Перспективный план работы по экологии
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Глебова Нина Анатольевна

Данный перспективный план составлен по методике С.Н.Николаевой для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologii.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по формированию экологической культуры

 (образовательная область ПОЗНАНИЕ) для старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка. Содержание представленного плана отражает основные принципы построения программы по экологической культуре для старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие экологической воспитанности дошкольников.

Задачи: 1. Освоение экологических представлений.

               2. Развитие познавательных умений.

               3. Овладение умениями ухода за живыми существами.

               4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Система педагогического воздействия: 1. Непосредственная образовательная деятельность

                                                                         2. Совместная деятельность взрослого с ребенком.

                                                                         3. Самостоятельная деятельность детей.

                                                                         4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Месяц

Совместная деятельность взрослого с ребенком

НОД

Организация самостоятельной деятельности детей

Сентябрь

Ребенок и его здоровье.

Беседа «Чистота и здоровье».

Дид\игры «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены».

Сюжет\игры «Поликлиника», «Аптека».

Чтение: Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Кукольный спектакль по сказке К.Чуковского «Мойдодыр». Театрализованное представление для малышей по стих-нию А. Барто «Девочка чумазая»  

Растительный мир

Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Начало осени».

Чтение: И.Соколов-Микитин «Осень в лесу»

Дид\игры на закрепление названий и внешнего вида растений цветника

Продуктивная деятельность «Осенний хоровод деревьев»

Животный мир

Рассматривание иллюстраций. Рассказ вос-ля. Чтение: А.Кушнер «Птицы», Н.Сладков «Осень на пороге».

Неживая природа

Опытно-исслед. деят-ть: опыт с воздушным шаром (услышать воздух); опустить камушек в воду – пойдут пузыри (увидеть воздух).

Беседа «Что такое воздух»

Труд людей в природе

Рассматривание иллюстраций.

 Рассказ вос-ля о  сборе урожая в садах и на огороде, заготовках на зиму. Познакомить с осенними полевыми работами. Рассказ о посеве озимых культур, об их зимовке под снегом.

 Чтение: Л.Воронкова «Солнечный денек» (главы из книги)

1. Беседа о лете – углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках.

Эколог\игра «Где что зреет» - учить различать овощи и фрукты

Карты с изображением леса, поля, огорода, сада; карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров природы; корзинки; иллюстрации о временах года.

2. Беседа «Какие бывают насекомые» - систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

Игра «Кто где живет» -уточнить место обитания насекомых.

Игра В.Воскобовича  «Чудо-соты» - развивать познавательные и творческие способности  детей

        

3. Беседа «Планета Земля в опасности» - Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар.

Картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «кузнечик в траве»; грамзаписи «Танец бабочек» М.Красева; отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказки о царе Салтане» - полет шмеля, комара, мухи; игра В.Воскобовича «Чудо-соты».

Глобус, плакат SOS,  флажок SOS. Грамзаписи: Д.Лолей «Одинокий пастух», «Капли дождя Э.Марикони»

4. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» - научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Игра «Живая и неживая природа» - продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Опыт «Гром и молния» - помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.

Объекты природы и «неприроды» (кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.

Октябрь

Ребенок и его здоровье

Рассматривание овощей и фруктов, составление описательных рассказов. Беседы: «Полезная пища», «Витамины и здоровье». Чтение: Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», Л.Зильберг «Полезные продукты». Дид\игры: «Угадай на вкус», «Полезные продукты», «Аскорбинка и ее друзья». Продуктивная деятельность: посадка лука на перо и корней петрушки на зелень

Растительный мир

Рассматривание картин, иллюстраций.

Беседа «Золотая осень в гости к нам пришла».

 Чтение:М. Лесовая «Листья солнцем наливаются…» М.Пришвин «Осенние листики», А.Пушкин «Унылая пора…», И.Соколов-Микитин «Золотая осень», А.Толстой «Осень».

Дидактические игры на определение семян и плодов деревьев.

Продуктивная деятельность «Золото осени».

Животный мир

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Муравейник и его жители», «Домашние животные. Их роль в жизни человека – в жозяйстве и армии.

 Чтение: А.Барто «Дозор», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», Л.Толстой «Пожарные собаки».

Дид\игры на закрепление знаний о домашних животных.

Продуктивная деят-ть «На охране границы»

Неживая природа

Рассматривание иллюстраций.  Беседы «Как изменилась природа», «Ведение календаря погоды»

Труд людей в природе

Рассматривание иллюстраций. Рассказ вос-ля. Дид\игры на закрепление знаний об овощах и фруктах.

1. Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Эколог\игра «Узнай целебную траву»- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской  деят-ти.

2. В эколог.комнате

«Зарядка аквариума»-дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб.

«Сравнение рыб и лягушек»-формировать  обобщенное представление

Опыт. «Определение возраста рыбы» - научить опытническим путем определять возраст рыбы.

3. «Почему белые медведи не живут в лесу?»-познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.

Эколог\игра «Кто где живет?»-закрепить знания детей о среде обитания животных.

Письмо белому медведю – расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие.

4. Экскурсия в осенний парк «Как растения готовятся к зиме»- сформировать представления о состоянии растений осенью.

Эколог\игра «Кто больше запомнит».

Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Банка с водой и рыбками; аквариум (все для зарядки аквариума); большая емкость с водой; лопатки; картины с изображением лягушек; кукла Хрюша; чешуйки рыбы; темная бумага; увеличительные стекла.

Книга «Экология в картинках», глобус, маленькие изображения животных: белые медведи, обезьяны, слоны, крокодилы, лягушки; клей, 2 картины с изображением медведей.

Рассказ Н.Павловой «Поехали», природный материал.

Ребенок и его здоровье

Рассматривание полости рта в зеркало, определение состояния зубов. Беседы: «Здоровые зубы – здоровые дети», «Почему нужно лечить зубы». Чтение: А.Анпилов «Зубки заболели», В.Ланцетти «Все качается», С. Прокофьева, Г.Сапгир «Румяные щеки». Дид\игра «Зуб Неболей-ка». Сюжет\игра «Поликлиника».

Растительный мир

Ноябрь

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Деревья поздней осенью».

Чтение: А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Продуктивная деятельность: «Осенний парк», «Наш участок осенью».

Животный мир

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о птицах.

Рассказ вос-ля о жизни водоемов.

Чтение: Г.Скребинский «Маленький лесовод», И.Соколов-Микитин «Дятлы»

Неживая природа

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о погоде осенью (по календарю природы)

Чтение: Я.Аким «Первый снег».

Труд людей в природе

Закреплять знания об осенних работах в парках, полях и на огородах, о заботе о домашних животных (подготовка растений к зимовке, уборка листвы, утепление помещений для скота)

1. Беседа о кроте – дать представление о особенностях внешнего строения и поведения крота.

Дид\игра «Узнай, какой зверь» - учить классифицировать животных.

2. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» - сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

Опыт «Растение теряет воду через испарение» - Дать понятие детям о способе потери воды растениями.

3. «Обитатели экологической комнаты» - уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы.

Эколог\игра «Чем похожи? Чем отличаются?» - формировать умение обследовать объект, формировать умение доказывать принадлежность объекта к живому.

4. «Беседа об осени» - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Игра В.Воскобовича «Прозрачный квадрат».

Иллюстрация «Крот», сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»        

Два растения – засухоустойчивое и влаголюбивое, глобус; растение в горшочке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

Растения, животные – обитатели уголка природы; элементы сенсорных моделей: цвет, форма, характер поверхности листьев, численность.

Ковролин с явлениями природы по временам года, осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, игра В.Воскобовича «Прозрачный квадрат», схемы к игре.

Ребенок и его здоровье

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, целевая прогулка к медицинскому учреждению. Беседа о работе врача.

 Чтение: В.Ивенин «Слово врача».

Декабрь

Сюжет\игра «Поликлиника», «Аптека».

Растительный мир

Рассматривание картин, иллюстраций.

Рассказ вос-ля.

Чтение: С.Есенин «Береза», И.Соколов-Микитин «Зима в лесу».

Продуктивная деятельность «Деревья в снегу».

Животный мир

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто прилетает к нам на кормушку».

Рассказ вос-ля о жизни рыб зимой

Чтение: И.Гришашвили «Охраняй птиц!», С.Михалков «Дельный совет».

Дид\игры на закрепление знаний о зимующих птицах.

Продуктивная деятельность «Гости на нашей кормушке».

Неживая природа

Опытно-исследовательская деятельность: выявить, где быстрее остынет вода в бутылке; в снегу или на открытом месте.

Чтение: Л.Кондрашенко «Следы на снегу», И.Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А.Пушкин «Зимний вечер».

Труд людей в природе

Наблюдение за работой дворника: сгребает снег к стволам деревьев, укрывает клумбы с многолетниками.

Продуктивная деятельность: помощь в сгребании снега к деревьям, кустам и клумбам.

1. «Беседа о лесе» - уточнить и расширить представления детей о лесе.

«Дуб и сосна. Строение и отличие» - Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т.д.). Учить отличать дуб от сосны.

2. «Дуб и сосна» - дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной.

«Опыт. Летающие семена» - познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

3. «Волк и лиса – лесные хищники». Уточнить представления детей   об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

«Письмо волку и лисе» - показать необходимость существования на земле всех видов животных, независимо от наших симпатий и интипатий.

4. «Наблюдение за кошкой и котятами» - выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.

«Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку» - выяснить, как моется кошка.

Январь

Панно для модели «Лес» и панно для раздаточного материала. Картинки для модели «Лес»; картинки животных, не живущих в наших лесах. Картинки домашних животных; игровой персонаж «Незнайка»; репродукции картин, стихи, загадки; комплект карточек «Дуб и сосна».

Комплект карточек «Дуб и сосна» из пособия Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы».

Игрушка-заяц, картины «Заяц на лежке», «Волчья стая зимой», «Лиса», «Медвежья берлога», модель «Длинные и короткие ноги», контуры дома, деревьев, картины с изображением волка, лисы.

Красивая игрушка – котенок, картины «Кошка во дворе», «Кошка с котятами», игрушки для котенка: шарик или мячик, бумажный бантик на веревочке, ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш.

Ребенок и его здоровье

Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств.

Беседы: «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как работают наши органы».

Чтение В.Бондаренко «Язык и уши», С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е.Пермяк «Про нос и язык».

Дид\игра «Кто больше знает о себе».

Сюжет\игра «Диспансеризация».

Продуктивная деятельность «Мы одинаковые и разные», «Портреты».

Растительный мир

Опытно-исследовательская деятельность: раскопать глубокий снег, показать спрятавшиеся там растения.

Рассказ вос-ля: Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою..»

Дид\игры на закрепление знаний о комнатных растениях.

Животный мир

Опытно-исследовательская деятельность: кусочек коры поместить в тепле на белый лист бумаги, наблюдать появление насекомых.

Рассказ вос-ля «Как зимуют насекомые».

Беседа «Звери наших лесов».

Чтение: С.Есенин «Поет зима, аукает…», Г.Скребицкий «В зимнюю стужу», «Митины друзья», Е.Чарушин «Олениха с оленятами», «Лосиха с лосенком», «Рысь», С.Черный «Волк».

Ди\игры на закрепление знаний о диких животных средней полосы России.

Продуктивная деятельность «Елка для птиц - съедобные подарки».

Неживая природа

Опытно-исследовательская деятельность: превращение снега и льда в воду и пар с последующей его частичной конденсацией.

Беседа «Зимний день».

Чтение: К.Бальмонт «Снежинка», М.Клокова «Дед Мороз», В.Пашков «Русская зима».

Труд людей в природе

Рассказать о подготовке с\х техники к весенним работам, уточнить названия ее видов: борона, сеялка, комбайн, трактор; объяснить их значение и назначение.

Февраль

1. «Кто главный в лесу?» - дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.

«Как вести себя в лесу» - способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

2. Беседа «Я - человек» - на основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее.

«Опыт. Выяснение причины храпа человека» - выяснить, почему человек храпит.

3. «Сравнение диких и домашних животных» - уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.

«Тризовая игра «Что было бы, если бы…(кошка лаяла)?»» - развивать воображение, творчество детей.

4. «Что мы знаем о птицах?» - уточнить представления детей о знакомых птицах. условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в экологической комнате.

 Эколог\игра «Отгадай, какая птица» - учить узнавать птицу по повадкам. внешнему виду, песням.

Эколог\игра «Птичья столовая» - дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев», карточки, изображающие разное поведение в лесу.

Модель изображения человека, карточки с изображением живых, неживых предметов, модель «мозга», картинки для составления портретов. вощеная бумага, ножницы, линейка.

Картины с изображением свиньи, коровы, кабана, лося; игрушки: медведь, мышка.

Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер, два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».

Ребенок и его здоровье

Беседы: «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней», «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано».

Чтение: Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», И. Семенов «Как стать Неболейкой».

Сюжет\игра «Больница».

Продуктивная деятельность: плакаты о защите природы.

Растительный мир

Рассматривание картин, иллюстраций.

Продуктивная деятельность «Зимние кружева»

Животный мир

Рассказ вос-ля.

Беседа «Животные юга и севера».

Чтение: Н.Асеев «Снегири», Б.Заходер «Мохнатая азбука», Г.Скребицкий «В зимнюю стужу».

Дид\игры на закрепление знаний о диких животных.

Продуктивная деятельность «Зоопарк».

Неживая природа

Беседа «Зимняя погода» (по календарю погоды).

Продуктивная деятельность «Рисует узоры мороз на оконном стекле».

Труд людей в природе

Рассказ вос-ля о работах в садах и парках: стряхивают снег с деревьев, чтобы не поломались ветки. Закрепить знания об уходе за животными на животноводческих фермах.

Продуктивная деятельность: охрана деревьев и кустарников.

1. «Экологические пирамиды» - формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Игра «Живая пирамида» - закрепить знания детей об «экологических пирамидах».

2. «Двугорбый верблюд пустыни» - углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету.

«Напиши письмо верблюду» - расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие.

«Опыт. Определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды» - показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

3. «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» - формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их к зимнему периоду.

«Опыт. Как маскируются животные» - выяснить как маскируются животные.

4. «Как узнать зиму?» - обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Набор полосок бумаги разной длины с изображением колосков, травы, зайцев, волка, мышек и совы.

Картинки с изображением верблюда, пособие Н.Рыжовой «Напиши письмо мартышке», зеркальце.

Картины: «Лоси в лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», игрушка – зайчик, контурное изображение сосны, зимнего дерева, ели, куста, 4-этажного дома, маленькие картинки с изображением белки, лося, зайца; модель маскировки;  листы белой бумаги, желтые мелки, красный прозрачный пластик, ковролин, веревочки-липучки.

Картины на зимнюю тематику; календарь наблюдений; подборка стихов о зиме; запись произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года»; тонированная бумага, краски, кисти для рисования.

Март

Ребенок и его здоровье

Беседа «Как помочь себе и другу».

Дид\игра и упр-ния: «Окажи помощь», «Что делать, если… (порезал палец, обжегся и т.д.)».

Игровые тренинги «Оказание первой помощи», «Позвони 03».

Сюжет\игра «Скорая помощь».

Продуктивная деятельность «Автомобиль скорой помощи».

Растительный мир

Опытно-исследовательская деятельность: размножение растений вегетативным способом.

Беседа «Как растут растения».

Чтение: М.Пришвин «Разговор деревьев».

Продуктивная деятельность: черенкование комнатных растений.

Животный мир

Рассматривание картин, иллюстраций.

 Рассказ вос-ля о морских обитателях.

Чтение: О.Белявская «Весенние вести», И.Соколов-Микитов «Весна».

Продуктивная деятельность: «Морские глубины», «Аквариум».

Неживая природа

Опытно-исследовательская деятельность: внести сосульку, снег в тепло, рассмотреть талую воду.

Беседы: «Солнце – источник жизни на Земле», «Ранняя весна».

Чтение: А. Ахундова «Сосульки», В.Инбер «Что такое весна?», И.Соколов-Микитов «Ранней весной», Е.Трутнева «На помощь весне», Ф.Тютчев «Зима недаром злится…».

Продуктивная деятельность «Закат солнца»

Труд людей в природе

Рассказ вос-ля о подготовке к весеннему севу (очищают зерно, проверяют его на всхожесть, заканчивают ремонт техники). Рассказать о труде садовника: сыпет торф возле деревьев, чтобы задержать талую воду.

Продуктивная деятельность: снегозадержание.

Апрель

1. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» - обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

Подв\игра «Ходят капельки по кругу» - дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

2. «Свойства воды» - познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

3. «Кто живет в воде» - познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

Подв\игра «Мы – водные животные» - закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.

4. «Что растет в воде» - познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, сюжетные картинки с сюжетами использования воды. рассказ «Что такое кислый дождь?»

Стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло, зеркальце.

Картинки с изображением речных животных: рыбы, лягушки, бобры, раки. Панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.

Рисунки, фотографии водоемов и водных растений. Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Ребенок и его здоровье

Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой».

Чтение: В.Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С.Прокофьева «Румяные щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте.

Дид\игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Сюжет\игра «На зарядку становись…»

Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку».

Растительный мир

Рассматривание картин, иллюстраций.

Чтение: К.Бальмонт «Подснежник», Л.Гулыга «Весна», И.Соколов-Микитов «Цветы леса», А.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник».

Продуктивная деятельность «Изумрудная зелень».

Животный мир

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о насекомых.

Чтение: А.Сарсеков «Бабочка, давай дружить!».

Дид\игры на закрепление знаний о птицах.

Продуктивная деятельность «Живые цветы»

Неживая природа

Опытно-исследовательская деятельность с почвой.

Рассказ вос-ля о ледоходе.

Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…».

Продуктивная деятельность: «Ледоход на реке».

Труд людей в природе

Закрепить знания о подготовке к весеннему севу, посеву семян овощей и цветов на рассаду.

Продуктивная деятельность: посев овощных и цветочных семян на рассаду.

1. «Весенний уход за комнатными растениями» - учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить.

«Опыт. Вырастить из морковных верхушек морковь» - показать детям. что морковь можно вырастить из морковных верхушек.

2. «Беседа о дождевых червях» - продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателях, показать их приспособленность к почвенной среде.

«Письмо дождевого червя» - расширять представления детей о животном мире.

«Опыт. Выяснение причин выхода червей на поверхность во время дождя» - установить почему во время дождя черви выходят на поверхность.

3. «Красная книга – символ опасности» - дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных.

Эколог\игра «Растения и животные Красной книги»  - познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

4. «Мой край родной – заповедные места Самарской области» - познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности.

Игра «Посели  животных»  -  закрепить знание мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоема).

Игрушка – кукла Айболит. грузовая машина с зелеными  крестами. чемоданчик доктора. в котором палочки для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики, пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем. Мешочек с хорошей землей на машине.

Верхушки морковки, песок, емкость для посадки.

Рисунки или фотографии дождевого червя; полстакана камешков для аквариума в экологической комнате; сказка Н.Павловой «Большое чудо».

Картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; принадлежности для рисования.

Иллюстрации заповедных мест Самарской области, открытки, слайды, заметки из газет и журналов.

Ребенок и его здоровье

Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье – главное богатство».

Развлечение «Путешествие в Страну Здоровья».

Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни, паспорт здоровья.

Детско-родительский проект: портфолио ребенка «Я и мое здоровье».

Растительный мир

Рассматривание картин, иллюстраций.

Беседа «Цветущая весна».

Чтение: И.Бунин «В лесу», С.Есенин «Черемуха», «Ландыш», М.Пришвин «Золотой луг», Е.Серова «Ландыш».

Продуктивная деятельность: «Одуванчики на лугу», «Цветущий сад».

Животный мир

Рассказ вос-ля.

Чтение: В.Бианки «Четыре времени года». Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», И.Соколов-Микитов «Рой».

Неживая природа

Беседа «Какая погода была весной».

Чтение: З.Александрова «Салют весне», Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Труд людей в природе

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ вос-ля о весеннем севе, высадке рассады на огороде. Познакомить с особенностями содержания домашних животных: стада пасутся на пастбищах, питаются сочной травой, поэтому дают самое питательное молоко.

Чтение: Л.Воронкова «Солнечный денек» (главы из книги).

1. «Знакомство со свойствами воздуха» - познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

«Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух» - опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

2. «Носы нужны не только для красы» - познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Дид\игра «Твердые. жидкие, газообразные человечки» - помочь детям понять отличие газообразных, жидких. твердых веществ.

«Опыт. Выяснить почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа» -  показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

3. «Солнце – большая звезда» - дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Игра «Догони свою тень» - познакомить детей с понятиями света и тени.

Опыт «Волшебный лучик» - показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.

4. «Беседа о весне» - уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

Воздушные шары, спасательный круг, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка, свистульки, бутылки, листы бумаги, духовые инструменты. Куклы – Знайка, Незнайка, Винни-Пух. Рисунки из пособия Н.Рыжовой «Воздух-невидимка».

Зеркала для всех детей, бумажные короны с рисунками, воздушные шарики; фотографии верблюда и сайгака, 3-литровая банка с крышкой, песок, резиновый шланг, резиновая груша.

Схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба. рисунки с изображением дома-природы, и обычного дома, настольная лампа, ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Картинки с явлениями природы, картинки с изображениями животных, календарь погоды, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П.И.Чайковского «Времена года».

План совместной работы с семьями воспитанников

 по формированию экологических представлений дошкольников

ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Безенчук Самарской области

структурное подразделение  «детский сад «Колосок»»  

Мероприятия

Срок проведения

1.

1.1. Родительское собрание. Деловая игра

 « Укрепление здоровья через родную природу»

1.2.. Участие в проведении «Недели Здоровья».

1.3. Консультация для родителей: « Пребывание детей на свежем воздухе».

Сентябрь

2.

1.1.Семинар – практикум для родителей : «Экология и здоровье».

1.2. Спортивный праздник с участием родителей на участке ДОУ.

1.3. . Устный журнал «Ребенок познает мир».

Октябрь

3.

1.1. «Круглый стол» : « Организация эколого – развивающей среды в ДОУ».

1.2. Консультация для родителей: « Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста».

1.3. Анкетирование родителей: « Влияние экологии на здоровья человека».

Ноябрь

4.

1.1. «Почтовый ящик». (Вопросы родителей)

1.2.Участие родителей в проведении миниакции «Елочка – зеленая иголочка».

1.3. Информационный бюллетень: «Оздоровление дошкольников с использованием аэрофитотерапии».

Декабрь

5.

1.1. Совместная с детьми постановка спектакля «Природы жалобная книга».

1.2. Участие родителей в поведении «Недели Здоровья».

1.3. Консультация для родителей «Система сотрудничества с родителями как условие экологического воспитания дошкольников».

Январь

6.

1.1. «Устный журнал»  «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников».

1.2. КВН старших дошкольников с родителями «Зеленая аптека».

Февраль

7.

1.1. Практикум общения педагогов и родителей: «Здоровый дошкольник».

1.2.Участие родителей в проведении миниакции «Домики для птиц»

Март

8.

1.1. Участие родителей в субботнике «Чистая территория».

1.2. Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения к здоровью в семье».

1.3. Участие родителей в празднике

«День Земли».

Апрель

9.

1.1. Информационный бюллетень: «Лето красное и опасное»

1.2. Участие родителей в организации экскурсии в лесополосу.

1.3. Анкетирование родителей: « На «Вы» с природой».

Май

10.

1.1. Участие родителей в проведении «Недели Здоровья».

1.2. Консультация для родителей : «Природа , как естественный фактор воспитания (природа и ребенок, здоровье ребенка)».

1.3. «Устный журнал» :  « Лето – наиболее благоприятный период для укрепления здоровья детей, их всестороннего развития».

Июнь

11.

1.1. Информационный бюллетень «Закаливание детей природными факторами».

1.2. Консультация для родителей: «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней».

1.3. Участие в празднике «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Июль

12.

1.1. Вечер вопросов и от ответов : «Экология и здоровье».

1.2. Участие родителей в мероприятии «Ура! Мы идем в поход!»

1.3. Участие родителей в разработке «Экологической тропы».

Август


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологии в старшей группе

Перспективный план работы по экологии в старшей группе...

Перспективный план работы по экологии в старшей группе.

Перспектывный план работы попарциальной программа " Юный эколог" на учебный год. По программе" От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойАвтор программы: С.Н. Ни...

Перспективный план работы по экологии 1 младшая группа

Перспективный план работы по экологии с детьми 1 младшей группы...

Перспективный план работы по экологии во 2 младшей группе

Перспективный план работы по экологии во 2 младшей группе...

Перспективный план работы "Неделя экологии" в подготовительной группе

Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влия...

"Перспективный план работы по экологии в подготовительной группе"

В плане расписана работа по данной теме на учебный год....