Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чистякова Елена Леонидовна

Познавательная информация о хлебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

“Хлеб всему голова”

               

Воспитатель: Чистякова Е.Л.


Программное содержание: Расширить и закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Труд на пользу общества почётное и нужное дело. Особо отличившихся в работе колхозников награждают премиями, медалями, орденами.

Уточнить знания детей о том, как раньше убирали урожай, как сейчас убирают его, какие машины помогают колхозникам в их работе.

Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Обогащать словарный запас детей: ржаной хлеб, бункер, хлебозавод, пшеница озимая, яровая, колхозники, хлеборобы, земледельцы, крестьяне.

Предварительная работа:  заучивание пословиц, поговорок о хлебе, о труде отгадывание загадок, рассматривание колосьев пшеницы,  чтение рассказа М. Глинской «Хлеб» глава из книги о растениях «Пшеница», «Рож», рассказа Винокурова «Как самолёт в поле работает», рассматривание картин, иллюстраций, оформление альбома «Хлеб всему голова», тематической выставки рисунков на эту же тему.

Методические приёмы: чтение стихотворения Акима «Хлеб» воспитателем. Сравнение колосьев ржи и пшеницы. Рассматривание картины «Жатва», беседа по картине «Уборка урожая в колхозе». Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик» ребёнком. Повторение пословиц о труде. Повторение пословиц о хлебе. Чтение стихотворения «Руки человека» ребёнком. Сюрпризный момент: вносят каравай.

Ход НОД: чтение стихотворения Акима «Хлеб» воспитателем.

Пашут каждую весну,

Подымают целину

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в поля лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Дети, откуда же берётся хлеб? (его выращивают в поле).

Загадки о поле: «Не море, а волнуется»

Как вы понимаете смысл этой загадки?

«В долг зерно возьмёт, каравай вернёт» (объяснить смысл загадки).

Воспитатель: Какие вы знаете зерновые культуры? (рож, пшеница, ячмень, кукуруза ).

Сравнение колосьев пшеницы и ржи.

Показать колосья пшеницы.

Что я  держу в руке? (колосья пшеницы)

А это что? (колосья ржи).

Чем похожи рожь и пшеница? (это хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, у них есть стебель, колос, усики)

Чем они отличаются друг от друга ? (колос пшеницы толще, чем ржи, зёрна пшеницы округлые, а ржи длинные, из ржи получают муку тёмную, поэтому пекут не булочки, а ржаной хлеб).

Перед каждым ребёнком на столе зёрна пшеницы и ржи.

Какие виды пшеницы и ржи вы знаете? (озимая, яровая).

Что значит озимая пшеница? (сеют осенью, под зиму).

А яровая ?(сеют весной).

Физкульт. минутка.

Ча – ча  – ча - наша печка горяча(приседания)

Чи – чи – чи - печёт печка калачи (делают калачи)

Чу – чу – чу – будет всем по калачу

Чо – чо – чо – бадет очень горячо (хлопки).

- Как называют людей которые выращивают хлеб? (Хлеборобы, земледельцы, колхозники, крестьяне).

- Как раньше собирали урожай? (Вручную, при помощи серпа и косы).Показ и рассматривание картины «Жатва».

- Когда так убирали урожай? (Раньше, когда не было машин).

- Почему даже маленькие дети находились в поле? (Раньше все работали в поле, детей не с кем было оставить, детских садов не было).

- Как сейчас собирают урожай? (Людям помогают машины). Рассматривание картины «Уборка урожая в колхозе».

- Что вы видите на этой картине? (Большое широкое поле).

- Что растёт на этом поле? (Пшеница).

- Какие машины помогают колхозникам убирать урожай? (Комбайны).

- Что делает комбайн? (Косит, молотит, собирает зерно в бункер (объяснить что это такое и показать где находится бункер), выбрасывает солому кучами на поле).

- Дети, а ещё что вы видите? (Грузовую машину, которая увозит зёрна с поля).

- Какие машины ещё помогают колхозникам? (Трактора, культиваторы, сеялки, веялки, самолёты).

- Что нужно сделать с землёй чтобы вырос хороший урожай? (Землю пашут, рыхлят, сеют зёрна, промалывают, удобряют, поливают).

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик»  ребёнком.

По земле сырой и жёсткой,

Там где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В чёрной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой

Зёрна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

- Как вы думаете, легко ли вырастить богатый урожай хлеба? (Нелегко, надо много работать, хорошо потрудится).

- Какую пользу труд хлеборобов приносит людям? (Хлеборобы выращивают хлеб. Он нужен всем людям. Хлеб – ценнейший продукт питания).

- Какие пословицы о труде вы знаете? («Труд земледельца велик и почётен», «Труд человека кормит, а лень портит», «Землю красит солнце, а человека труд», «Не потрудиться, так хлеб не родится», и т.д.).

- Как у нас в стране отмечают труд лучших хлеборобов? (Награждают орденами, медалями, премиями, почётными грамотами).

Слово заслуженному колхознику.

- После того как колхозники собрали урожай, куда везут зерно на машинах? (На хлебоприёмные пункты, на элеваторы).

Загадка:

«На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Замок с башнями до неба

Сохранит всё море хлеба»(Элеватор).

- Что такое элеватор? (Здание где хранится хлеб).

- Что делают с зерном дальше? (На мельнице мелют, получают муку).

- Что делают из ржаной муки? ( Показать ржаной хлеб).

- Что пекут из пшеничной муки?

- «Хлеб был, и всегда будет главным продуктом питания. Очень много трудностей испытал наш народ, пока стал жить в достатке».

- Как нужно относится к хлебу? (Беречь его, не выбрасывать, съедать за столом весь хлеб).

- Какие пословицы о хлебе вы знаете? («Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори», «Каждую крошку в ладошку», «Хлеб ржаной, отец наш родной»).

Чтение стихотворения «Руки человека» ребёнком. Воспитатель в русском костюме выносит каравай.

- Вот он, хлебушка душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло;

Ведь не сразу стали зёрна,

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию ...

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»

Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...