Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
“Хлеб всему голова”
Воспитатель: Чистякова Е.Л.
Программное содержание: Расширить и закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Труд на пользу общества почётное и нужное дело. Особо отличившихся в работе колхозников награждают премиями, медалями, орденами.
Уточнить знания детей о том, как раньше убирали урожай, как сейчас убирают его, какие машины помогают колхозникам в их работе.
Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Обогащать словарный запас детей: ржаной хлеб, бункер, хлебозавод, пшеница озимая, яровая, колхозники, хлеборобы, земледельцы, крестьяне.
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок о хлебе, о труде отгадывание загадок, рассматривание колосьев пшеницы, чтение рассказа М. Глинской «Хлеб» глава из книги о растениях «Пшеница», «Рож», рассказа Винокурова «Как самолёт в поле работает», рассматривание картин, иллюстраций, оформление альбома «Хлеб всему голова», тематической выставки рисунков на эту же тему.
Методические приёмы: чтение стихотворения Акима «Хлеб» воспитателем. Сравнение колосьев ржи и пшеницы. Рассматривание картины «Жатва», беседа по картине «Уборка урожая в колхозе». Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик» ребёнком. Повторение пословиц о труде. Повторение пословиц о хлебе. Чтение стихотворения «Руки человека» ребёнком. Сюрпризный момент: вносят каравай.
Ход НОД: чтение стихотворения Акима «Хлеб» воспитателем.
Пашут каждую весну,
Подымают целину
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай, как хлеб растят
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в поля лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Дети, откуда же берётся хлеб? (его выращивают в поле).
Загадки о поле: «Не море, а волнуется»
Как вы понимаете смысл этой загадки?
«В долг зерно возьмёт, каравай вернёт» (объяснить смысл загадки).
Воспитатель: Какие вы знаете зерновые культуры? (рож, пшеница, ячмень, кукуруза ).
Сравнение колосьев пшеницы и ржи.
Показать колосья пшеницы.
Что я держу в руке? (колосья пшеницы)
А это что? (колосья ржи).
Чем похожи рожь и пшеница? (это хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, у них есть стебель, колос, усики)
Чем они отличаются друг от друга ? (колос пшеницы толще, чем ржи, зёрна пшеницы округлые, а ржи длинные, из ржи получают муку тёмную, поэтому пекут не булочки, а ржаной хлеб).
Перед каждым ребёнком на столе зёрна пшеницы и ржи.
Какие виды пшеницы и ржи вы знаете? (озимая, яровая).
Что значит озимая пшеница? (сеют осенью, под зиму).
А яровая ?(сеют весной).
Физкульт. минутка.
Ча – ча – ча - наша печка горяча(приседания)
Чи – чи – чи - печёт печка калачи (делают калачи)
Чу – чу – чу – будет всем по калачу
Чо – чо – чо – бадет очень горячо (хлопки).
- Как называют людей которые выращивают хлеб? (Хлеборобы, земледельцы, колхозники, крестьяне).
- Как раньше собирали урожай? (Вручную, при помощи серпа и косы).Показ и рассматривание картины «Жатва».
- Когда так убирали урожай? (Раньше, когда не было машин).
- Почему даже маленькие дети находились в поле? (Раньше все работали в поле, детей не с кем было оставить, детских садов не было).
- Как сейчас собирают урожай? (Людям помогают машины). Рассматривание картины «Уборка урожая в колхозе».
- Что вы видите на этой картине? (Большое широкое поле).
- Что растёт на этом поле? (Пшеница).
- Какие машины помогают колхозникам убирать урожай? (Комбайны).
- Что делает комбайн? (Косит, молотит, собирает зерно в бункер (объяснить что это такое и показать где находится бункер), выбрасывает солому кучами на поле).
- Дети, а ещё что вы видите? (Грузовую машину, которая увозит зёрна с поля).
- Какие машины ещё помогают колхозникам? (Трактора, культиваторы, сеялки, веялки, самолёты).
- Что нужно сделать с землёй чтобы вырос хороший урожай? (Землю пашут, рыхлят, сеют зёрна, промалывают, удобряют, поливают).
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик» ребёнком.
По земле сырой и жёсткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.
И до вечера, и позже,
До полночи с темнотой
Зёрна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
- Как вы думаете, легко ли вырастить богатый урожай хлеба? (Нелегко, надо много работать, хорошо потрудится).
- Какую пользу труд хлеборобов приносит людям? (Хлеборобы выращивают хлеб. Он нужен всем людям. Хлеб – ценнейший продукт питания).
- Какие пословицы о труде вы знаете? («Труд земледельца велик и почётен», «Труд человека кормит, а лень портит», «Землю красит солнце, а человека труд», «Не потрудиться, так хлеб не родится», и т.д.).
- Как у нас в стране отмечают труд лучших хлеборобов? (Награждают орденами, медалями, премиями, почётными грамотами).
Слово заслуженному колхознику.
- После того как колхозники собрали урожай, куда везут зерно на машинах? (На хлебоприёмные пункты, на элеваторы).
Загадка:
«На просторе в море хлеба
Замок с башнями до неба,
Замок с башнями до неба
Сохранит всё море хлеба»(Элеватор).
- Что такое элеватор? (Здание где хранится хлеб).
- Что делают с зерном дальше? (На мельнице мелют, получают муку).
- Что делают из ржаной муки? ( Показать ржаной хлеб).
- Что пекут из пшеничной муки?
- «Хлеб был, и всегда будет главным продуктом питания. Очень много трудностей испытал наш народ, пока стал жить в достатке».
- Как нужно относится к хлебу? (Беречь его, не выбрасывать, съедать за столом весь хлеб).
- Какие пословицы о хлебе вы знаете? («Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори», «Каждую крошку в ладошку», «Хлеб ржаной, отец наш родной»).
Чтение стихотворения «Руки человека» ребёнком. Воспитатель в русском костюме выносит каравай.
- Вот он, хлебушка душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло;
Ведь не сразу стали зёрна,
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»
Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...
приложение к конспекту открытого НОД для старшего дошкольного возраста по теме: Хлеб-всему голова.
приложение №1 РЕцепты из хлеба....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию ...
План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»
Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие»
Конспект НОД " Малая Родина"...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...