План работы кружка "Юный эколог"
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Сказка» г. Ртищево Саратовской области
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий муниципального
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №5
«Сказка» г. Ртищево Саратовской области»
_______________ / Е.Н. Хамленко/
Принято:
на заседании педагогического совета
МДОУ «Детский сад №5 « Сказка»
г. Ртищево Саратовской области»
Протокол №1 от «30» августа 2016г.
Приказ №195 от «30» августа 2016 г.
Программа кружка
«Юный эколог»
(для детей 4-5 лет)
на 2016-2017 уч. год.
Руководитель:
Никитина Ирина Сергеевна
г. Ртищево, 2016
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский
Кружок «юные экологи»» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка »Юные экологи» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –
драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в две недели – среда. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 11 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Юный эколог»
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема | Задачи | Содержание | Дата |
1 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. | 07.09.2016 |
2 | «То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение | 21.09.2016 |
3 | «Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки», | 05.10.2016 |
4 | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью. | Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?» | 19.10.2016 |
5 | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. | Подвижная игра « Кто в домике живет?» Природные приметы. Массаж пальцев «Грачи». Птичьи заклички. Речевая игра « Кто же это?» | 02.11.2016 |
6 | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» | 16.11.2016 |
7 | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. | 30.11.2016 |
8 | «Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию | 14.12.2016 |
9 | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. | 18.01.2017 |
10 | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. | 01.02.2017 |
11 | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа | 15.02.2017 |
12 | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. | 01.03.2017 |
13 | «Наблюдение за сезонными изменениями» | Формировать представления об изменениях в природе; — учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); — закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование художественного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». | 15.03.2017 |
14 | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. | 29.03.2017 |
15 | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. | 12.04.2017 |
16 | «Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». | 26.04.2017 |
17 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. | 10.05.2017 |
18 | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», музыкально- ритмическое упражнение «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей. | 24.05.2017 |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2010г.
Экологический кружок «Юный эколог»
Список детей
1 Акимова Софья
2 Анисимова Нелли
3 Асоян Сепан
4 Голдов Кирилл
5 Гусев Артем
6 Дорохин Сергей
7 Зверков Никита
8 Ильина Диана
9 Кирьянов Алексей
10 Кобзина Надя
11 Плякин Слава
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологии
Данный перспективный план составлен по методике С.Н.Николаевой для подготовительной к школе группы...
План работы по экологии во второй младшей группе МБДОУ№6 «Улыбка» ЗМР РТ, воспитатель Майорова Юлия Станиславовна
План работы по экологии во второй младшей группе ...
переспективный план работы по экологии во 2 младшей группе
Тема экологии очень актуальна в наше время. Каким вырастет этот малыш очень важно.Это наше будущее, будующие жители Земли. Человек- царь природы , говорили раньше.Сейчас к счастью мнение и...
План работы по экологии сентябрь-ноябрь
В Плане работы по экологии представлена работа воспитателя с родителями и детьми за осенние месяцы...
Перспективный план работы по экологии в старшей группе
Перспективный план работы по экологии в старшей группе...
Перспективный план работы по экологии в старшей группе.
Перспектывный план работы попарциальной программа " Юный эколог" на учебный год. По программе" От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойАвтор программы: С.Н. Ни...
Перспективный план работы по экологии 1 младшая группа
Перспективный план работы по экологии с детьми 1 младшей группы...