Конспект ОД "Путешествие в зимнюю сказку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_-puteshestvie_v_zimnyuyu_skazku.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад
общеразвивающего вида « Елочка» с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно - речевому развитию детей г. Пыть- Ях
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшего возраста
тема: « Путешествие в зимнюю сказку»
Воспитатель: Таюнда Т. М.
2016 г.
Цель: развитие познавательных интересов и творческих способностей.
Задачи:
- расширить и систематизировать знания детей о времени года - зима, ее приметах и зимних месяцах;
- закрепить и уточнить знания о русских народных сказках и малых фольклорных формах- пословицах, поговорках, загадках;
- пополнить и расширить знания о культуре родного народа и народном промысле- Гжель;
- совершенствовать навыки и умения самостоятельного выполнения элементов росписи;
- воспитывать гордость и любовь к своей Родине и ее народной культуре.
Оборудование: экспонаты музея «Русская изба»: сундук, гжельские изделия; рисунки–«сказочный лес»,«жар-птица»,«Снегурочка»;колокольчик с загадками;«перья» с пословицами; «облака»-бумага, синяя краска, по 2 кисти – толстая и тонкая, салфетки.
Предварительная работа: работа в мини-музее группы « Бабушкин сундучок»; чтение русских народных сказок «Морозко», «Иван- царевич и серый волк», «Снегурочка»; ОД и беседы о народной культуре и промыслах Руси; рассматривание предметов и иллюстраций народных промыслов.
Словарная работа: зимние месяцы - декабрь, январь, февраль; пословица, поговорка, мудрость народная, сарафан, рубаха, кокошник, гжель, глина, роспись, завиток, травка, усик, каемочка, народные промыслы.
Методы и приемы: наглядные - демонстрация наглядных материалов, обследование предметов, рассматривание образцов работ; словесные - психогимнастика «Лучик», упражнение «Снеговички и Сосульки», беседа, вопросы к детям, помощь воспитателя, поощрения по ходу продуктивной деятельности; приемы - продуктивная деятельность; использование дидактики - образцы, игровая ситуация, сюрпризный момент - появление героя, введение в ситуацию.
Ход образовательной деятельности:
Вводно-организационный этап:
Воспитатель с детьми приходят в музыкальный зал и собираются в « круг» - проводится психогимнастика «Лучик»:
«К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали
Друзьям и гостям отдали и улыбнулись!»
Воспитатель: - Я пригласила вас в музыкальный зал неспроста. Мы будем сегодня слушать музыку. Но сначала давайте немного побеседуем. Вы знаете, что нас окружает мать-природа и у нее есть дочери- времена года. Сколько их всего? Назовите, пожалуйста. А какая дочь гостит сейчас? А по каким природным приметам вы узнали зиму? Какая она? Какими красивыми словами можно о ней рассказать?
Воспитатель выслушивает ответы детей и дает обобщение.
Актуализация знаний, восприятие и усвоение нового материала:
Воспитатель: - А вы знаете ведь у каждой дочери матери- природы есть по три сына- три месяца. У всех у них разные имена - названия. У зимы тоже три сына – декабрь, январь, февраль. Декабрь самый первый – он приносит нам много снега и первые сильные морозы, а еще в декабре заканчивается старый год. А за ним наступает второй месяц- январь. Он приносит нам новый год и новогодние праздники, подарки и развлечения. А за ним приходит третий месяц- февраль. Он всегда ветреный и холодный, и в нем праздник всех мужчин- 23 февраля. Давайте повторим названия зимних месяцев.
По окончании воспитатель рассказывает о том, что поэты воспевали зиму в своих стихах и предлагает послушать одно из них (рассказывает ребенок):
- Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается,
В окнах пишет узор льдом- иголочкой
И стучится к нам в окно с свежей елочкой.
Воспитатель: -Но не только поэты так красиво описывают зимушку, а и композиторы тоже создают прекрасную музыку. Антонио Вивальди сочинил красивую музыку «Зима». Хотите послушать? (слушают фрагмент) Понравилась вам музыка? О чем напомнила?
В это время из-за «зимнего леса» появляется Снеговичок (мальчик).
Снеговичок:- Здравствуйте, ребята!
Я человечек снежный и зимушку люблю,
Таких ребят хороших помочь я попрошу!
Воспитатель:- Что приключилось, Снеговичок, и как тебе помочь?
Снеговичок: - Сказка зимняя снежная, чудо как хороша!
Но случилась беда - пропала куда- то вся красота.
Задания трудные ждут впереди-
Помогите, ребята, по лесу мне пройти.
Воспитатель: - Все задания выполним и со всем мы справимся.
Давайте все вместе в сказку скорее отправимся :
Вправо- влево повернись, в чудо- сказке окажись!
А чтобы веселее нам было, песенку народную
Споем мы красиво:
«Уж, ты Зимушка-зима, ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет- вдоль по улице метет.
Белым снегом замело все дороги, все пути-
Ни проехать, ни пройти».
Все подходят к «зимнему лесу», и воспитатель обращает внимание:
- Все кругом бело - красиво…
Кто- то здесь был и смотрите,
Сундук забыл, а сундук- то не простой…
Отгадайте из сказки какой?
Дети отгадывают и коротко вспоминают о сказке. Снеговичок достает из-за сундука колокольчик с загадками.
Снеговичок: -Задание первое: загадки нужно отгадать и волшебного колокольчика звон услыхать.
- Он все время занят делом. Он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что встретит на пути (снег).
2. Рыбам зиму спать тепло- крыша толстое стекло (лед).
3.Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес (мороз).
Все отправляются дальше и находят жар-птицу. Воспитатель обращает внимание на ее красоту, цвета и выясняет из какой сказки она, как ее зовут. Дети замечают, что в хвосте у нее не хватает перышек.
Снеговичок: -Задание второе: пословицы и поговорки о зиме расскажите и новые перышки птице подарите!
Воспитатель: -А мы с ребятами много пословиц и поговорок знаем - в них мудрость народная собрана.
Дети вспоминают пословицы и поговорки и дарят птице новые перья:
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Береги нос в большой мороз.
- В зимний холод всякий молод.
- Зима не лето, в шубу одета.
- Зима лодыря морозит.
- В феврале два друга - мороз да вьюга.
- В декабре зима стелит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Дети отправляются дальше и встречают Снегурочку. Рассматривают ее, решают из какой она сказки и почему ее так зовут. Воспитатель обращает внимание, во что одета и на красоту наряда, как называются элементы ее одежды. Закрепляют названия - сарафан, рубаха, кокошник и понимание того, что раньше так одевались на Руси.
Снеговичок:- А вот и третье задание: бело-синее чудо у Снегурочки есть. Как называют его, скорее ответь?
Изделия с гжельской росписью лежат перед Снегурочкой, накрытые салфеткой. Дети рассматривают, обследуют их, и проводится беседа о Гжели:
- Как же называется эта красота? Где делают эти изделия? Почему называется так роспись? Какие цвета используют мастера? Какие узоры они рисуют? (воспитатель после ответов детей делает обобщение).
- Гжель - народный промысел, совсем не похожий ни на какой другой. Он необычен и нежен. А все начиналось с замечательных мастеров из деревни, а теперь уже города - Гжель в Подмосковье. В давние времена нашли они в окрестностях глину, да не простую, а белую-белую. И стали из нее лепить чудесную белую посуду, да еще и расписывать чудо-узорами из цветов, листочков, сказочных животных и птиц. А самый любимый цветок гжельских мастеров - гжельская роза. И так эта красота людям приглянулась да полюбилась, что стали ее называть «бело-синее чудо», потому что расписывали мастера все синей краской разных оттенков. Вот и получается зимняя красота - белый снег, а на нем синие сказочные узоры.
- А мы ведь с вами, ребята, обещали помочь Снеговичку и вернуть красоту в сказку, а с ней вернется и волшебство. Как вы думаете, подойдут гжельские узоры для сказочного леса? Тогда давайте отправимся в мастерскую росписи, попробуем на время стать гжельскими мастерами и нарисовать прекрасные узоры, для украшения леса. Чтобы он опять стал сказочным и волшебным!
Дети и Снеговичок проходят за столы и воспитатель проводит подобный рассказ и показ приемов рисования элементов гжельской росписи:
- На белых снежных облаках мы нарисуем узоры. Каким цветом будем рисовать? А какой любимый цветок у мастеров? И рисуют мастера не одной кистью и мы с вами тоже. Начинать рисовать будем толстой кистью, и в центре листа мы нарисуем круг. А вокруг него лепесточки-полукруги, но не везде - только по бокам и внизу. Широкая кисть свою работу закончила и ее нужно обязательно сполоснуть. Теперь за дело принимается тонкая кисть и делают ней мастера прорисовку - то есть украшают работу мелкими деталями - усиками, завитками, травкой, ягодками и листочками. Рисует кисть только своим кончиком и только тогда линии получаются тоненькие и аккуратные. Нарисуем стебелек изогнутый и украсим еще усиками и завиточками. А чтобы узор был закончен, сделаем по краешку тоненькую каемочку. Вы сможете украсить свой узор по- другому. И помните, что от силы с какой вы нажимаете на кисть зависит цвет: сильно- синий, легко-голубой. Но сначала подскажите – какую кисть возьмете вначале? А потом? И откуда начнете рисовать?
Дети выполняют работу самостоятельно, (звучит тихая музыка) воспитатель и Снеговичок помогают советом. По окончании работы рассматривают, обсуждают и педагог предлагает детям дать рисункам высохнуть.
Рефлексия:
Проводится упражнение «Снеговички и Сосульки» (развитие выразительности речи, мимики и движений):
- Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки- Худышки…
Удивились Сосульки:
- Ах, какие вы толстые!! (брови подняты, глаза широко раскрыты).
Рассердились Снеговички:
- Не такие уж мы и толстые! (брови нахмурены, сердито смотрят).
Еще больше удивились Сосульки:
- О, да вы еще и сердитые!(округляют губы, поднимают брови),
Еще больше рассердились Снеговички:
- У, мы действительно сердитые! (губы трубочкой, брови нахмурены).
Сморщили нос Сосульки:
- Фу! Не хотим с вами разговаривать! (морщат нос, недовольство).
Скривили губы Снеговички:
- Фу! Ну и не надо! (кривят уголки рта, возмущение).
Отвернулись друг от друга, нахмурились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
Воспитатель предлагает взять свои работы и отправиться в сказочный лес. Узоры прикрепляют на белые деревья и любуются красотой, которую вернули (начинает звучать нежная музыка). Размышляют о путешествии, обобщают все сделанное, подводится итог. Снеговичок благодарит ребят за помощь и дарит им сладкие «снежки». Воспитатель и дети приглашают гостя в группу «пить молоко со снежками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"
Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка" в средней группе
Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима" в средней группе. Интеграция: Художественно-эстетическое, познавательное развитие...
Конспект занимательного дела «Зимняя сказка»
Конспект занимательного дела «Зимняя сказка». Цель: показать, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; уточнить признаки зимы; воспитывать отзывчивость ...
Конспект открытого занятия «Зимняя сказка». Нетрадиционная техника рисования солью.
На данном занятии продолжаем знакомить детей с зимним пейзажем, показываем, что природа прекрасна в любое время года. Учим детей передавать очертание стволов, веток деревьев используя шаблоны. З...
Конспект музыкального занятия "Зимняя сказка" для старших дошкольников.
Занятие построено на разнообразных видах деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация и и...
Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"
Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии....
Комментарии
Большое спасибо. Очень
Большое спасибо. Очень интересное занятие.