План работы кружка "Юный эколог"
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhka_yunyy_ekolog.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №5  «Сказка»  г. Ртищево Саратовской области

                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

                                                                        Заведующий  муниципального

                                                                        дошкольного образовательного

                                                                        учреждения «Детский сад №5

                                                                       «Сказка» г. Ртищево Саратовской  области»

                                                                        _______________ / Е.Н. Хамленко/                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                          

                                                                           

                                                                           Принято:

                                                                           на заседании педагогического совета

                                                                           МДОУ «Детский сад №5 « Сказка»

                                                                           г. Ртищево Саратовской области»

                                                                           Протокол №1 от «30»  августа 2016г.

                                                           Приказ №195  от «30» августа 2016 г.

Программа кружка

«Юный эколог»

 (для детей 4-5 лет)

на 2016-2017 уч. год.

Руководитель:

Никитина Ирина Сергеевна

 

г. Ртищево, 2016

Пояснительная записка

               «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

                                                                                                     В.Сухомлинский  

               Кружок «юные экологи»»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

              Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

            Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание.

 Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

 Работа кружка »Юные экологи»  призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития  экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

   1.  Наглядные методы:

         - экскурсии, целевые прогулки;

         - наблюдения;

         - показа сказок (педагогом, детьми);

         - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

         - проведение дидактических игр;

    2. Словесные методы:

        - чтение литературных произведений;

        - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    3. Игровые методы:

       - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –

         драматизаций и др.);

       - загадывание загадок;

       - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

    4.  Практические методы:

        - организация продуктивной деятельности детей;

        - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

       - постановка сказок, отрывков литературных произведений;

       - изготовление с детьми наглядных пособий.

        При построении системы работы экологического кружка  я обратила  особое внимание  на    следующие основные направления.

     1.  Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

     2.  Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

     3.  Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

           Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в две недели – среда.  План кружка рассчитан на год.  Количество детей посещающих кружок -  11 человек.  Возраст детей: от  4  до 5  лет.

          Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

   1.  Должны  знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

   2.  Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

   3.  Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

         

 

 

Перспективный план работы кружка «Юный эколог»

на  2016-2017  учебный год

№ п/п

Тема

Задачи

Содержание

Дата

1

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

07.09.2016

2

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

21.09.2016

3

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

05.10.2016

4

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью.

Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»

19.10.2016

5

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра « Кто в домике живет?» Природные приметы. Массаж пальцев «Грачи». Птичьи заклички. Речевая игра « Кто же это?»

02.11.2016

6

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

16.11.2016

7

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

30.11.2016

8

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

14.12.2016

9

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

18.01.2017

10

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии

 (снег, лед).        

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

01.02.2017

11

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,

практическая работа

15.02.2017

12

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

01.03.2017

13

«Наблюдение за сезонными изменениями»

Формировать представления об изменениях в природе;

— учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

— закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.        

Использование художественного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

15.03.2017

14

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

29.03.2017

15

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

12.04.2017

16

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

26.04.2017

17

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

10.05.2017

18

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф»,

 музыкально- ритмическое упражнение «Волна», пальчиковая гимнастика

 «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей.

24.05.2017

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2010г.

 

 

Экологический кружок «Юный эколог»

Список детей

1        Акимова Софья

2        Анисимова Нелли

3        Асоян Сепан

4        Голдов Кирилл

5        Гусев Артем

6        Дорохин Сергей

7        Зверков Никита

8        Ильина Диана

9        Кирьянов Алексей

10        Кобзина Надя

11      Плякин Слава


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологии

Данный перспективный план составлен по методике С.Н.Николаевой для подготовительной к школе группы...

переспективный план работы по экологии во 2 младшей группе

Тема экологии очень актуальна в наше время. Каким вырастет  этот малыш  очень важно.Это наше будущее, будующие жители Земли. Человек- царь природы , говорили раньше.Сейчас к счастью мнение и...

План работы по экологии сентябрь-ноябрь

В Плане работы по экологии представлена работа воспитателя с родителями и детьми за осенние месяцы...

Перспективный план работы по экологии в старшей группе

Перспективный план работы по экологии в старшей группе...

Перспективный план работы по экологии в старшей группе.

Перспектывный план работы попарциальной программа " Юный эколог" на учебный год. По программе" От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойАвтор программы: С.Н. Ни...

Перспективный план работы по экологии 1 младшая группа

Перспективный план работы по экологии с детьми 1 младшей группы...