Проект по теме "посуда" (предметы вокруг нас) в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В основной образовательной программе стоит задача познакомить детей с окружающим миром. Посуда является одним из предметов, позволяющих ближе познать мир вокруг нас. Знакомство с посудой помогает развивать мышление, память, внимание. Играя с посудой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются социальные и коммуникативные качества. Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teme_posuda.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ по теме «ПОСУДА» (предметы вокруг нас)
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – творческий.
Срок реализации проекта: 2 недели
Участники проекта: дети средней группы №1, родители, воспитатели.
Проект подготовила:
Воспитатель средней группы МБДОУ № 26 Малютина В.И.
Актуальность:
В основной образовательной программе стоит задача познакомить детей с окружающим миром. Посуда является одним из предметов, позволяющих ближе познать мир вокруг нас. Знакомство с посудой помогает развивать мышление, память, внимание. Играя с посудой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются социальные и коммуникативные качества. Развивается речь, увеличивается словарный запас.
В процессе наблюдения за детьми и бесед с ними было выявлено, что дети:
• в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;
• испытывают трудности в сравнении предметов посуды;
• не называют составные части предметов посуды;
• не достаточно хорошо описывают предметы посуды.
Виды работ:
- сбор информации по теме проекта;
- отбор художественной и познавательной литературы;
- подбор иллюстративного материала (совместно с родителями);
- беседы с детьми;
- привлечение родителей к работе над проектом;
- совместная продуктивная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная изобразительная деятельность детей.
I этап – разработка проекта
Цель проекта:
Создать условия для формирования первичного представления об окружающем мире, а также для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки и реализации образовательного проекта «Посуда».
Задачи:
• Обогатить и систематизировать знания детей о посуде, ее частях и назначении.
• Формировать представление о качествах и свойствах посуды, классификации.
• Расширять запас слов по теме «Посуда», воспитывать инициативность в речевом общении с окружающими, учить находить выход из сложной ситуации.
• Воспитывать у детей культуру поведения за столом, развивать эмоциональную активность, доброжелательность.
Предполагаемый результат:
° Знать и называть предметы посуды, их части;
° Владеть обобщающими понятиями;
° Узнавать по описанию и назначению;
° Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;
° Знать, из какого материала сделаны предметы посуды;
° Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.
II этап – план мероприятий с детьми и родителями по реализации проекта
Беседы с детьми
Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?». Цель: выявить знания детей о посуде.
Рассказ воспитателя «Какая бывает посуда». Цель: рассказать о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная.
Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?». Цель: ознакомить с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
Художественная литература
Чтение: произведение К.Чуковского «Федорино горе»
Загадывание загадок о посуде.
Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира». Тема: «Посуда» (Приложение № 1)
Цель: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах; описывать их.
Образовательная деятельность «Коммуникация». Тема: «Описание посуды» (Приложение № 2)
Цель: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет.
Совместная и самостоятельная деятельность
Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.
Познание. Конструктивная деятельность. Тема: «Стаканчик» (Приложение № 2)
Цель: учить из бумаги делать стаканчик.
Художественная и конструктивная (продуктивная) деятельность
Рисование на тему: «Тарелка». (Приложение № 1)
Лепка на тему: «Чашка для Мишутки». (Приложение № 3)
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Назови правильно», «Какая посуда спряталась?», «Назови, какая посуда», «Чего не стало?», «Описание посуды».
Подвижные игры: «Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная», (Приложение № 4)
Сюжетно-ролевые игры: «Ждем гостей», «Покорми куклу Катю» и т.д.
Совместная деятельность детей и родителей
Беседа о посуде дома (о назначении, об уходе и т.д.)
Изготовление предметов посуды, описательный рассказ о своём предмете.
III этап – реализация проекта
IV этап – итоговое мероприятие – сюжетно-ролевая игра «Чаепитие с Федорой Егоровной». Воспитатели с детьми накрыли на стол и устроили праздник. Во время чаепития вспоминали о том, что делали за время проекта, что узнали о посуде.
Итог работы:
Познавательная ценность: углубление и систематизация знаний о посуде;
формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Воспитательная ценность: формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности).
Приложение № 1
Конспект
Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Посуда».
Художественное творчество. Рисование «Тарелка»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование тарелки с полосками разного цвета); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: картинки с изображением разной посуды; образцы посуды из разных материалов; листы белой бумаги в форме тарелки, карандаши.
Содержание:
1. Повторение названий предметов посуды.
Воспитатель. На прошлых занятиях мы с вами говорили, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А какую еще посуду вы знаете? (Дети называют, воспитатель показывает картинки с изображением посуды)
2. Классификация посуды.
Воспитатель. Посуда бывает разная.
Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?
Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки). К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?
Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют). Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?
3. Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.
Вопросы:
- Кого мы видим на картинке?
- Что стоит на столе?
- Что держит мальчик?
- Для чего нужна тарелка?
- Что кладет девочка на стол?
- Для чего нужна ложка?
- Что едят вилкой?
- С какой стороны от тарелки лежат ложка и вилка?
- Где стоит стакан?
4. Развивающие игры.
· Какая посуда спряталась?
Дети называют каждый предмет посуды и говорят, к какому виду он относится: чайная, столовая, кухонная посуда.
· Назови правильно.
Воспитатель по очереди называет каждому ребенку слово, обозначающее предмет посуды, во множественном числе. Ребенок называет слово во множественном числе, родительном падеже, отвечая на вопрос «Чего нет?». За правильные ответы дети получают фишки.
5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.
Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.
6. Игра «Назови, какая посуда»
Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …
Если ложка из металла, она - …
Если чашка из фарфора, она - …
Если чайник из глины, он - …
Если стакан из стекла, он - …
Если сахарница из стекла, она - …
Если половник из металла, он - …
7. Описание предметов посуды.
Дети описывают предметы посуды по схеме:
1) Название.
2) Материал, из которого изготовлен предмет.
3) Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).
4) Составные части.
5) Назначение.
8. Рисование тарелки с полосками разного цвета.
Педагог показывает приемы изображения тарелки с полосками, обращает внимание детей на то, что между полосками должно быть расстояние, в центре необходимо изобразить кружок, который является дном. Дети рисуют карандашами.
9. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
- …
Приложение № 2
Конспект
«Коммуникация». Тема «Описание посуды».
«Познание» (конструктивная деятельность). Тема «Стаканчик».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; учить сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, вырезать фигуры.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; способен конструировать стаканчик для карандашей из бумаги; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал и оборудование: картинки с изображением посуды; цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, кисточки.
Содержание:
1. Организационый момент. Повторение названий посуды.
Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.
2. Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Вся макушка в дырках мелких,
Больше греться не хочу. Перец сыплется в тарелки. (Перечница)
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
Новая посуда, Зубами накалываю
А вся в дырах. (Сито) И в рот накладываю. (Вилка)
Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку.
А сама безротая. (Ложка) Все ровнехонько и ловко. (Нож)
3. Игры.
· Чего не стало?
Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.
· Угадай, какая посуда.
Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар (соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.
4. Описание посуды.
Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание, должны отгадать, какую посуду описывают.
5. Сравнение.
Вопрос: чем отличаются и чем схожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?
6. Конструирование из бумаги «Стаканчик».
Для изготовления стаканчика надо на изнаночной стороне плотной цветной бумаги начертить выкройку стаканчика-цилиндра, увеличив ее по желанию. Вырезать, склеить его. Приклеить донышко, подогнув зубчики и намазав их клеем. Украсить стаканчик узором – аппликацией.
Воспитатель готовит выкройку стаканчика и раздает детям. Остальную работу они выполняют сами.
7. Рефлексия.
Вопросы:
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Расскажите по порядку, как нужно изготавливать стаканчик.
- Чем вам понравилось на занятии?
Приложение № 3
Конспект
«Художественное творчество». Лепка «Чашка для Мишутки»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.
Цели: учить лепить из соленого теста чашку; знакомить с приемом вдавливания середины шара для получения полой формы.
Планируемые результаты: владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: ознакомление с видами посуды, чтение сказки «Три медведя».
Материал и оборудование: соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки, игрушка Мишутка.
Содержание образовательной деятельности детей.
1. Организационный момент.
В группу приходит Мишутка из сказки «Три медведя».
Мишутка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Мишутка. Ребята, вы узнали из какой сказки пришел к нам Мишутка? (Ответы детей)
Воспитатель – Да, из сказки «Три медведя» Но что-то Мишутка грустный. Давайте спросим у него, что с ним случилось?
Мишутка – Проснулся я от зимней спячки и захотел кушать. Посмотрел на стол и не увидел свою чашку.
2. Лепка «Чашка для Мишутки».
Воспитатель – Ребята, а ведь мы можем помочь Мишутке. У меня есть тесто. Что мы можем сделать из него? (Ответы детей). Да, мы слепим для него чашку из теста.
Сначала я вам покажу, как надо лепить. Берем немного теста. Делаем из него шарик. Большим пальцем вдавливаем середину шара, а потом оттягиваем все края этой полой формы. И у нас получается чашка. (Далее дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель и Мишутка помогают детям подсказками и советами).
Воспитатель – Вот и вылепили чашки ребята. Молодцы.
3. Подвижная игра «У медведя во бору».
Мишутка – Вот спасибо, ребята, что помогли мне. Я так рад, и хочу с вами поиграть в игру «У медведя во бору».
(После игры Мишутка прощается и уходит)
4. Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы:
- Кто к нам сегодня в гости пришел?
- Почему Мишутка был грустный?
- Как мы помогли Мишутке?
- Чем вам понравилось занятие?
Приложение № 4
Подвижные игры.
· Летающие слова.
Стоя в кругу, играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел-…). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова.
· Чайная, столовая, кухонная.
Играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «чайная», «столовая», «кухонная». Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет, который относится к этой посуде. Кто ошибся, выходит из игры.
Список используемой литературы.
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа.
2. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. К.Чуковский. Федорино горе. М.: Изд. дом «Проф-Пресс», 2010.
4. Л.Толстой. Три медведя. М.: «Мир искателя», 2010.
5. К.Чуковский. Муха-цокотуха. М.: Фламинго, 2011
6. http://festival.1september.ru/articles/534164/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный показ непосредственной образовательной деятельности по проекту "Вода вокруг нас" в средней группе.
Открытый интегрированный показ непосредственной образовательной деятельности по проекту " Вода вокруг нас" в средней группе.Подготовила и провела : Смирнова Ю.Ю.Область: познание.Интеграция: коммуника...
Проект «Насекомые вокруг нас» для средней группы в летнее время
Задачи пректаСпособствовать развитию познавательного интереса детей.Содействовать формированию у детей представления о внешнем виде некоторых насекомых, умению различать и называть насекомых (бабочка,...
Планирование воспитательно – образовательной работы Тема: «Мир вокруг нас. Кораблики».средняя группа
Планирование воспитательно – образовательной работы Тема: «Мир вокруг нас. Кораблики».средняя группа...
Проект «Опасности вокруг нас» для средней группы
Правила безопасности детей в быту, на улице, на дорогах. Научить ребенка правильно вести в опасных ситуациях....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Воздух вокруг нас" в средней группе
Занятие-экспериментирование для средней группы...
Таблица календарно-тематического планирования на тему "Путешествие вокруг света" для средней группы
Таблица календарно-тематического планирования на тему "Путешествие вокруг света" для работы с дошкольниками среднего возраста...
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» в средней группе
Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах; о значении воздуха для практических целей человека.Задачи занятия: - обеспечить уточнение и пополнение знаний детей о воздухе, её свойствах...