Волшебница вода
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Волшебница вода»
Предполагаемый результат:
- Дети называют свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, цветная, мокрая, теплая, отражает);
- Рассказывают, для чего людям нужна вода (пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т.д.);
- Знают, что нельзя трогать руками горячую воду и кипяток – это опасно для здоровья.
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, мокрая, теплая, отражает, замерзает);
- Формировать представления детей о воде, как о нашей помощнице (она нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т.д.).
Развивающие:
- Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (мокрая, прозрачная, льется, отражает, без запаха);
- Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности;
- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОСТ ДО: «Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с направлением «Речевое развитие» (РР).
Методы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо-экспериментальной деятельности.
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова.
Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа:
- В ходе совместной деятельности задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей.
- Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования по их потребностям.
Оборудование и материалы: большая емкость с водой (таз); пластиковые баночки (по количеству детей); камешки (по количеству детей); кисти (по количеству детей); гуашь четырех цветов (красная, желтая, зеленая, синяя); салфетки бумажные (по количеству детей); формочки разной формы (по количеству детей); кувшин с водой.
Предварительная работа:
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Вода | Дидактические упражнения: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п. | Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. | Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. |
«Водичка, водичка» | Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. | Режимные моменты | |
«Напоим кукол» | Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | Часть занятия | |
«Чистые ручки» | Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Игра | |
«Помощники» | Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. | Режимные моменты | |
«Теплая – холодная» | Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. | Часть занятия | |
| Чтение художественной литературы): 3. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая». Разучивание наизусть потешек (см. Хрестоматию для малышей). Ситуативный разговор: «Водичка, водичка, умой мое личико...», «Зачем нужна вода». Дидактические игры: «Теплый – холодный», «Кто где живет». Подвижные игры: «Капельки и тучка», «Солнышко и дождик». Игры с водой и песком. Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений. Рассматривание иллюстраций из цикла «Волшебница Вода». |
Содержание | Решаемые задачи | ОО |
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются. Игра-приветствие «Наши умные головки» Наши умные головки Воспитатель: Сегодня у нас в гостях еще одна гостья, а вот кто это вы поймете, прослушав стихотворение: «Она прозрачная, без цвета, Она без запаха всегда. И мы, конечно, знаем – это Принцесса жидкостей … Дети: Вода. Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу. |
|
|
На столе стоит большая емкость с водой. Дети и воспитатель располагаются вокруг нее. Воспитатель: Посмотрите внимательно, кого вы видите в воде? Дети: Мы видим себя. Воспитатель: Правильно, вы увидели свое отражение. Хоровое и индивидуальное повторение слова «отражение». Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что в воде можно увидеть свое отражение, а что же еще можно увидеть в воде? Ответы детей. | Формировать представления детей о свойствах воды (отражает).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
Воспитатель выставляет перед каждым ребенком баночку и наливает в нее воду. Воспитатель: Скажите, что я сейчас делаю? Дети: Наливаете воду. Воспитатель: А вода что делает? Дети: Льется, переливается из кувшина в баночку. Хоровое и индивидуальное повторение слова «льется». | Формировать представления детей о свойствах воды (льется).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
Воспитатель: Ребята, вы видите перед собой камешки. Возьмите и опустите их в баночку с водой. Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель: Скажите, камешки плавают или опустились на дно баночки? Дети: Камешки опустились на дно баночки, они тяжелые. Воспитатель: Вы правы. Ребята, посмотрите через стенки баночки, что вы видите в воде? Дети: Мы видим в воде камешки. Воспитатель: А теперь посмотрите в воду сверху. Что вы видите? Дети: Мы видим камешки на дне баночки. Воспитатель: Почему мы видим с вами камешки, когда смотрим в воду? Дети: Потому что вода прозрачная, сквозь нее все видно. Хоровое и индивидуальное повторение слова «прозрачная». | Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
Воспитатель: Ребята, достаньте камешки из воды и положите их на поднос. Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель: Мы окунули свои пальчики в воду, какими они стали? Дети: Они стали мокрыми и камешки стали мокрыми. Воспитатель: Значит, вода какая? Дети: Вода мокрая. Индивидуальное закрепление слова «мокрая». Воспитатель: А теперь промокните мокрые пальчики салфеткой, какими они стали? Дети: Пальцы стали сухими. Воспитатель: А салфетка стала какой? Дети: А салфетка стала мокрой. | Формировать представления детей о свойствах воды (мокрая).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
В: Когда вы вынимали камешек из воды, какая была вода теплая или холодная? Дети: Вода была теплая. Воспитатель: Если люди ставят чайник на плиту, чтобы подогреть в нем воду для чаепития, какая вода становится в чайнике? Дети: Вода в чайнике станет горячей, кипяток. Воспитатель: Скажите, воду из чайника, который только что закипел, можно трогать? Дети: Такую воду трогать нельзя, можно обжечься, обвариться и попасть в больницу. | Формировать представления детей о свойствах воды (теплая).
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | ПР |
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет вода в вашей баночке? Давайте ее понюхаем. Дети: Вода не пахнет ничем. Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что вода не имеет запаха. Индивидуальное закрепление понятия «не имеет запаха». | Формировать представления детей о свойствах воды (без запаха).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
Воспитатель: Ребята, для чего людям нужна вода? Дети: Вода нужна, чтобы пить, купаться, стирать белье (и т.д.). Воспитатель: Как вы думаете, можем мы с вами прожить без воды? Дети: Нет, без воды не прожить, ее надо беречь, кран всегда закрывать. Воспитатель: А кто живет в воде? Дети: рыбы, дельфины, акулы… Физ. минутка: «Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок. Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца). В чистой свеженькой воде. То сожмутся, разожмутся (обхватывают себя руками, затем разводят руки в стороны). То зароются в песке (садятся на корточки)» | Формировать представления детей о том, что вода наша помощница.
Активизировать речь детей.
Воспитывать бережное отношение к воде. | ПР
РР
ПР |
Воспитатель: Ребята, вода в наших баночках имеет цвет? Дети: Нет. Воспитатель: А что произойдёт, если мы добавим в воду краску? Дети: Она окрасится, станет цветной и яркой. Воспитатель: Проверим? Возьмите кисточку, наберите на кисточку краску и размешайте ее в воде. Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель: Посмотрите, что за чудо? Что у нас произошло? Дети: Вода стала цветная – желтая, красная, зеленая, синяя. Воспитатель: Вика, в какой цвет у тебя окрасилась вода? А твоя Лера? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, как вы хорошо знаете цвета! Мы с вами превратили прозрачную воду в цветную. Значит, воду можно окрасить в любой цвет. | Формировать представления детей о свойствах воды (окрашивается).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
Воспитатель: Что случится с водой, если ее поставить в холодильник и заморозить? Дети: Она станет холодной, замёрзнет, превратится в лед. Воспитатель: Интересно, а если мы заморозим нашу цветную воду, что получится? Дети: Получится цветной лед. Воспитатель: Проверим? Сейчас мы перельем цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Дети выбирают формочки по желанию и выполняют задание самостоятельно. Если вода прольется, воспитатель предлагает промокнуть «лужицу» салфеткой. Воспитатель: Теперь отправим наши формочки в холодильник. Физкультминутка. «Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч. - Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож он на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.) - Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.) - Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики! Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч. - На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)» | Формировать представления детей о свойствах воды (замерзает). | ПР
|
Воспитатель: Принесла я вам наши формочки. Потрогайте и скажите, что произошло с водой? Дети: Она замерзла, превратилась в лед. Воспитатель: Лед какой? Дети: Лед цветной, холодный, твердый. Воспитатель: Что такое лед? Дети: Лед – это вода, которая замерзла. Воспитатель: Давайте вынем цветные льдинки из формочек и пойдем украшать ими нашу ёлку во дворе, чтобы было красиво и все люди радовались. | Формировать представления детей о свойствах воды (замерзает).
Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР
РР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...