. Многоярусный, лиственный, хвойный, лещина, лишайники, мхи, шатер, могучие, фитонциды.
Оборудование. Корзины для сбора природного материала, корзина с лесными орешками.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о временах года, зарисовки в уголке природы, заучивание стихов, песен, толкование поговорок, пословиц, беседа о народных приметах, разучивание подвижных игр. Изготовление гербария, подборка иллюстраций с изображением деревьев, мхов, лишайников, грибов, составление конспекта прогулки, подборка стихов о природе, подборка подвижных игр, подборка упражнений к дыхательной гимнастике.
Ход экскурсии.
1. Организационная часть.
В: Сегодня мы с вами пойдем в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Д: Не топтать траву, не рвать растения, не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых.
(Дети и сопровождающие их взрослые отправляются на экскурсию либо в автобусе, либо пешком, если это не далеко)
2. Беседа об осеннем лесе.
В: Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я … Осень
Что меняется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаем осень? Какая погода осенью?
Д: Становится холодно. Листья желтеют, краснеют и осыпаются. Часто идет дождь.
В: Хочу поговорить с вами о растениях. В лесу много деревьев, кустарников, грибов. Верхний шатер образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к свету, к солнцу, поднимаются все выше и выше и только на макушках широко распускают свои ветки. Под шатром высоких деревьев растут кустарники – барбарис, малина, шиповник, лещина. Нижний этаж занимают травы, мхи, лишайники, грибы. Лес – многоярусный. Посмотрите вокруг, какие деревья вы видите?
Д: Березу, дуб, осину, клен, липу.
В: А что растет на этих деревьях?
Д: Листья.
В: Правильно. Такой лес называется лиственным. А еще в наших лесах можно встретить ель, сосну. У них вместо листьев растут иголки – хвоя. И такие леса называются хвойными. Возьмите веточки ели и сосны и найдите различия между их хвоинками. Как они располагаются? Какова их длина? Отличаются ли они по цвету?
Д: (ответы)
Сосна может расти на В: Хвоинки не опадают все сразу, как листья у лиственных деревьев. Хвою сосны и ели меняют постепенно, в течение нескольких лет, поэтому они круглый год зеленые.
Ель любит влагу, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса – темные. сухих песках, на моховых болотах, на голых склонах и даже на гранитных скалах. Она любит свет. Воздух в сосновых лесах сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов, других полезных элементов. Подышим этим воздухом.
(Дети выполняют дыхательную гимнастику).
В: А теперь отгадайте загадки и послушайте стихи. Найдите деревья, о которых в них говорится.
Стоят столбы белые, на них шапки желтые,
Летом мохнатые, зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.
Что это за деревья?
Д: Березы.
Все клены стали рыжие, но ни один не дразнится,
Все равно мы рыжие – кому какая разница!
Осень в лес к нам пришла, красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, ее клюют
Д: Рябина.
(Дети рассматривают деревья и их листья).
В: А теперь давайте поиграем.
3. Игра «Найдите дерево по листочку».
Каждый ребенок получает лист с какого-нибудь дерева. По сигналу дети находят деревья, с которых они упали.
4. Подвижная игра «У медведя во бору».
Дети ходят по полянке и поют песенку.
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь сердит и на нас рычит.
С последним словом водящий – медведь – ловит убегающих детей.
В: Вспомните: какие птицы остаются у нас зимовать?
Д: Ворона, синица, воробей, голубь, сорока, галка, дятел.
5. Наблюдение за дятлом и сорокой.
Опишите дятла. Что он делает все время. Почему стучит клювом по дереву? Почему сороку зовут белобока? (ответ детей).
6. Игра «Летает – не летает».
Ведущий перечисляет названия зверей и птиц. Дети машут «крыльями», если названа птица, и не поднимают рук, если ведущий назвал животное.
7. Беседа о грибах.
В: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы.
Д: Гриб.
В: Вспомните правила сбора грибов.
Д: Собирать можно только известные съедобные грибы, ядовитые обходить стороной, не топтать их, потому что они нужны лесным животным.
В: Грибы – это нижний ярус леса. Еще внизу можно встретить некоторых животных. Назовите их.
Д: Заяц, лиса, еж, мыши, волк.
8. Подвижная игра «Мышеловка»
Одни дети становятся парами и, держась за руки, поднимают вверх – мышеловки открыты. Другие дети – мышки – пробегают через мышеловки. Попавшаяся мышка ждет пару, затем вместе с ней образуют мышеловку.
9. Сюрпризный момент.
Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?
Д: Белка.
В: Белка нам оставила подарок.
Давайте поищем орешки под деревьями.
(Дети находят под сосной корзинку с лесными орешками).
10. Итог.
Вот и заканчивается наша экскурсия. Сегодня мы с вами говорили о лесе. Мы еще много будем говорить о нем, и еще не раз побываем здесь в разное время года. Нужно запомнить: лес – наш друг и помощник. И относиться к нему надо как к другу, бережно и внимательно.
Давайте на память о лесе соберем разноцветные листья для гербария, шишки (Сбор листьев, шишек, мха, веточек и другого природного материала)
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
С.Погореловский
(Возвращение детей в детский сад)
Галявиева Е. Н.
воспитатель д/с №36
г. Нижнекамск Республика Татарстан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"
Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...
Конспект НОД "Осень золото роняет"
Данный конспект поможет закрепить представления детей о характерных признаках осени, об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к приро...
конспект НОД по ознакомлению с окр миром для средней группы ""Осень золото роняет"."
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии и ознакомлением с окружающим миром, для формирования знаний о сезонных изменениях в природе....
конспект НОД "Осень золото роняет"
Конспект НОД для средней группы...
Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»
Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...
Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет"
Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет" в группе старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширить представления о характерных признаках осени в живой природе....
Конспект НОД в средней группе на тему: «Осень золото роняет»
Деятельность: познавательная, коммуникативная.Форма: проблемная ситуация.Задачи:ОО «Познание» Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятел...