Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (компенсирующей направленности ) на тему: «Саранск- столица Мордовии».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Модель НОД рекомендована воспитателям груп компенсирующей направленности по лексической теме "Наш город".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_gorod_docx.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Саранск- столица Мордовии».
Программное содержание.
- Познакомить детей с Республикой Мордовия, с ее символикой, столицей – городом Саранск;
- Формировать устойчивый интерес к своей «малой» родине; чувство патриотизма; обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях родного города;
- Воспитывать чувство уважения к предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города.
Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, дидактические игры, показ, объяснение, чтение стихотворения, работа с картой.
Материалы и оборудование. Государственные символы Республики Мордовия, фотографии: главы Республики и мэра города Саранска, запись «Гимн Мордовии», презентации о достопримечательностях и интересных местах города.
Словарная работа. Обогащение словаря детей словами-предметами, признаками по теме «Наш город».
Предварительная работа. Рассматривание альбомов по теме, беседа о знаменитых людях Мордовии, о городе Саранске, чтение произведений мордовской художественной литературы.
Модель образовательной деятельности.
I. Организационный момент. Игра «Чего много в городе?»
I. Сообщение темы и целей.
- Давайте сегодня с вами отправимся в путешествие и поговорим о нашей малой Родине – Мордовии и ее главном городе – столице – городе Саранске!
III. Беседа «Мы живем в столице Мордовии». Рассматривание карты Мордовии.
- Вспомните как называется республика, в которой мы живем?
- Кто управляет нашей республикой? (Глава РМ)
Обратите внимание, какое место занимает наша республика на карте России.
(Работа с картой)
– Как называется столица Мордовии?
- Кто является мэром города Саранск?
- Саранск-один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юга-восточной сторожевой черте Московского государства.
IV. Рассказ педагога о символах республики.
- Все страны мира, все государства, республики, существующие на нашей земле, имеют свои гимны, гербы и флаги.
- Есть свой гимн и у нашей малой Родины - Мордовии.
Музыку к гимну Мордовии написала композитор Нина Кошелева, а слова Сергей Кинякин. (Прослушивание 1 куплета с припевом.)
- Следующий символ который мы с вами рассмотрим это герб. Посмотрите внимательно на герб Республики Мордовия. Может быть кто-то знает, что на нем изображено? (ответы детей)
- Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита с гербом г. Саранска в середине, обрамленного золотыми колосьями пшеницы, т.к. мордовский народ занимался сельскохозяйственным трудом, перевитыми лентой темно-красного, белого и темно-синего цветов; нашейной гривной (национальным женским украшением) цвета золота, на которой 7 орнаментов, означающих количество 7 городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символом солнца, красного цвета.
Центральная фигура государственного герба восьмиконечная розетка- солярный знак – символ солнца, тепла, добра, открытости.
Состоящая из четырех фигур розетка отражает стремление мокши и эрзи (два племенных союза, образующих в единстве мордовский народ, русских и татар, то есть основного населения Мордовии к равновесию, стабильности и устойчивости.
– А где можно найти изображение герба?
- У нашей республики есть и свой флаг.
- Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос тёмно-красного, белого и тёмно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковые. Средняя полоска по размеру соответствует двум другим. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка. Восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла, доброты, открытости, стремление к стабильности.
- А что обозначает каждый цвет флага? (ответы детей)
Расцветка флага Мордовии повторяет выбор цветов российского флага, что указывает на государственное единство Республики со страной. Центральный элемент композиции –
Солярный знак обозначает благополучие, рост, процветание.
Белый цвет символизирует мир.
Синий цвет обозначает приверженность традициям.
– Где вы видели Государственный флаг в нашем городе?
- Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.
- Мы познакомились с государственными символами: гимном, гербом, флагом.
IV. Физкультминутка «Прогулка по городу».
- Давайте все вместе отравимся на прогулку по городу.
Мы по городу гуляем, Шагаем на месте
Мы свой город изучаем. Поставить руку «Козырьком» к голове
Справа есть высокий дом, Поднять правую руку
Обойдём его кругом
Слева домик ниже Левую руку вниз
Подойдём поближе. Шагаем на месте
Это - церковь Божий дом Руки «куполом» над головой
Все мы дети в доме том. Обнять себя
Ну а это - детский сад.
Тише! Указательный палец к губам
Там детишки спят. Присесть, ладошки под голову.
V. Дидактическая игра «Путешествие по Саранску» (показ презентации о достопримечательностях).
- Давайте отправимся на экскурсию по достопримечательным местам города Саранска.
- В нашем городе много красивых, современных, необходимых горожанам зданий: здание железнодорожного вокзала, Мордовский университет, Республиканская детская библиотека Саранск, почта России, Дом республики, Дом союзов.
- Памятники: основателям Саранска стоит на месте основания города, стратонавтам, «Навеки с Россией», А.С. Пушкину, памятник семье, известным людям, например, скульптору С. Эрзи; на площади Победы в центре Саранска расположен Мемориал воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны.
- Есть храмы, соборы, например, Кафедральный собор Федора Ушакова.
- Театры: Мордовский национальный театр, Государственный театр кукол Республики Мордовия, Театр оперы и балета, Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева.
- Музеи: Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Музей военного и трудового подвига 1941-1945 годов, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина.
- Спортивные объекты: Спортивный комплекс "Мордовия", Ледовый дворец и др.
- Интересные места для отдыха и развлечения: парк культуры и отдыха имени А. С. Пушкина в Саранске, лисий мостик, светомузыкальный фонтан «Звезда Мордовии», музыкальный фонтан в Пролетарском районе, зоопарк.
VI. Дидактическая игра «Скажи какой город».
- Мы родились и живем в этом городе, значит он какой? – родной
- Если наш город возник давно, про него можно сказать, что он какой? - старейший
- В нашем городе много красивых мест, значит он какой? – красивый
- В нашем городе много зеленых насаждений, значит он какой? – зеленый
- В нашем городе проживают люди разных национальностей, значит он – многонациональный
- Наш город по размеру, какой? - небольшой
- В нашем городе много современных зданий, значит он, какой? – современный.
- Город мы любим, значит он какой? – любимый
- В нашем городе очень чисто, значит он какой? – чистый
- Нам в нем уютно, значит он какой? – уютный
- Здесь много интересных мест, город с интересной историей, значит он какой? – интересный
- В нашем городе много спортивных объектов, горожане (жители города) занимаются спортом, значит город какой? – спортивный
- Наш город известен своими достопримечательностями, значит он какой? – известный
- В городе развита промышленность, значит он какой? – промышленный
VII. Чтение стихов о родном крае. Рассматривание иллюстраций о родной природе.
VIII. Итог.
- С какими государственными символами РМ мы познакомились?
- По какому городу мы сегодня путешествовали?
- В какие игры играли?
Литература:
- О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста». Занятие № 1. стр. 114-115.
- «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.Образовательная область «Коммуникация»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Осенняя птица» (аппликация)
Аппликация выполняется из природного материала....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».
Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Фрукты"
Обогащение словаря ребёнка в рамках увлекательного приключения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: «Фрукты».
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях, пользе для здоровья человека....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие на поезде»
В конспекте представлено занятие, направленное на формирование предпосылок развития слоговой структуры слова у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи...