Волшебница вода
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Рощина Тамара Викторовна

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебница вода»

Предполагаемый результат:

- Дети называют свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, цветная, мокрая, теплая, отражает);

- Рассказывают, для чего людям нужна вода (пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т.д.);

- Знают, что нельзя трогать руками горячую воду и кипяток – это опасно для здоровья.

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, мокрая, теплая, отражает, замерзает);

- Формировать представления детей о воде, как о нашей помощнице (она нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т.д.).

Развивающие:

- Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (мокрая, прозрачная, льется, отражает, без запаха);

- Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности;

- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью.

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОСТ ДО: «Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с направлением «Речевое развитие» (РР).

Методы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо-экспериментальной деятельности.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова.

Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.

Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Индивидуальная работа:

- В ходе совместной деятельности задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей.

- Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования по их потребностям.

Оборудование и материалы: большая емкость с водой (таз); пластиковые баночки (по количеству детей); камешки (по количеству детей); кисти (по количеству детей); гуашь четырех цветов (красная, желтая, зеленая, синяя); салфетки бумажные (по количеству детей);  формочки разной формы (по количеству детей); кувшин с водой.

Предварительная работа:

Тема

Содержание

Цель

Форма организации

Вода

Дидактические упражнения:

«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п.

Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.

Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты.

«Водичка, водичка»

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Режимные моменты

«Напоим кукол»

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Часть занятия

«Чистые ручки»

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Игра

«Помощники»

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой.

Режимные моменты

«Теплая – холодная»

Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Часть занятия

 

Чтение художественной литературы): 3. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая».

Разучивание наизусть потешек (см. Хрестоматию для малышей).

Ситуативный разговор: «Водичка, водичка, умой мое личико...», «Зачем нужна вода».

Дидактические игры: «Теплый – холодный», «Кто где живет».

Подвижные игры: «Капельки и тучка», «Солнышко и дождик».

Игры с водой и песком.

Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений.

Рассматривание иллюстраций из цикла «Волшебница Вода».

 

Содержание

Решаемые задачи

ОО

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! Поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях еще одна гостья, а вот кто это вы поймете, прослушав стихотворение:

«Она прозрачная, без цвета,

Она без запаха всегда.

И мы, конечно, знаем – это

Принцесса жидкостей …

Дети: Вода.

Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу.

 

 

На столе стоит большая емкость с водой. Дети и воспитатель располагаются вокруг нее.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, кого вы видите в воде?

Дети: Мы видим себя.

Воспитатель: Правильно, вы увидели свое отражение.

Хоровое и индивидуальное повторение слова «отражение».

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что в воде можно увидеть свое отражение, а что же еще можно увидеть в воде?

Ответы детей.

Формировать представления детей о свойствах воды (отражает).

 

 

 

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

 

 

РР

Воспитатель выставляет перед каждым ребенком баночку и наливает в нее воду.

Воспитатель: Скажите, что я сейчас делаю?

Дети: Наливаете воду.

Воспитатель: А вода что делает?

Дети: Льется, переливается из кувшина в баночку.

Хоровое и индивидуальное повторение слова «льется».

Формировать представления детей о свойствах воды (льется).

 

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

РР

Воспитатель: Ребята, вы видите перед собой камешки. Возьмите и опустите их в баночку с водой.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Скажите, камешки плавают или опустились на дно баночки?

Дети: Камешки опустились на дно баночки, они тяжелые.

Воспитатель: Вы правы. Ребята, посмотрите через стенки баночки, что вы видите в воде?

Дети: Мы видим в воде камешки.

Воспитатель: А теперь посмотрите в воду сверху. Что вы видите?

Дети: Мы видим камешки на дне баночки.

Воспитатель: Почему мы видим с вами камешки, когда смотрим в воду?

Дети: Потому что вода прозрачная, сквозь нее все видно.

Хоровое и индивидуальное повторение слова «прозрачная».

Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная).

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РР

Воспитатель: Ребята, достаньте камешки из воды и положите их на поднос.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Мы окунули свои пальчики в воду, какими они стали?

Дети: Они стали мокрыми и камешки стали мокрыми.

Воспитатель: Значит, вода какая?

Дети: Вода мокрая.

Индивидуальное закрепление слова «мокрая».

Воспитатель: А теперь промокните мокрые пальчики салфеткой, какими они стали?

Дети: Пальцы стали сухими.

Воспитатель: А салфетка стала какой?

Дети: А салфетка стала мокрой.

Формировать представления детей о свойствах воды (мокрая).

 

 

 

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

 

 

РР

В: Когда вы вынимали камешек из воды, какая была вода теплая или холодная?

Дети: Вода была теплая.

Воспитатель: Если люди ставят чайник на плиту, чтобы подогреть в нем воду для чаепития, какая вода становится в чайнике?

Дети: Вода в чайнике станет горячей, кипяток.

Воспитатель: Скажите, воду из чайника, который только что закипел, можно трогать?

Дети: Такую воду трогать нельзя, можно обжечься, обвариться и попасть в больницу.

Формировать представления детей о свойствах воды (теплая).

 

 

 

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ПР

Воспитатель: Ребята, а чем пахнет вода в вашей баночке? Давайте ее понюхаем.

Дети: Вода не пахнет ничем.

Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что вода не имеет запаха.

Индивидуальное закрепление понятия «не имеет запаха».

Формировать представления детей о свойствах воды (без запаха).

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

 

РР

Воспитатель: Ребята, для чего людям нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы пить, купаться, стирать белье (и т.д.).

Воспитатель: Как вы думаете, можем мы с вами прожить без воды?

Дети: Нет, без воды не прожить, ее надо беречь, кран всегда закрывать.

Воспитатель: А кто живет в воде?

Дети: рыбы, дельфины, акулы…

Физ. минутка:  

«Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок. Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца).

В чистой свеженькой воде. То сожмутся, разожмутся (обхватывают себя руками, затем разводят руки в стороны).

То зароются в песке (садятся на корточки)»

Формировать представления детей о том, что вода наша помощница.

 

Активизировать речь детей.

 

Воспитывать бережное отношение к воде.

ПР

 

 

 

 

РР

 

 

ПР

Воспитатель: Ребята, вода в наших баночках имеет цвет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы добавим в воду краску?

Дети: Она окрасится, станет цветной и яркой.

Воспитатель: Проверим? Возьмите кисточку, наберите на кисточку краску и размешайте ее в воде.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Посмотрите, что за чудо? Что у нас произошло?

Дети: Вода стала цветная – желтая, красная, зеленая, синяя.

Воспитатель: Вика, в какой цвет у тебя окрасилась вода? А твоя Лера?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы хорошо знаете цвета! Мы с вами превратили прозрачную воду в цветную. Значит, воду можно окрасить в любой цвет.

Формировать представления детей о свойствах воды (окрашивается).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РР

Воспитатель: Что случится с водой, если ее поставить в холодильник и заморозить?

Дети: Она станет холодной, замёрзнет, превратится в лед.

Воспитатель: Интересно, а если мы заморозим нашу цветную воду, что получится?

Дети: Получится цветной лед.

Воспитатель: Проверим? Сейчас мы перельем цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая.

Дети выбирают формочки по желанию и выполняют задание самостоятельно.

Если вода прольется, воспитатель предлагает промокнуть «лужицу» салфеткой.

Воспитатель: Теперь отправим наши формочки в холодильник.

Физкультминутка.

«Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч.

- Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож он на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.)

- Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.)

- Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики!

Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч.

- На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)»

Формировать представления детей о свойствах воды (замерзает).

ПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Принесла я вам наши формочки. Потрогайте и скажите, что произошло с водой?

Дети: Она замерзла, превратилась в лед.

Воспитатель: Лед какой?

Дети: Лед цветной, холодный, твердый.

Воспитатель: Что такое лед?

Дети: Лед – это вода, которая замерзла.

Воспитатель: Давайте вынем цветные льдинки из формочек и пойдем украшать ими нашу ёлку во дворе, чтобы было красиво и все люди радовались.

Формировать представления детей о свойствах воды (замерзает).

 

 

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

ПР

 

 

 

РР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...